Инновационная деятельность и источники ее финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:31, курсовая работа

Описание

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая рассматривает теоретические аспекты выбранной темы, а именно экономическую сущность инноваций, их классификацию, роль в развитии предприятия, а также основные виды источников финансирования инноваций. Вторая глава рассматривает современное состояние инновационной сферы в России, перспективы ее развития, проблемы, опираясь на рассмотрение опыта ведущих мировых стран, а также освещает ситуацию, сложившуюся в связи с отсутствием федерального нормативного документа, посвященного этой деятельности.
Цель работы – рассмотрение сложившейся ситуации в сфере инноваций, а также трудности и пути их преодоления в сложившихся для российской экономики условиях.

Содержание

Введение………………………………………………..…………………………3
1. Теоретические основы инновационной деятельности………………….......5
1.1. Виды инноваций, их экономическая сущность…………………………5
1.2. Роль инноваций в развитии предприятий……………………………...12
1.3. Необходимость системы финансирования инноваций и классификация его источников…………………………………………………………………...17
2. Организация инновационной деятельности………………………………..20
2.1. Зарубежный опыт инновационной деятельности………...…………...20
2.2. Государственное регулирование инноваций в РФ……….……………25
2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования………………………………………...……………………30
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения……………………………………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

чистовик.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

      Рассмотрим  организацию   
финансирования инноваций на государственном уровне. В связи с исторически сложившимися обстоятельствами, хроническим отставанием от передовых экономик и не совсем благоприятным инвестиционным климатом в России именно государство всегда играло, играет и, скорее всего, будет играть ведущую роль в инновационной деятельности в национальной экономике. Оно мотивирует и финансирует отечественную науку, а затем и промышленность заниматься исследованием и внедрением более эффективного оборудования и передовых технологий. При этом государство четко обозначает свои приоритеты посредством правовых актов, финансирует отрасли промышленности и экономики в целом, которые наиболее его интересуют и способны принести стране экономические выгоды.

    Однако, несмотря на выше перечисленные объективные  обстоятельства,

инновационная практика в России затруднена отсутствием  федерального закона, посвященного данной тематике. Лишь в 2010 году законотворцы (депутаты Государственной Думы И.Д.Грачев, Н.В.Левичев, 
О.Г.Дмитриева)12 озаботились данной проблемой на фоне создания инновационного центра Сколоково, для которого, кстати, уже существует отдельный документ (ФЗ «Об инновационном центре Сколково»  № 244-ФЗ от 28.09.2010).

     По  мнению авторов проекта документа, этот закон установит основные принципы государственного регулирования инновационной  деятельности на разных уровнях власти, а также различные формы поддержки. В частности, поддержка инновационной деятельности в случае принятия госорганами соответствующего решения может оказываться за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, участия в выставках и ярмарках и т.д. При этом все убытки, причиненные субъектам инновационной деятельности в результате незаконных действий (бездействия) госорганов, в том числе принятия не соответствующих федеральным законам нормативных актов, подлежат возмещению из соответствующих бюджетов.13

     Согласно  данному законопроекту «Об инновационной деятельности» 14субъектов инновационной деятельности планируется наделить практически полной свободой в данной сфере. Они могут определять направления, виды, предметы и объекты инновационной деятельности и по своему усмотрению привлекать на договорной (контрактной) основе юридических и физических лиц, необходимых для осуществления инновационной деятельности.

      Инновационная деятельность на территории РФ должна осуществляться на основе письменных договорных документов:

- договоров о передаче достижений и результатов научной и (или) научно-технической деятельности в производственное освоение,

- договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ строительного подряда и договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, необходимых для осуществления инновационной программы, инновационного проекта; 
- договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности, а также на страхование инновационных рисков при реализации проектов; 
- договоров (контрактов) с инвесторами, определяющих порядок и формы финансирования инновационных программ и проектов, расчетов и приемки результатов реализации проектов и др.

  При этом результаты инновационной деятельности являются долевой собственностью субъектов инновационной деятельности, принимавших непосредственное участие в ее осуществлении, если иное не оговорено в договоре (контракте).

     Что касается полномочий в данной сфере  государственных органов власти, то они при выполнении госзаказов обладают ограниченными полномочиями и несут все виды ответственности  за неисполнение взятых на себя обязательств. Правительство Российской Федерации может устанавливать специальный режим регулирования инновационной деятельности в отраслях, связанных с производством и использованием атомной энергии, обращением с радиоактивными материалами и отходами; созданием, испытанием, эксплуатацией, транспортировкой, хранением и утилизацией ядерного оружия; созданием, испытанием, эксплуатацией, транспортировкой, хранением и уничтожением химического оружия; созданием и производством вооружений, а также иных сферах деятельности, связанных с возможностью возникновения угрозы для жизни человека, экологической и социальной опасности.

     В законопроекте оговариваются также  цели государственной финансовой политики, которые помимо экономической имеют  и социальную направленность:

- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции, повышения благосостояния населения; 
укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности Российской Федерации; 
- развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности; 
- поддержка и развитие научно-технического потенциала страны; 
- совершенствование и модернизация техники и технологий; 
создание системы лизинга новой техники как одной из основ обновления техники и технологии; 
создание благоприятных экономических условий российским и иностранным банкам для вложения средств в приобретение техники в целях последующей ее передачи в лизинг; 
создание новых рабочих мест.

Вполне  предсказуемо, что государственную  поддержку получат лишь те предприятия  и НИИ, которые непосредственно  связаны с научными разработками и попадут в государственный реестр, который оно составляет самостоятельно на основе экспертизы. При этом в отношении их финансирования будут применены следующие методы: планирование, прогнозирование, составление инновационных программ и всесторонний экономический анализ.

     Законопроект  наделяет органы власти в области  координации инновационной деятельности достаточно большим количеством  полномочий (разработки программ, экспертиза), что ложится грузом ответственности на чиновников, а именно на уровень их компетенции и понимания проблемы.

     Документ  также приводит формы государственной  поддержки инноваций. Она будет  осуществляться путем 

- проведения бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности; 
- предоставления дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и внедрение их результатов; 
- проведения налоговой политики и политики ценообразования, обеспечивающих создание рентабельных производств наукоемкой конкурентоспособной продукции; 
- предоставления финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, приобретающим и эксплуатирующим российскую новую технику, в том числе на лизинговой основе. 
Предусмотрено также создание Федерального фонда производственных инноваций, куда будет отчисляться 1,5% государственных централизованных капитальных вложений.

     В целях технологической интеграции для реализации программ, направленных на повышение конкурентоспособности новой техники и технологий и расширения рынка их сбыта, создание крупных инновационных компаний по разработке новой техники и технологий, по решению Правительства Российской Федерации создаются инновационно-инвестиционные финансово-промышленные группы (ИИФПГ). ИИФПГ пользуются всеми правами финансово-промышленных групп и льготами по налогообложению, ускоренной амортизации и иными льготами в соответствии с постановлением об их создании.

     Помимо  бюджетного финансирования законопроект также оговаривает и другие источники финансирования инноваций: собственные средства предприятий (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления), инвесторы.

     Что интересно, инновационные проекты  должны будут страховаться в соответствии со ст. 25: «Предприятиям и организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в целях перераспределения финансовых рисков и привлечения дополнительных средств на реализацию инновационных программ, проектов и мероприятий разрешается создавать страховые фонды с отчислением на указанные цели средств, включаемых в себестоимость продукции в пределах 1 процента объема реализуемой продукции. Малым предприятиям в сфере инновационного предпринимательства размер отчислений на формирование страховых фондов может устанавливаться до 3 процентов объема реализуемой продукции».

     Также в законопроекте обозначается благоприятное отношение к международному сотрудничеству в данной сфере.

     Таким образом, опираясь на данный законопроект, можно увидеть, что перспективы после принятия довольно неплохие: это и сотрудничество государства с бизнесом, НИИ и льготы, и дотации, однако проблем, тем не менее, хватает.  

2.3. Проблемы инновационной деятельности предприятий в России, пути совершенствования

      Массу дискуссий вызвал законопроект об инновациях. С точки зрения обывателя его содержание полезно, полно, в то время как по мнению специалистов, его подписание Президентом не сможет внести каких-либо улучшений в отечественную инновационную систему.

      Андрей  Кузнецов, генеральный директор медиахолдинга "ОПОРА - Кредит", считает, что это очередной пустой закон, пустая трата времени, денег налогоплательщиков и килограммов бумаги. "Закон не создает никакой новизны, никаких конкретных механизмов поддержки инноваций, а лишь описывает общеизвестные понятия, которые уже набили всем оскомину, - говорит эксперт. - Масса принятых законодательных актов на региональных уровнях уже пылится на полках. Последний, недействующий пример из этой серии - это закон о малых предприятиях при вузах и НИИ, принятый в 2009 году. Почему все это не действует? Потому что законы пишутся не для того, чтобы их исполнять, а для того, чтобы отчитаться перед начальством".

     На  самом деле, по мнению Андрея Кузнецова, никакие инновации в существующей системе отношений никому особо не нужны. "Чиновники пригрелись, получили свой участок для удовлетворения собственных интересов, - считает эксперт. - Конкуренции как таковой нет, потому что появляющиеся конкуренты мгновенно душатся аффилированными с этими чиновниками структурами, используя пресловутый административный ресурс. Нет конкуренции - нет инноваций, и у участников системы нет мотиваций, чтобы их производить. Исключением, пожалуй, являются только те компании, которые выходят на международный уровень и конкурируют на рынке с иностранными компаниями".

     Но  таких, по мнению Кузнецова, единицы, и  им также не нужен никакой закон, потому что менеджеры таких компаний - профессионалы высочайшего уровня и без законов прекрасно понимают, что если они не будут вкладываться в R&D, IT, то они не смогут победить и выжить. "Вся эта ситуация напоминает брежневские времена, - говорит эксперт. - Для того чтобы развить инновационную экономику, нужно создать среду для развития предпринимательства - в первую очередь независимые суды. Пока этого не будет сделано, никакие законы не произведут должного эффекта, особенно если они всего лишь "дают расширенное толкование понятия инновационной деятельности, раскрывают основные направления".

     Данной  позиции придерживаются не все. Ольга  Ускова, президент НАИРИТ, считает, что принятие закона "Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации" является достаточно важным событием для развития российского инновационного сектора, учитывая, что именно государство является основным инвестором и менеджером ведущих инновационных проектов в стране. "Работа государственных организаций прежде всего регулируется законами, и было достаточно много случаев, когда отсутствие должного законодательного обеспечения сдерживало принятие ряда необходимых инициатив в инновационной сфере, - отметила эксперт. - С принятием данного закона эта проблема будет решена".

     Закон, по словам Усковой, создает четкую систему  правового регулирования инновационной  деятельности, включая определение  всех структурных участников процесса инновационного развития, стоящих перед ними целей и задач, а также описание всех форм финансовой и организационной поддержки, которую государственные организации имеют право оказывать инновационным компаниям. В законе четко указываются источники финансирования инновационных программ и проектов, а также прописываются механизмы ответственности за эффективность расходования государственных средств.

     "Принятие  данного законопроекта позволит  государству более активно влиять  на развитие российского национального сектора, запуская необходимые поддерживающие программы как на федеральном, так и на региональном уровнях, - уверена эксперт. - Данная поддержка будет носить более разнообразный и целевой характер, а не формироваться на одном-двух направлениях, как это было до настоящего времени".15

      Помимо  законодательной основы инновационной  деятельности существует еще множество проблем, связанных с налоговым регулированием и льготами, как это преподносится. Однако при подробном рассмотрении западного опыта выясняется, что в ведущих странах никаких льгот никогда и не существовало. «Как раз страны, в которых льготы не применялись никогда, имеют очень большой процент по этому показателю [расход ВВП на инновации]. Около четырёх процентов в Израиле. Также хороший уровень этого показателя в Бельгии, который, скорее всего, не зависит от льгот. Компании инвестируют в развитие инноваций именно в Бельгии, потому что там предусмотрен очень хороший режим защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для компаний важна, скорее, бизнес-цель, а не желание сэкономить на налогах», – прокомментировала ведущий консультант Департамента консультирования по налогообложению и праву «Делойт и Туш СНГ» Анна Рыбалко.

Информация о работе Инновационная деятельность и источники ее финансирования