Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, а именно экономическую сущность инноваций, их классификацию, роль в развитии предприятия, а также основные виды источников финансирования инноваций. Вторая глава рассматривает современное состояние инновационной сферы в России, перспективы ее развития, проблемы, опираясь на рассмотрение опыта ведущих мировых стран, а также освещает ситуацию, сложившуюся в связи с отсутствием федерального нормативного документа, посвященного этой деятельности.
Цель работы – рассмотрение сложившейся ситуации в сфере инноваций, а также трудности и пути их преодоления в сложившихся для российской экономики условиях.
Введение………………………………………………..…………………………3
1. Теоретические основы инновационной деятельности………………….......5
1.1. Виды инноваций, их экономическая сущность…………………………5
1.2. Роль инноваций в развитии предприятий……………………………...12
1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников…………………………………………………………………...17
2. Организация инновационной деятельности………………………………..20
2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности………...…………...20
2.2. Государственное регулирование инноваций в РФ……….……………25
2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования………………………………………...……………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...38
Предприятием
следует управлять таким
1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников
Важным элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной деятельности, является финансирование. Его необходимость чаще всего обусловлена недостатком собственных средств у предприятия или прямой заинтересованностью в результатах деятельности государства или инвесторов. В современных условиях российской экономики финансирование инноваций является, пожалуй, основным условием самой возможности инновационной деятельности, потому что, к сожалению, на данный момент в основном исследованиями занимаются предприятия государственного сектора, в силу нехватки средств у частного, по этой же причине и бизнесмены обращаются за финансовой помощью к внешним источникам. Различают две формы финансирования инноваций - прямое и косвенное. Первое состоит из непосредственных прямых источников, второе - из косвенных. К прямым источникам финансирования относятся:
· бюджетные средства;
· внебюджетные фонды;
· собственные средства предприятий;
· кредиты;
· инновационные инвестиции;
· специальные фонды;
· инновационные иностранные кредиты;
· гранты.
Сюда можно отнести и другие источники (страховые фонды, целевые благотворительные поступления и др.)
К косвенным источникам финансовой поддержки инноваций относятся:
· налоговые льготы и скидки;
· налоговые кредиты;
· кредитные льготы;
· лизинг специального научного оборудования;
· таможенные льготы;
· амортизационные льготы.
По уровню управления источники финансирования инноваций подразделяются на:
· федеральные (государственный бюджет, внебюджетные фонды, специальные фонды, кредиты);
· отраслевые (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, привлеченные средства, бюджетные и банковские кредиты, финансовые ресурсы от международного сотрудничества);
· региональные (региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды);
· институциональные (собственные средства, бюджетные средства, внебюджетные фонды, кредиты, средства ФПГ).9
Каким
именно образом и за счет каких источников
осуществляется в настоящее время финансирование
(а также его законодательная база) инновационной
деятельности в России и за рубежом будет
рассмотрено в практической части курсовой
работы.
2. Организация инновационной
деятельности
2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности
История
становления инновационных
В
Великобритании до начала 2000-х годов
не проводилось целенаправленной централизованной
политики по стимулированию и развитию
инноваций. В 2003 году Министерство торговли
и промышленности Великобритании опубликовало
стратегию правительства в
В
Соединенном Королевстве
В Великобритании создаются многочисленные инновационные центры 2х типов: ориентированные на разработку специфической технологии и продвижение ее использования (создаются в ответ на нужды или возможности бизнеса, например, Printable Electronics Technology Centre, PETEC); и сфокусированные на определенном секторе экономики или рынке (создаются для того, чтобы собрать вместе взаимодополняющие дисциплины науки, части технологической цепочки и т.п.). Подобные центры рассматриваются в качестве стратегических драйверов экономического развития на региональном уровне. Недостатком деятельности большинства таких центров инноваций и технологий является то, что они не интегрированы в национальную инновационную систему и часто не связаны с более широкими программами развития, например, с программами которые реализуются Советом по технологической стратегии.
Региональный
подход к инвестициям в центры
привел к высокой дисперсии
Одним из основных факторов успеха британской инновационной политики стала ориентация на частную инициативу. В отличие от многих других стран, ведущая роль в инновационном развитии Великобритании принадлежит не государству: инновационная стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к инвестициям.
Начало
целенаправленного
Финансирование
субъектов инновационной
В
Германии к настоящему времени сформирована
законодательная база инновационной
системы, правовые акты которой можно
условно разделить на три группы
– относящиеся к учебным
Всего же в настоящее время выделяют три основных направления поддержки национальной инновационной системы – улучшение условий ведения инновационного предпринимательства, развитие образования и науки для подготовки квалифицированных специалистов и повышения качества проводимых исследований и финансирование инновационного предпринимательства. Выполнение этих задач немецкими государственными органами признается достаточно успешным, однако при этом отмечаются некоторые недостатки. В частности, в Германии неразвиты стимулы для ведения исследовательской деятельности и внедрению инноваций в налоговой системе. Недостаточно развито взаимодействие науки и бизнеса; одной из мер по решению этой проблемы стало создание в вузах кафедр предпринимательства, призванных содействовать более широкой коммерциализации разработок.
В
инновационном развитии Германии важную
роль сыграло сотрудничество с США,
а также развитие механизма государственно-
Современная американская государственная инновационная политика была сформирована во второй половине 1990-х годов: приоритет был обозначен в 1997 году, когда президент Б. Клинтон прочитал Конгрессу доклад «Наука и технология: формируя ХХI столетие». Кроме того, в предшествовавшие принятию этой политики годы государство провело демонополизацию различных отраслей экономики – энергетики, транспорта, связи. Благодаря такому снижению влияния крупных игроков в экономике, возможность выхода на рынок получили малые инновационные компании. Среди характерных особенностей развития американской инновационной сферы следует выделить фактически независимое от федеральных государственных органов появление основных институтов инновационной сферы (технопарков и венчурных фондов). Второй особенностью инновационной сферы США является исключительно высокая активность малых инновационных компаний. Это в немалой степени связано с существованием специальных государственных программ поддержки таких фирм, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала – основного источника средств.
Другими особенностями американской инновационной системы являются значительная доля образованных иммигрантов и высокий уровень конкуренции среди всех участников инновационной сферы. В качестве слабой стороны инновационной системы в США отмечается необходимость формирования законодательной базы для регулирования финансирования малых предприятий.
В рамках курса на модернизацию национальной промышленности с середины 1980-х годов инновационная политика в Китае в условиях отсутствия законодательной базы реализовывалась путем выполнения целевых программ, направленных на освоение иностранных и разработку собственных высоких технологий. В 2002 г. были утверждены два основополагающих закона, заложивших правовую базу регулирования инновационной деятельности: закон КНР «О стимулировании средних и малых предприятий» и Закон КНР «О популяризации науки и техники». В октябре 2010 г. Госсоветом КНР опубликовано «Решение об ускорении развития новых стратегических отраслей».
В
Китае с 1980-х годов значительную
роль в развитии инновационного бизнеса
играют различные виды льготных административно-
Активно вовлекается в инновационную деятельность и квалифицированная рабочая сила: важной составляющей ознакомления с зарубежными инновационными достижениями является направление национальных кадров на обучение за границу. В 2009 г. по этой линии получили образование 51 тыс. граждан КНР, дополнительно открыты 14 новых зарубежных каналов получения высшего образования. Кроме того, в течение 2009 года были привлечены к работе в КНР в общей сложности 480 тыс. иностранных специалистов научно-технического профиля.10
Подводя итоги анализа развития инновационной системы ведущих стран, следует привести статистические данные,11 а именно:
Таким
образом, видно, что Россия отнюдь не
отличается особо низким финансированием
инновацией, тем не менее, на лицо довольно
большое отставание от темпов экономического
развития вышеуказанных стран, почему,
будет рассмотрено в следующих параграфах.
2.2. Организация инновационной деятельности в России
Информация о работе Инновационная деятельность и источники ее финансирования