Инновационная деятельность и источники ее финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, а именно экономическую сущность инноваций, их классификацию, роль в развитии предприятия, а также основные виды источников финансирования инноваций. Вторая глава рассматривает современное состояние инновационной сферы в России, перспективы ее развития, проблемы, опираясь на рассмотрение опыта ведущих мировых стран, а также освещает ситуацию, сложившуюся в связи с отсутствием федерального нормативного документа, посвященного этой деятельности.
Цель работы – рассмотрение сложившейся ситуации в сфере инноваций, а также трудности и пути их преодоления в сложившихся для российской экономики условиях.

Содержание

Введение………………………………………………..…………………………3
1. Теоретические основы инновационной деятельности………………….......5
1.1. Виды инноваций, их экономическая сущность…………………………5
1.2. Роль инноваций в развитии предприятий……………………………...12
1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников…………………………………………………………………...17
2. Организация инновационной деятельности………………………………..20
2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности………...…………...20
2.2. Государственное регулирование инноваций в РФ……….……………25
2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования………………………………………...……………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

чистовик.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

    Предприятием  следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера  восприятия нового не как угрозы, а как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения — это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения — это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха. Однако на практике практически каждое предприятие (особенно в России и в нынешних условиях) может столкнуться с проблемой нехватки средств, чтобы обеспечить исследования и последующее внедрение их результатов. В такой ситуации необходимы дополнительные источники финансирования, которые будут рассмотрены в следующем параграфе. 

1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников

     Важным  элементом инновационного механизма, обеспечивающим эффективность управления и в конечном счете успех инновационной  деятельности, является финансирование. Его необходимость чаще всего обусловлена недостатком собственных средств у предприятия или прямой заинтересованностью в результатах деятельности государства или инвесторов. В современных условиях российской экономики финансирование инноваций является, пожалуй, основным условием самой возможности инновационной деятельности, потому что, к сожалению, на данный момент в основном исследованиями занимаются предприятия государственного сектора, в силу нехватки средств у частного, по этой же причине и бизнесмены обращаются за финансовой помощью к внешним источникам. Различают две формы финансирования инноваций - прямое и косвенное. Первое состоит из непосредственных прямых источников, второе - из косвенных. К прямым источникам финансирования относятся:

· бюджетные  средства;

· внебюджетные фонды;

· собственные  средства предприятий;

· кредиты;

· инновационные  инвестиции;

· специальные  фонды;

· инновационные  иностранные кредиты;

· гранты.

     Сюда  можно отнести и другие источники (страховые фонды, целевые благотворительные  поступления и др.)

     К косвенным источникам финансовой поддержки  инноваций относятся:

· налоговые  льготы и скидки;

· налоговые  кредиты;

· кредитные  льготы;

· лизинг специального научного оборудования;

· таможенные льготы;

· амортизационные  льготы.

     По  уровню управления источники финансирования инноваций подразделяются на:

· федеральные (государственный бюджет, внебюджетные фонды, специальные фонды, кредиты);

· отраслевые (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, привлеченные средства, бюджетные  и банковские кредиты, финансовые ресурсы от международного сотрудничества);

· региональные (региональный бюджет, региональные внебюджетные фонды);

· институциональные (собственные средства, бюджетные  средства, внебюджетные фонды, кредиты, средства ФПГ).9

     Каким именно образом и за счет каких источников осуществляется в настоящее время финансирование (а также его законодательная база) инновационной деятельности в России и за рубежом будет рассмотрено в практической части курсовой работы. 
2. Организация инновационной деятельности

2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности

     История становления инновационных экономик показывает различные примеры временных  рамок, требуемых для запуска, ускорения  и поддержания инновационного развития. При этом встречаются примеры  как стран, которые планомерно двигались к инновационному развитию, так и примеры стран, совершивших или начавших инновационный рывок под воздействием государственной политики (датой отсчета при этом, как правило, является принятие ключевого нормативно-правового акта).

     В Великобритании до начала 2000-х годов  не проводилось целенаправленной централизованной политики по стимулированию и развитию инноваций. В 2003 году Министерство торговли и промышленности Великобритании опубликовало стратегию правительства в сфере  технологического развития, в 2004 году был создан Совет по технологическим стратегиям, который осуществляет инвестиции в создание новых технологий, поддерживает их развитие и коммерциализацию. Относительно целостная инновационная стратегия долгосрочного развития Великобритании была сформулирована лишь в 2008 году.

     В Соединенном Королевстве практика государственного финансирования исследований реализуется как система «двойной поддержки». Стратегическое финансирование производится через единовременные субсидии. Параллельно Департамент инноваций, университетов и компетенций финансирует Исследовательские советы, которые, в свою очередь, финансируют исследования в стране на проектной основе. Таким образом, единовременные субсидии обеспечивают стабильность и стратегические ресурсы, которые университеты могут потратить в соответствии со своими приоритетами и программами развития, в то время как проектное финансирование со стороны Исследовательских советов обеспечивает энергичную конкуренцию между разными проектами.

     В Великобритании создаются многочисленные инновационные центры 2х типов: ориентированные на разработку специфической технологии и продвижение ее использования (создаются в ответ на нужды или возможности бизнеса, например, Printable Electronics Technology Centre, PETEC); и сфокусированные на определенном секторе экономики или рынке (создаются для того, чтобы собрать вместе взаимодополняющие дисциплины науки, части технологической цепочки и т.п.). Подобные центры рассматриваются в качестве стратегических драйверов экономического развития на региональном уровне. Недостатком деятельности большинства таких центров инноваций и технологий является то, что они не интегрированы в национальную инновационную систему и часто не связаны с более широкими программами развития, например, с программами которые реализуются Советом по технологической стратегии.

     Региональный  подход к инвестициям в центры привел к высокой дисперсии инновационной  деятельности и дублированию: например, на территории Великобритании на данный момент действует 8 центров инноваций и технологий, занимающихся композитными материалами.

      Одним из основных факторов успеха британской инновационной политики стала ориентация на частную инициативу. В отличие  от многих других стран, ведущая роль в инновационном развитии Великобритании принадлежит не государству: инновационная стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к инвестициям.

     Начало  целенаправленного инновационного развития Германии относится к периоду  после Второй мировой войны, когда  основную роль в формировании национальной инновационной системы играли государственные  органы, определявшие направления ведения  научно-исследовательской деятельности. В начальный период послевоенного восстановления Германии особую роль сыграла помощь США по плану Маршалла, в рамках которой предоставлялось финансирование предприятиям в наиболее развитых отраслях экономики – машиностроение, автомобильная промышленность, химическая промышленность и т.д. Начиная с 1950-х гг. совместно с американскими исследователями велись совместные работы в сферах космоса, авиации и атомной энергетики, в ходе которых страна получила доступ к американским разработкам.

     Финансирование  субъектов инновационной деятельности в Германии началось в 1950-х гг. с  программ индивидуальной целевой поддержки  определенных направлений. В период 1970-х гг. начали возникать первые венчурные фонды, направленные на развитие инновационных компаний в сфере малого бизнеса.

      В Германии к настоящему времени сформирована законодательная база инновационной  системы, правовые акты которой можно  условно разделить на три группы – относящиеся к учебным заведениям, к исследовательским организациям и к сектору предпринимательства. Особенно удачным признается действующая система патентных законов, предусматривающую, в числе прочего, упрощенную регистрацию изобретений. Эффективность патентного законодательства Германии подтверждается увеличением количества патентов с 1977 года в 20 раз. В то же время в сфере нанотехнологий отсутствует полноценная законодательная база, из-за чего она регулируется правовыми актами из смежных отраслей (например, фармацевтики).

     Всего же в настоящее время выделяют три основных направления поддержки  национальной инновационной системы  – улучшение условий ведения  инновационного предпринимательства, развитие образования и науки  для подготовки квалифицированных  специалистов и повышения качества проводимых исследований и финансирование инновационного предпринимательства. Выполнение этих задач немецкими государственными органами признается достаточно успешным, однако при этом отмечаются некоторые недостатки. В частности, в Германии неразвиты стимулы для ведения исследовательской деятельности и внедрению инноваций в налоговой системе. Недостаточно развито взаимодействие науки и бизнеса; одной из мер по решению этой проблемы стало создание в вузах кафедр предпринимательства, призванных содействовать более широкой коммерциализации разработок.

     В инновационном развитии Германии важную роль сыграло сотрудничество с США, а также развитие механизма государственно-частного партнерства, ставшего в определенной степени заменой венчурному финансированию, не получившему в Германии широкого распространения.

     Современная американская государственная инновационная  политика была сформирована во второй половине 1990-х годов: приоритет был  обозначен в 1997 году, когда президент  Б. Клинтон прочитал Конгрессу доклад «Наука и технология: формируя ХХI столетие». Кроме того, в предшествовавшие принятию этой политики годы государство провело демонополизацию различных отраслей экономики – энергетики, транспорта, связи. Благодаря такому снижению влияния крупных игроков в экономике, возможность выхода на рынок получили малые инновационные компании. Среди характерных особенностей развития американской инновационной сферы следует выделить фактически независимое от федеральных государственных органов появление основных институтов инновационной сферы (технопарков и венчурных фондов). Второй особенностью инновационной сферы США является исключительно высокая активность малых инновационных компаний. Это в немалой степени связано с существованием специальных государственных программ поддержки таких фирм, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала – основного источника средств.

     Другими особенностями американской инновационной  системы являются значительная доля образованных иммигрантов и высокий  уровень конкуренции среди всех участников инновационной сферы. В качестве слабой стороны инновационной системы в США отмечается необходимость формирования законодательной базы для регулирования финансирования малых предприятий.

     В рамках курса на модернизацию национальной промышленности с середины 1980-х годов инновационная политика в Китае в условиях отсутствия законодательной базы реализовывалась путем выполнения целевых программ, направленных на освоение иностранных и разработку собственных высоких технологий. В 2002 г. были утверждены два основополагающих закона, заложивших правовую базу регулирования инновационной деятельности: закон КНР «О стимулировании средних и малых предприятий» и Закон КНР «О популяризации науки и техники». В октябре 2010 г. Госсоветом КНР опубликовано «Решение об ускорении развития новых стратегических отраслей».

     В Китае с 1980-х годов значительную роль в развитии инновационного бизнеса  играют различные виды льготных административно-территориальных  формирований: специальные экономические  зоны, зоны торгово-экономического развития, промышленные парки и др. Указанные институты стали мощным инструментом привлечения к сотрудничеству иностранных компаний и специалистов, для которых применяются специальные льготы.

     Активно вовлекается в инновационную  деятельность и квалифицированная рабочая сила: важной составляющей ознакомления с зарубежными инновационными достижениями является направление национальных кадров на обучение за границу. В 2009 г. по этой линии получили образование 51 тыс. граждан КНР, дополнительно открыты 14 новых зарубежных каналов получения высшего образования. Кроме того, в течение 2009 года были привлечены к работе в КНР в общей сложности 480 тыс. иностранных специалистов научно-технического профиля.10

     Подводя итоги анализа развития инновационной системы ведущих стран, следует привести статистические данные,11 а именно:

     

     Таким образом, видно, что Россия отнюдь не отличается особо низким финансированием  инновацией, тем не менее, на лицо довольно большое отставание от темпов экономического развития вышеуказанных стран, почему, будет рассмотрено в следующих параграфах. 

2.2. Организация инновационной деятельности в России

Информация о работе Инновационная деятельность и источники ее финансирования