Инструменты денежного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание

Деньги это прекрасная замена бартеру. Бартер - это непосредственный обмен товаров и услуг на другие товары и услуги. Этот вид осуществления обмена крайне неэффективен, т.к. при нём нужно искать партнёра, у которого есть то, что вам надо, а он, в свою очередь, должен хотеть то, что предлагаете вы. Иными словами, перед непосредственным обменом вся деятельность сводится поиску всех потенциальных партнёров по обмену, способных удовлетворить потребности и пожелания друг друга в товарах и услугах и согласных на определённые условиям обмена

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………3
1.Сущность денег………………………………………………………………………………………………..
2.Функции денег
2.1. Мера стоимости………………………………………………………………………………………………
2.2.Средство обращения………………………………………………………………………………………..
2.3.Средство платежа…………………………………………………………………………………………….
2.4.Средство накопления…………………………………………………………………………………………………………….
2.5.Функция мировых денег…………………………………………………………………………………….
3. Формы денег………………………………………………………………………………………………………..
4. Спрос и предложение денег…………………………………………………………………………
5.Структура денежной массы……………………………………………………………………………..
5.1. Наличные деньги……………………………………………………………………………………………..
5.2. «Квази-деньги»………………………………………………………………………………………………
6. История появления денег………………………………………………………………………………….
7. Современные виды денег………………………………………………………………………………..
8. Суррогаты денег…………………………………………………………………………………………….
8.1. Электронные деньги как новый вид денежных суррогатов ……………………..
Заключение…………………………………………………………………………………………………………
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ МАКРО.docx

— 194.70 Кб (Скачать документ)

В последнее время все большей  популярностью у пользователей  сети Интернет пользуются так называемые электронные деньги, которые также  позволяют оплачивать различные  товары или услуги. Данный вид современных  денег разрабатывается платежными системами, предоставляющими различные  услуги по проведению платежей.

Несмотря на то, что  электронные  деньги не имеют обеспечения,  трансакции с помощью электронных денег  могут происходить в течение  нескольких секунд по защищенным каналам, что гарантирует защиту от мошенничества и может быть более удобным средством оплаты, чем безналичные расчеты.

8. Суррогаты денег

Характерной чертой жизненного цикла  денег как инструмента взаиморасчетов является их постепенная виртуализация  — ослабление связи формы и  содержания. Если первоначально деньги имели свойства товара, в частности  обладали самостоятельной стоимостью, соответствующей их золотому, серебряному  или иному носителю, то постепенно эти свойства утрачивались. В начале 70-х годов прошлого века был отменен  золотой стандарт, что положило конец  связи денег с золотом. С этого  момента деньги становятся истинно  «бумажными». Последние десятилетия  отмечены появлением банковских карт, законодательно оформленных финансовых продуктов, которые, как казалось, должны были сделать неактуальным понятие  наличных денег.

Относительно новым подходом являются электронные платежные системы (ЭПС), проблемам развития которых в  нашей стране был посвящен круглый  стол «Электронные платежи: эффективность  и надежность», прошедший в Москве. Судя по высказываниям его участников, уровень доверия россиян к этой инновации относительно невысок и ограничивается преимущественно оплатой мобильной связи (95—97% всего оборота), развитие которой и определяет в основном рост ЭПС. Россияне пока что больше доверяют наличности. По данным ЦБ РФ, менее 15 млн. граждан обладают пластиковыми картами и до 94% операций с ними связано с обналичиванием. Это вполне естественно: деятельность ЭПС не имеет четкой законодательной основы.

Несколько иная ситуация складывается в России. Проблемы возникают, когда  осуществляется попытка эмиссии  виртуальных финансовых продуктов. Например, крупнейшая отечественная  платежная система WebMoney предлагает клиентам «титульные знаки» — эквиваленты  рублей, долларов и т.д., которые используются в качестве финансового инструмента при осуществлении платежей. Другие компании, например, PayCash, предлагают клиентам осуществить предоплату возможных будущих покупок. Ничего удивительного, что подобные услуги вызывают настороженность у потенциальных крупных клиентов: некоторая компания предлагает клиентам отдать ей без оформления договора свои деньги и взамен предлагает «титульные знаки». Есть о чем задуматься!

Почему отечественные платежные  системы игнорируют прямой путь формирования собственных финансовых институтов (например, банков) или, как принято  за рубежом, не используют существующую финансовую инфраструктуру? С одной  стороны, очевидно, что создание финансовых институтов влечет за собой существенный рост налогов и необходимость  соблюдения многочисленных инструкций (в частности, ЦБ РФ). С другой стороны, массовый рынок не охвачен финансовой инфраструктурой в должной степени  — наличие счета в коммерческом банке является скорее исключением  для наших соотечественников.

Проблемы отечественного бизнеса  не свидетельствуют об ущербности идеи виртуальных финансовых операций. Мировой  рынок ИТ-поддержки перемещения  реальных средств и обращения  суррогатов денег активно растет. Примером служат массированные многопользовательские  онлайновые ролевые игры, такие как  проект «Энтропия». Их общий оборот в Internet — более 1 млрд. долл. После  прекращения продажи цифровых артефактов (игровых валют) компанией eBay моментально  образовалась биржа виртуальных  валют Sparter, которая получила поддержку  венчурного фонда Bessemer Venture Partners. Это  говорит о том, что инвесторы  видят неплохую перспективу в  развитии финансового рынка для  виртуальных валют.

Как бы там ни было, практически  все солидные банки (в том числе  отечественные) эмитируют депозитные и кредитные пластиковые карты, обеспечивают управление финансовыми  операциями с помощью Internet и мобильных устройств. Все это говорит о том, что за этими технологиями будущее.

8.1. Электронные деньги как новый вид денежных суррогатов

Сущность электронных денег  состоит в хранении денежной стоимости  на электронных носителях – смарт-картах или жестком диске компьютера. ЭД являются денежным обязательством эмитента перед их предъявителем  и служат способом расчетов внутри ЭПС с другими пользователями или продавцами товаров и услуг, заключившими с эмитентом соглашения. Таким образом, ЭД являются многоцелевым продуктом. Ими можно свободно рассчитываться не только и не столько с самим  эмитентом, сколько с множеством других участников системы. При этом, как правило, эмитентом выступает  организация, не являющаяся ни центральным, ни коммерческим банком – и это  важная особенность ЭПС, ведь, получается, мы имеем дело с частными деньгами, выпущенными без участия государства.

Любая ЭПС обеспечивает ряд преимуществ  своих электронных денег по сравнению  с деньгами традиционными, ведь переводы и платежи внутри ЭПС обладают следующими свойствами:

Моментальностью (занимают считанные  секунды);

Анонимностью (как при расчетах наличными деньгами);

Относительно небольшими комиссиями (сопоставимыми с комиссиями банков);

Экстерриториальностью;

Защищенностью (электронные деньги нельзя или крайне сложно подделать, в отличие от наличных);

Делимостью (любая сумма ЭД больше принятого в данной ЭПС минимума может быть без труда разделена  на много более мелких частей). (5)

Юридически важно различать  электронные деньги:

К первому виду электронных денег  относится денежная стоимость, выраженная в электронной форме, хранимая на банковских пластиковых картах (смарт-картах — smart cards) или картах с хранимой стоимостью (stored-value cards, SVC — то же самое, что предоплаченные (prepaid) карты) либо электронных кошельках (e-purses), имеющих встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом. Строго говоря, к электронным деньгам такого вида следует относить лишь многоцелевые карты (т.е. используемые для платежей в пользу не только самих эмитентов карт, но и других юридических и физических лиц) (9).

Самыми распространенными электронными деньгами на базе пластиковых карт следует признать Mondex и Visa Cash. В качестве эмитентов и плательщиков по этим картам выступают банки, а основа хранимого и перемещаемого с  их помощью денежного эквивалента  — банковские депозиты. Принципиально  новое явление в этой группе —  карты или иные платежные средства, выпускаемые телефонными, транспортными  и другими компаниями (т. е. не банками) и принимаемые к оплате как  эмитентами, так и другими. Если такие  карты станут принимать многие фирмы, то клиринг и расчеты по ним  будут проводиться уже не через  банки, а через бухгалтерские  документы компаний-эмитентов. При  этом, как отмечают специалисты, «банковские» (т.е. поддающиеся регулированию  со стороны центральных банков) деньги используются только как исходное звено  стоимостной цепочки: покупатель карты  платит за нее либо наличностью, либо банковским чеком. При дальнейших же транзакциях необходимость в  поддержании соответствующих остатков на банковских счетах (и даже просто в информировании финансовых учреждений о совершении операций) отпадает и, следовательно, сокращается потребность  коммерческих банков в средствах, хранимых на резервных или расчетных счетах в центральных банках.

Основными Интернет-платежными системами, функционирование которых построено  на базе расчетов с использованием банковских карт, на российском рынке  электронной экономической деятельности следует признать платежные системы ASSIST, Instant, InterRussia, Russian shopping Club, «ЭлИт» и др.

Ко второй группе относятся так  называемые сетевые деньги (network money), при обращений которых денежная стоимость сохраняется в памяти компьютеров на жестких дисках; они  представляют собой различное программное  обеспечение, осуществляющее перевод  средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе через глобальную компьютерную сеть (с использованием сети) Интернет.

До тех пор пока сетевые деньги работают на основе принципа предоплаты, их воздействие на объем денежной базы состоит главным образом  в увеличении скорости оборота денег  и снижении потребности в расчетных  операциях через центральные  банки. Вместе с тем названное  обстоятельство не снимает, а только обостряет проблемы правового регулирования  порядка обращения электронных  денег такого вида (9).

2.2 Системы на рынке электронных  финансовых услуг РФ

На сегодняшний день на мировом  рынке электронные деньги на базе сетей представлены такими системами, как eCASH-компании, DigiCash, CyberCash, NetCash, First Virtual. Крупнейшими системами на рынке  электронных финансовых услуг Российской Федерации следует признать электронные  Интернет-платежные системы PayCash, «КиберПлат и WebMoney».

Российская Интернет-система сетевых  денег PayCash разработана банком «Таврический». Ее активное развитие началось в 2000 г. PayCash основывается на технологии электронных  денег, позволяет совершать покупки  и производить платежи через  так называемый собственный «электронный кошелек», представляющий собой специальное  программное обеспечение. Кошелек  устанавливается на персональный компьютер  пользователя имеет специальный  ключ для выработки электронной  цифровой подписи под всеми электронными документами, отправляемыми при  помощи кошелька. Ключ связан только с кошельком и никак не связан с компьютером, на котором он запущен. Владелец кошелька без каких-либо ограничений может переносить его с одного компьютера на другой. Для того чтобы воспользоваться услугами системы, клиент должен открыть счет в банке — партнере Интернет-платежной системы PayCash и осуществить конвертацию денежных средств в электронную наличность. Ввод денег в систему осуществляется путем почтового или телеграфного перевода или перечисления через банк.

По своей экономической сути Интернет-платежная система PayCash является дебетовой (платеж осуществляется цифровыми  наличными (носитель — персональный компьютер), предварительно переведенными  со своего счета на платежную книжку). Стоимость транзакции зависит от конкретной реализации. Комиссия может  взиматься на любом этапе (5).

Характеризуя в общих чертах порядок функционирования Интернет-платежной  системы PayCash, следует отметить следующие  обстоятельства. Участниками платежной  системы, как указывается на сайте  системы в сети Интернет, являются Банк (точнее, компания — оператор платежной  системы) и Клиенты (пользователи).

В общих чертах функциональное взаимодействие пользователя с системой строится следующим  образом. Будущий клиент получает с  сайта платежной системы PayCash инсталляционный  пакет «электронного кошелька»  и устанавливает его на своем  компьютере. При установке кошелька на персональном компьютере создается  уникальная битовая последовательность, используемая для создания электронных  ключей, необходимых для управления счетами в банке и совершения операций в системе PayCash. После этого  при помощи кошелька клиент открывает  один или несколько счетов в банке. Управление этими счетами возможно только при помощи того кошелька, с  помощью которого был(и) открыт(ы) счет(а) в банке. На них могут распространяться правила, действующие для обыкновенных банковских счетов, например, могут  начисляться банковские проценты (как  на депозитные и вкладные счета). Размер процентных ставок по счетам, а также комиссионных сборов за совершение операций самостоятельно устанавливается конкретным банком — партнером Интернет-платежной системы PayCash (9).

После зачисления денег на счет системы PayCash владелец кошелька может производить  платежи через Интернет. Все действия выполняются анонимно, так что  ни банк, выпустивший эти обязательства, ни контрагент владельца кошелька, получивший эти обязательства в  оплату, не могут узнать владельца  кошелька, номер счета, с которого были сняты деньги. Система PayCash позволяет  перечислять через Интернет точно  затребованную сумму независимо от того, какая сумма находится  на платежной книжке. То есть денежные обязательства, находящиеся на книжке, могут легко делиться и объединяться на книжке совершенно незаметно для  владельца кошелька. Для него остается известной только информация об общей  сумме денег, находящейся на платежной  книжке.

Основными технологическими характеристиками Интернет-платежной системы PayCash ее разработчики называют: мультивалютность, диапазон возможных платежей, дискретность платежа, продолжительность операций, «время жизни» электронных денег  в компьютере клиента, симметричность (равноправность), анонимность платежей, безопасность, связность платежей, устойчивость по отношению к обрывам  связи, защищенность, поддержку электронной  почты, масштабируемость.

Общее время проведения операции складывается из следующих составляющих: времени  обработки сообщения банком, времени  формирования и обработки сообщений  компьютерами других участников операции, времени прохождения сообщений  между участниками по сети и времени, предоставленного клиентам на «размышление».

Анонимность платежей в системе PayCash обеспечивается на двух уровнях. Во-первых, при открытии счета в банке  клиент может не предоставлять никакой  достоверной информации о себе. Во-вторых, для любого платежа банк не имеет даже теоретической возможности установить, с какого счета были сняты деньги, которыми производился расчет, так как при переводе электронных денег со счетов на платежные книжки клиенты используют технологию слепой подписи.

Информация о работе Инструменты денежного рынка