Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа
Курсовая работа состоит из двух глав. Первая рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, а именно экономическую сущность инноваций, их классификацию, роль в развитии предприятия, а также основные виды источников финансирования инноваций. Вторая глава рассматривает современное состояние инновационной сферы в России, перспективы ее развития, проблемы, опираясь на рассмотрение опыта ведущих мировых стран, а также освещает ситуацию, сложившуюся в связи с отсутствием федерального нормативного документа, посвященного этой деятельности.
Цель работы – рассмотрение сложившейся ситуации в сфере инноваций, а также трудности и пути их преодоления в сложившихся для российской экономики условиях.
Введение………………………………………………..…………………………3
1. Теоретические основы инновационной деятельности………………….......5
1.1. Виды инноваций, их экономическая сущность…………………………5
1.2. Роль инноваций в развитии предприятий……………………………...12
1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников…………………………………………………………………...17
2. Организация инновационной деятельности………………………………..20
2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности………...…………...20
2.2. Государственное регулирование инноваций в РФ……….……………25
2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования………………………………………...……………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...38
Рассмотрим
организацию
финансирования инноваций на государственном
уровне. В связи с исторически сложившимися
обстоятельствами, хроническим отставанием
от передовых экономик и не совсем благоприятным
инвестиционным климатом в России именно
государство всегда играло, играет и, скорее
всего, будет играть ведущую роль в инновационной
деятельности в национальной экономике.
Оно мотивирует и финансирует отечественную
науку, а затем и промышленность заниматься
исследованием и внедрением более эффективного
оборудования и передовых технологий.
При этом государство четко обозначает
свои приоритеты посредством правовых
актов, финансирует отрасли промышленности
и экономики в целом, которые наиболее
его интересуют и способны принести стране
экономические выгоды.
Однако, несмотря на выше перечисленные объективные обстоятельства,
инновационная
практика в России затруднена отсутствием
федерального закона, посвященного данной
тематике. Лишь в 2010 году законотворцы
(депутаты Государственной Думы И.Д.Грачев,
Н.В.Левичев,
О.Г.Дмитриева)12 озаботились данной
проблемой на фоне создания инновационного
центра Сколоково, для которого, кстати,
уже существует отдельный документ (ФЗ
«Об инновационном центре Сколково»
№ 244-ФЗ от 28.09.2010).
По мнению авторов проекта документа, этот закон установит основные принципы государственного регулирования инновационной деятельности на разных уровнях власти, а также различные формы поддержки. В частности, поддержка инновационной деятельности в случае принятия госорганами соответствующего решения может оказываться за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, участия в выставках и ярмарках и т.д. При этом все убытки, причиненные субъектам инновационной деятельности в результате незаконных действий (бездействия) госорганов, в том числе принятия не соответствующих федеральным законам нормативных актов, подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.13
Согласно данному законопроекту «Об инновационной деятельности» 14субъектов инновационной деятельности планируется наделить практически полной свободой в данной сфере. Они могут определять направления, виды, предметы и объекты инновационной деятельности и по своему усмотрению привлекать на договорной (контрактной) основе юридических и физических лиц, необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Инновационная деятельность на территории РФ должна осуществляться на основе письменных договорных документов:
- договоров о передаче достижений и результатов научной и (или) научно-технической деятельности в производственное освоение,
- договоров
подряда на выполнение проектных и изыскательских
работ строительного подряда и договоров
на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ, необходимых для осуществления
инновационной программы, инновационного
проекта;
- договоров по оказанию услуг для осуществления
инновационной деятельности, а также на
страхование инновационных рисков при
реализации проектов;
- договоров (контрактов) с инвесторами,
определяющих порядок и формы финансирования
инновационных программ и проектов, расчетов
и приемки результатов реализации проектов
и др.
При этом результаты инновационной деятельности являются долевой собственностью субъектов инновационной деятельности, принимавших непосредственное участие в ее осуществлении, если иное не оговорено в договоре (контракте).
Что
касается полномочий в данной сфере
государственных органов
В
законопроекте оговариваются
- создание
экономических, правовых и организационных
условий для инновационной деятельности,
обеспечивающей рост конкурентоспособности
отечественной продукции, повышения благосостояния
населения;
укрепление обороноспособности и обеспечение
безопасности Российской Федерации;
- развитие и расширение международного
сотрудничества Российской Федерации
в интересах дальнейшей интеграции Российской
Федерации в систему мировых хозяйственных
связей и обеспечения международной безопасности;
- поддержка и развитие научно-технического
потенциала страны;
- совершенствование и модернизация техники
и технологий;
создание системы лизинга новой техники
как одной из основ обновления техники
и технологии;
создание благоприятных экономических
условий российским и иностранным банкам
для вложения средств в приобретение техники
в целях последующей ее передачи в лизинг;
создание новых рабочих мест.
Вполне предсказуемо, что государственную поддержку получат лишь те предприятия и НИИ, которые непосредственно связаны с научными разработками и попадут в государственный реестр, который оно составляет самостоятельно на основе экспертизы. При этом в отношении их финансирования будут применены следующие методы: планирование, прогнозирование, составление инновационных программ и всесторонний экономический анализ.
Законопроект
наделяет органы власти в области
координации инновационной
Документ также приводит формы государственной поддержки инноваций. Она будет осуществляться путем
- проведения
бюджетной политики, обеспечивающей финансирование
инновационной деятельности;
- предоставления дотаций, льготных кредитов,
гарантий российским и иностранным инвесторам,
принимающим участие в финансировании
фундаментальных и прикладных научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ и внедрение
их результатов;
- проведения налоговой политики и политики
ценообразования, обеспечивающих создание
рентабельных производств наукоемкой
конкурентоспособной продукции;
- предоставления финансовой поддержки
и налоговых льгот российским предприятиям,
приобретающим и эксплуатирующим российскую
новую технику, в том числе на лизинговой
основе.
Предусмотрено также создание Федерального
фонда производственных инноваций, куда
будет отчисляться 1,5% государственных
централизованных капитальных вложений.
В
целях технологической
Помимо бюджетного финансирования законопроект также оговаривает и другие источники финансирования инноваций: собственные средства предприятий (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления), инвесторы.
Что интересно, инновационные проекты должны будут страховаться в соответствии со ст. 25: «Предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в целях перераспределения финансовых рисков и привлечения дополнительных средств на реализацию инновационных программ, проектов и мероприятий разрешается создавать страховые фонды с отчислением на указанные цели средств, включаемых в себестоимость продукции в пределах 1 процента объема реализуемой продукции. Малым предприятиям в сфере инновационного предпринимательства размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться до 3 процентов объема реализуемой продукции».
Также в законопроекте обозначается благоприятное отношение к международному сотрудничеству в данной сфере.
Таким
образом, опираясь на данный законопроект,
можно увидеть, что перспективы после
принятия довольно неплохие: это и сотрудничество
государства с бизнесом, НИИ и льготы,
и дотации, однако проблем, тем не менее,
хватает.
2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования
Массу дискуссий вызвал законопроект об инновациях. С точки зрения обывателя его содержание полезно, полно, в то время как по мнению специалистов, его подписание Президентом не сможет внести каких-либо улучшений в отечественную инновационную систему.
Андрей Кузнецов, генеральный директор медиахолдинга "ОПОРА - Кредит", считает, что это очередной пустой закон, пустая трата времени, денег налогоплательщиков и килограммов бумаги. "Закон не создает никакой новизны, никаких конкретных механизмов поддержки инноваций, а лишь описывает общеизвестные понятия, которые уже набили всем оскомину, - говорит эксперт. - Масса принятых законодательных актов на региональных уровнях уже пылится на полках. Последний, недействующий пример из этой серии - это закон о малых предприятиях при вузах и НИИ, принятый в 2009 году. Почему все это не действует? Потому что законы пишутся не для того, чтобы их исполнять, а для того, чтобы отчитаться перед начальством".
На
самом деле, по мнению Андрея Кузнецова,
никакие инновации в
Но
таких, по мнению Кузнецова, единицы, и
им также не нужен никакой закон,
потому что менеджеры таких компаний
- профессионалы высочайшего
Данной позиции придерживаются не все. Ольга Ускова, президент НАИРИТ, считает, что принятие закона "Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации" является достаточно важным событием для развития российского инновационного сектора, учитывая, что именно государство является основным инвестором и менеджером ведущих инновационных проектов в стране. "Работа государственных организаций прежде всего регулируется законами, и было достаточно много случаев, когда отсутствие должного законодательного обеспечения сдерживало принятие ряда необходимых инициатив в инновационной сфере, - отметила эксперт. - С принятием данного закона эта проблема будет решена".
Закон,
по словам Усковой, создает четкую систему
правового регулирования
"Принятие
данного законопроекта
Помимо законодательной основы инновационной деятельности существует еще множество проблем, связанных с налоговым регулированием и льготами, как это преподносится. Однако при подробном рассмотрении западного опыта выясняется, что в ведущих странах никаких льгот никогда и не существовало. «Как раз страны, в которых льготы не применялись никогда, имеют очень большой процент по этому показателю [расход ВВП на инновации]. Около четырёх процентов в Израиле. Также хороший уровень этого показателя в Бельгии, который, скорее всего, не зависит от льгот. Компании инвестируют в развитие инноваций именно в Бельгии, потому что там предусмотрен очень хороший режим защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для компаний важна, скорее, бизнес-цель, а не желание сэкономить на налогах», – прокомментировала ведущий консультант Департамента консультирования по налогообложению и праву «Делойт и Туш СНГ» Анна Рыбалко.
Информация о работе Инновационная деятельность и источники ее финансирования