Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного кредита, определение его влияния на экономику разных стран, а также изучение эффективности этого процесса применительно к Республике Беларусь и определение дальнейших перспектив государственного кредитования в условиях нестабильности мировой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного кредита…………………….. …….6 1.1 Сущность государственного кредитования и его роль в экономике………6
1.2 Функции государственного кредита………………………………………..10
1.3 Формы государственного кредита………………………………………….13
2 Опыт использования государственного кредита на примере зарубежных стран………………………………………………………..……………………..15
2.1 Опыт использования государственного кредита на примере России……15
2.2 Опыт использования государственного кредита на примере Германии.19
3. Приоритетные направления развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь……………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность государственного бюджета.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

    - в рамках антикризисных мер,  предпринимаемых Правительством  Российской Федерации (по кредитам, привлекаемым организациями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения);

    1. в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»;
    2. в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO) по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами;
    3. для реализации инвестиционных проектов;
    4. для поддержки экспорта промышленной продукции;
    5. ориентированные на осуществление долгосрочных инвестиций в наиболее важные с государственной точки зрения проекты.

    Планируемый объем предоставления государственных гарантий в 2010-2012 годах составит:

    1. в валюте Российской Федерации - в общей сумме 580,5 млрд. рублей;
    2. в иностранной валюте - 10,5 млрд. долларов США[16].

    И наконец, последней позицией Российской Федерации в сфере государственных  кредитных отношений является осуществление  кредитования. Россия выступает как  кредитор преимущественно в отношения  со странами СНГ. Ярким примером могут  служить отношения России с Беларусью, Абхазией и Арменией.

    В 2009 году Россия и Армения подписали соглашение о выдаче кредита Армении на сумму 500 млн. долларов сроком на 15 лет по ставке Libor +3% годовых. Россия также предоставила Абхазии и Южной Осетии финансовую помощь в размере 2,36 и 2,8 миллиарда рублей соответственно. Соответствующие соглашения между министерствами финансов было подписано 17 марта 2009 года.

    Говоря  о деятельности России как кредитора, хочется отметить тот факт, что  основной объем кредитов стал предоставляться в последнее время. Это связано с ухудшением экономического положения в данных странах. И по своей сущности, предоставляемые Россией кредиты, носят стабилизационный характер. Их объемы также жестко ограничены, что связано с нестабильной ситуацией в самой Российской Федерации. Поэтому другие страны кредитуются с определенной долей риска.

    Оценивая  развитие кредитных отношений на территории Федерации, хотелось бы отметить разнообразие их форм. Государственный  кредит применительно к России показал  себя достаточно эффективным. Его использование позволяет решать ряд насущных проблем в экономике страны. Для России госкредит является важным источником формирования централизованных ресурсов. Однако Правительство России понимает степень зависимости государства от этого инструмента, и поэтому пытается его ограничить путем разработки эффективной политики.   
 
 
 
 

    2.2 Опыт использования государственного кредита на примере Германии

    На  сегодняшний день Германия активно  участвует в развитии государственных  кредитных отношений. Это связано с наличием в стране бюджетного дефицита, а также с влиянием мирового финансового кризиса. Для решения этой проблемы правительством Германии был создан ряд институтов, занимающихся проблемами управления государственным кредитом. Среди них можно выделить такие как Федеральное министерство финансов, ООО «Финансовое агентство Германии» и Немецкий федеральный банк.

    Федеральное министерство финансов несёт общую  ответственность за организацию  процесса привлечения кредитов. Здесь  разрабатывается стратегия получения  кредитов, планируются новые финансовые инструменты по привлечению ресурсов для государственных нужд.

    Управление государственным кредитом возложено на ООО «Финансовое агентство Германии», которое привлекает средства для финансирования дефицита бюджета. Целью создания агентства являлась минимизация расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, а также оптимизация его структуры. Агентство уполномочено выпускать в обращение и реализовывать соответствующие инструменты долгового финансирования. С 1 августа 2006 г. к нему перешли некоторые функции Федерального управления ценными бумагами в области кредита, в частности операции за счёт частных клиентов и ведение книги государственного долга.

    Немецкий  федеральный банк поддерживает Министерство финансов при выполнении задач по управлению государственным кредитом. Он ведёт центральный счёт Казначейства, организовывает аукционы по первичному размещению федеральных ценных бумаг и осуществляет операции на вторичном рынке.

    Для привлечения средств на нужды  государства перечисленные институты используют широкий спектр ценных бумаг. Так с 1 июня 2005 г. выпущены в обращение облигации федерального займа сроком на 5 лет в объёме 5 миллиардов долларов с купонным доходом – 3,875 % годовых. Также с 2006 г. эмитируются федеральные облигации, процентные выплаты по которым привязаны к уровню инфляции в зоне евро.

    Что же касается общей структуры государственных  заимствований (данные представлены на 2008 год), исходя из инструментов привлечения ее можно представить следующим образом: 96,5% привлекается по средствам ценных бумаг, реализуемых на аукционах среди членов так называемой группы участников аукциона по федеральным ценным бумагам (29 крупнейших немецких и иностранных банков), 4,49% занимают ценные бумаги, реализованные частным инвесторам через кредитные институты. Привлечение кредитов в форме выпуска долговых обязательств на сегодняшний день практически прекратилось и составило лишь 0,01 % всех полученных средств. Суммарная потребность в кредите составила в 2008 г. 229,6 млрд. евро. Необходимо отметить, что благодаря продуманной политике государства и рациональному использованию ресурсов в течение 2004-2008 гг. наблюдалась устойчивая тенденция снижения задолженности по кредиту, что привело к сокращению дефицита федерального бюджета[1, c.5-8].

    Помимо  организации, занимающихся аккумуляцией и привлечением ресурсов, в Германии создана финансовая группа KFW Group, целью которой является предоставление финансовых ресурсов коммерческим кредитным организациям, кредитующим малые предприятия с целью стимулирования малого бизнеса. Эта группа выполняет функции и банка развития, и агентства по финансированию экспорта, и кредитной организации. Она предоставляет льготные кредиты более 3 млн. малых предприятий Германии.

    Особенностью  предоставления кредитов по немецким государственным программам являются разработанные единые и ясные для всех правила в совокупности с типовыми принципами банковского кредитования, т.е. кредиты могут получить только кредитоспособные предприниматели, а прочие факторы во внимание не принимаются. Заявки на получение кредитов подаются в коммерческие банки, которые заключают с финансовой группой KFW договор о рефинансировании кредитов, в соответствии с которым обязуются возвратить предоставленные им средства. Выплаты предпринимателей по процентам и по основному кредиту переводятся коммерческим банком государственному. Коммерческие банки при этом берут на себя от 50 до 100% ответственности за возврат предоставленных кредитов. За услуги по реализации льготных кредитов коммерческие банки получают маржу[14, c.206].

    Для малого бизнеса в Германии предусмотрены  льготные условия кредитования. Среди  них:

    1. низкая процентная ставка по кредитам;
    2. долгосрочные кредиты (до 10 лет);
    3. освобождение от выплат по кредиту в первые два года;
    4. возможность долгосрочного возвращения кредита и т.д.

    Что касается кредитования сельского хозяйства, то в Германии сложился смешанный тип кредитования сельских товаропроизводителей, то есть кредиты предоставляются как коммерческими банками, так и специализированными кредитными организациями. Отличительная особенность сельскохозяйственного кредитования в Германии - организация системы кредитования по трем уровням. Верхний уровень представлен кооперативным банком «Дойче Геноссенийафтебанк», пайщики - региональные кооперативные банки, формирующие второй уровень кредитования сельских товаропроизводителей, третий уровень - сельскохозяйственные предприятия[11, c.51-52]. Примером сельскохозяйственного кредитования может служить Программа инвестиционного стимулирования и Общая программа аграрных кредитов, предусматривающая льготное кредитование фермеров ФРГ в виде ссуд с 1% годовых или путем снижения ссудного процента действующих кредитов на 4-7% [14, c.206].

    В условиях мирового финансового кризиса, а также из-за роста дефицита госбюджета до 79 млрд. евро, Германия была вынуждена прибегнуть к созданию дополнительных институтов, целью которых является преодоление кризиса ликвидности и поддержка небанковских финансово-кредитных организаций. Среди них можно выделить Фонд финансовой стабилизации и фонд инвестиций и погашения.

      Полномочия Фонда финансовой стабилизации в сфере привлечения кредитов ограничены 90 миллиардами евро, но при соблюдении определённых условий и с согласия Бюджетной комиссии они могут быть увеличены до 100 млрд. евро. Фонд инвестиций и погашения располагает меньшими полномочиями по привлечению кредитных ресурсов – 25,2 млрд. евро. Кредитование обоих фондов осуществляется совместно с кредитованием дефицита федерального бюджета на одинаковых условиях.

Усиливающееся влияние кризиса на немецкую экономику потребовало от правительства Германии принять ряд мер, связанных увеличением государственного кредитования.  Так в ноябре 2008 г. был принят первый пакет мер, предназначенный для преодоления фазы спада, гарантирования занятости и поддержания предприятий, домашних хозяйств и коммун. Как продолжение в январе 2009 г. был введён второй пакет, ориентированный на проблемы рынка труда, повышение темпов экономического роста и модернизации экономики. Финансирование обоих пакетов на сумму в 84 млрд. евро производится преимущественно с помощью заимствований.

    С одной стороны, благодаря предпринятым мерам в Германии удалось избежать резкого скачка безработицы и  сохранить  динамику личного потребления. Но с другой стороны, вследствие применения мер финансового стимулирования развития экономики в условиях рецессии в Германии, как и практически во всех странах, возрос дефицит государственного бюджета. Так, в 2010 г. бюджетный дефицит, по прогнозу Deutsche Bank, превысит 6% ВВП, что приведет к увеличению государственного долга до 80% ВВП к концу будущего года (в 2008 г. он составлял около 66% ВВП, в 2009 – 70 %).

    В связи с высокими темпами роста государственного долга в 2009 году в Германии был  принят законопроект, предусматривающий введение с 1 января 2016 г. ограничения ежегодных государственных заимствований (не более 0,35% ВВП), а также запрет заимствований федеральными землями с 1 января 2020 г.

    Таким образом, опыт Германии показал, что  применение государственного кредита в кризисных ситуациях может быть достаточно действенным. Однако не стоит забывать и об угрозе, которую может принести госкредитование в виде увеличения государственного долга и бюджетного дефицита. Это еще раз доказывает мысль о необходимости проведения продуманной и тщательно разработанной экономической политики в сфере кредитования.

    3 Приоритетные направления  развития государственных  кредитных отношений  в Республике Беларусь 

    История становления белорусских государственных  кредитных отношений началась в 1990г. с принятием постановления Совета Министров БССР «О выпуске и порядке распространения Белорусского республиканского внутреннего пятипроцентного займа 1990 г». Он выпускался на 16 лет, однако в 1995 г. в связи изменившейся экономической ситуацией Кабинет Министров Республики Беларусь принял решение о досрочном выкупе облигаций указанного займа.

    В 1993 – 1994гг. и в последующие периоды  были определены порядок выпуска, условия  обращения и погашения одного из основных инструментов заимствования  в Республике Беларусь – государственных краткосрочных облигаций.

    Выпуск  государственных краткосрочных  облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, для финансирования государственных расходов. Облигации выпускаются по решению Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе.

    С 1996 г. начался выпуск долгосрочных облигаций  с купонным доходом. Выпуск долгосрочных государственных облигаций Республики Беларусь осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи.

    C целью привлечения дополнительных ресурсов Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление от 21 октября 1999 г. № 1627 “О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь”. Государственный выигрышный валютный заем был рассчитан на сумму 10 миллионов долларов США, облигации которого размещались среди физических лиц отдельными выпусками. До 2007 года было эмитировано 9 серий данных ценных бумаг на общую сумму 5,5 млн. долл. США. Из-за отсутствия спроса на данный вид ценных бумаг государство вынуждено было прекратить их выпуск.

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита