Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление сущности государственного кредита, определение его влияния на экономику разных стран, а также изучение эффективности этого процесса применительно к Республике Беларусь и определение дальнейших перспектив государственного кредитования в условиях нестабильности мировой экономики.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного кредита…………………….. …….6 1.1 Сущность государственного кредитования и его роль в экономике………6
1.2 Функции государственного кредита………………………………………..10
1.3 Формы государственного кредита………………………………………….13
2 Опыт использования государственного кредита на примере зарубежных стран………………………………………………………..……………………..15
2.1 Опыт использования государственного кредита на примере России……15
2.2 Опыт использования государственного кредита на примере Германии.19
3. Приоритетные направления развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь……………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………
По мнению большинства экономистов, кредитование не является изначальной деятельностью, присущей государству. Объясняется это тем, что выполнение государством своих функций (создание условий для эффективного развития экономики, поддержание определенного уровня жизни населения, защита национальных интересов на мировых рынках) непосредственно связано с потребностью в привлечении ресурсов. Исходя из этого, основой государственных кредитных отношений являются заимствования, то есть государство в первую очередь является заемщиком. Все остальные его функции (кредитование и предоставление гарантий) возникли в процессе экономического развития, когда для этого создавались экономические условия [9, c.8].
Как экономическая категория, государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет признаки как тех, так и других. Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства и является источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления, что позволяет отнести его к элементам финансовой системы. С другой стороны, государственный кредит тесно связан с другими видами кредитных отношений и имеет ряд особенностей (условия платности и возвратности), отличающих его от классических финансовых категорий[5, c.58].
В процессе изучения этой темы автор наткнулся на исследование профессора О.И. Лаврушина по поводу взаимодействия денежно-кредитной и финансовой политики. В своей статье автор утверждает, что «государственный кредит не может входить в финансовую систему, объединяющую элементы по своим родовым качествам. Государственный кредит можно отнести к финансовой системе только в чрезвычайно узком смысле, в смысле его использования на финансовые нужды, нужды государственного бюджета в качестве источника покрытия расходов государства и его субъектов. Использование государственного займа для целей бюджета еще не означает, что подобного рода ресурсы выступают частью финансовой системы. На нужды бюджета может использоваться и банковская ссуда, однако она не становиться частью финансовой системы». Основным выводом этого исследования является определение государственного кредита (с точки зрения его функций и сущности) как элемента кредитной системы. С практической же точки зрения, по мнению О.И. Лаврушина, госкредит следует использовать, учитывая сущность категории кредит и законы ее движения[13, c.5-6].
Данная точка зрения, по мнению автора этой работы, представляет определенный интерес, однако не является абсолютно достоверной. Рассматриваемую форму кредита не следует в полной мере отделять от финансовой системы, так как государственный кредит, являясь источником формирования финансовых ресурсов, выполняет ряд функций, определяющих его как финансовую категорию.
Проблемами государственного кредита занимались множество экономистов, которые предлагали свою аргументацию необходимости и эффективности его применения. Так, представители классической школы А. Смит, Ж.Б. Сэй, Дж. Миль считали необходимым для покрытия государственных расходов использовать налоги, а не займы, так как видели в последних причину роста задолженности, которая может привести страну к разорению.
Экономисты же исторической школы К. Дитцель, А, Вагнер и др. признавали, что финансирование расходов государства за счет займов давало возможность достигнуть оптимального использования привлеченных средств и избежать повышения налогов для обеспечения его деятельности в чрезвычайных ситуациях[9, c.3].
Как показывает практика, на сегодняшний день роль данной экономической категории носит двойственный характер.
Эффективно используемые денежные средства, привлекаемые по средствам госкредита, позволяют поддержать развитие отраслей национальной экономики, обеспечить безинфляционное финансирование бюджетного дефицита, сохранить относительное экономическое равновесие по средствам привлекаемых внешних займов, обеспечить экономический рост и т.д.
Применение государственного кредита, а именно принцип платности, позволяет обеспечить рациональное использование имеющихся в экономике средств. Процент по привлеченным ресурсам стимулирует заемщика вкладывать средства в различные проекты с целью получения высокого дохода, в результате чего наблюдаются дополнительные инвестиционные вливания в отрасли народного хозяйства.
По средствам заимствований местных органов власти проводится поддержка развития отдельных регионов, хозяйственных комплексов, предприятий и организаций.
Однако оценка воздействия государственного кредита на социально-экономические процессы в обществе как положительного в значительной степени преувеличена. Дело в том, что привлеченные по средствам госкредита ресурсы используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода, а лишь увеличивают размер займа за счет выплаты процентов. Причина в том, что из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами кредиты. Поэтому постоянно нуждаясь в средствах, страны прибегают к новым займам в целях покрытия прежних долгов.
Внешние заимствования, в большинстве случаев, лишают заемщика возможности самостоятельно определять направление его развития. Программы же, разрабатываемые кредиторами (в частности международными финансовыми организациями), не всегда приводят к экономическому росту. Часто последствиями разработанного курса развития становится снижение уровня жизни населения.
Как показывает практика, злоупотребление государственным кредитом, использование его на непроизводительные нужды, приводит к дезорганизации денежного обращения, к денежным и экономическим реформам. Такое использование кредита не принесет в бюджет государства дохода, а приведет к уменьшению национального богатства.
Если учитывать тот факт, что государственные займы предоставляются на длительный срок, а также вспомнить об инфляционных процессах, то можно сделать вывод, что возвращаемая ссужаемая стоимость будет соответствовать ее первоначальной ценности лишь по номиналу, но не по ее равноценности.
И даже предоставление органами власти кредитов или гарантий не должно анализироваться лишь с положительной стороны, поскольку всегда существует риск непогашения заёмщиком своих обязательств, что повлечёт за собой дополнительные бюджетные расходы.
Мировой опыт показывает, что использование государственных кредитов всегда должно сопровождаться сопоставлением выгод и потерь от заимствований и проведением продуманной политики и долгосрочной финансовой стратегии в области государственных заимствований.
Как
мы можем видеть, государственный
кредит является весьма сложной и специфической
категорией. Находясь на стыке денежно-кредитной
и финансовых сфер, он выступает обособленным
и весьма существенным инструментом регулирования
экономики.
1.2
Функции государственного
Как любая экономическая категория государственный кредит выполняет ряд функций, которые позволяют раскрыть его роль в экономике, а также выделить определенные черты, отличающие его от других кредитных отношений. На сегодняшний день вопрос о содержании функций государственного кредита относится к разряду спорных или же дискуссионных. Дело в том, что некоторые экономисты утверждают о наличии у государственного кредита только двух функций - фискальной и регулирующей. Другие исследователи считают, что эта категория выполняет четыре функции - фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную.
Наиболее распространенной и, на наш взгляд, более приемлемой является точка зрения, о выполнении государственным кредитом трех функций – распределительной, регулирующей и контрольной. Данной точки зрения придерживаются такие экономисты как С. А. Чернецов, А. С. Нешитой, М. К. Фисенко, Г. Б. Поляк и др. По их мнению, выделение фискальной функции не несет в себе никакого смысла, так как ее реализация, а именно формирование централизованных денежных фондов государства, осуществляется с помощью распределительной функции.
Рассмотрим подробнее содержание каждой из трех приведенных функций.
Через
распределительную функцию
Эта
функция проявляется в
В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Таким
образом, положительное воздействие
распределительной функции
Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Особую
роль государственный кредит играет
в регулировании денежного
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случаи их банкротства. В большинстве развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет региональных бюджетов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории [19, c.58].
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями данной категории. Во-первых, она тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств, во-вторых, охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность, срочность и платность привлечения средств, в-третьих, осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами[17, c.286].
Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита