Экономическая сущность государственного кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление сущности государственного кредита, определение его влияния на экономику разных стран, а также изучение эффективности этого процесса применительно к Республике Беларусь и определение дальнейших перспектив государственного кредитования в условиях нестабильности мировой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы государственного кредита…………………….. …….6 1.1 Сущность государственного кредитования и его роль в экономике………6
1.2 Функции государственного кредита………………………………………..10
1.3 Формы государственного кредита………………………………………….13
2 Опыт использования государственного кредита на примере зарубежных стран………………………………………………………..……………………..15
2.1 Опыт использования государственного кредита на примере России……15
2.2 Опыт использования государственного кредита на примере Германии.19
3. Приоритетные направления развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь……………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность государственного бюджета.doc

— 395.00 Кб (Скачать документ)

    Объемы  эмиссии составляли значительные суммы (облиспокомы выпускали облигации на сотни миллиардов рублей). Государственные банки выкупали эти облигации в очень короткие сроки под 3% годовых, что было очень невыгодно.

    Все это позволило за счет государственных  банков покрывать дефицит местных бюджетов [12, с.254-256].

    В 2010 году исполкомы продолжили эмитировать  свои облигации. Так, по состоянию на 1 сентября 2010 года объем эмиссии  облигаций местных займов, находящихся  в обращении, достиг 4,72 трлн. руб.

    Стимулирование выпуска муниципальных облигаций также является одной из целей государства в сфере регулирования государственного кредита, так как это будет способствовать привлечению ресурсов местными органами власти.

    Проанализировав ситуацию, сложившуюся в сфере  белорусского государственного кредитования, можно сделать вывод о том, что приоритетными задачи на сегодняшний день для Правительства Республики Беларусь являются:

    1. развитие рынка государственных ценных бумаг, его правовая и структурная модификация;
    2. обеспечение гарантий для инвесторов, заинтересованных в покупке государственных ценных бумаг;
    3. освоение новых инструментов государственного заимствования;
    4. выход на международные финансовые рынки, для формирования публичной кредитной истории и интеграции в мировое сообщество;
    5. развитие кредитных заимствований в сфере международных отношений и привлечение необходимых ресурсов на нужды экономики;
    6. обеспечение сбалансированности платежного баланса и регулирование величины государственного долга;
    7. организация деятельности на мировом рынке ссудного капитала не только в роли заемщика, но и кредитора;
    8. поддержка местных органов власти в привлечении и аккумуляции временно свободных денежных средств.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях  сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.

    На  сегодняшний день это, пожалуй, одна из самых сложных и запутанных экономических категорий. В работе обоснована двойственная природа государственного кредита, заключающаяся в противоречивом единстве финансовых и кредитных отношений государства, как взаимоисключающих, так и взаимодополняющих друг друга.

    Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.

    Особое  значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников являются государственные заимствования. Они являются важнейшим инструментом политики государства и активно используются в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм. 

    Оказывая  огромное влияние на экономику зарубежных стран, государственный кредит также  набирает обороты и в нашей  стране. Как экономическая категория, государственный кредит активно интегрируется в белорусскую экономику, что проявляется не только в количественном увеличении объемов его использования, но и в качественном, а именно в освоении новых инструментов его использования.

    Однако, как было показано выше, в Республике Беларусь существует ряд проблем по внедрению государственного кредитования. Они связаны, в первую очередь, с уровнем развития экономики страны и недостаточностью финансовых ресурсов, которыми обладает государство, для того, чтобы освоить новые роли в сфере использования этой категории.

    Говоря  в целом о государственном  кредите, хотелось бы отметить сложность  и многообразие отношений, которые  он порождает. Являясь одним из инструментов регулирования экономики различных стран, он выступает фактором не только экономического, но и политического взаимодействия в мировой экономике.

    Учитывая  важность и противоречивость использования этой категории, необходимо совершенствовать механизм ее применения, исходя из реального состояния и перспектив развития мировой экономики, с целью повышения его эффективности.

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. "Deutsche Bank" об экономике Германии // БИКИ. - 2009. - N 148. - С. 5-16.
  2. Бурлачков В.К. Государственные и муниципальные финансы/ В.К. Бурлачков. – М.: Экономистъ, 2006. – 761 с.
  3. Бюллетень банковской статистики. Ежегодник 2000-2009г./Национальный банк Республики Беларусь. – Минск:[б.и.], 2009. – 290 с.
  4. Бюллетень банковской статистики № 3 (129) за 2010 год/Национальный банк Республики Беларусь. – Минск: [б.и.], 2010. – 283 с.
  5. Вавилов, Ю. Я. Государственный кредит – самостоятельная экономическая категория / Ю. Я. Вавилов // Финансы и кредит. – 2004. – № 9 (147). – С. 57-63.
  6. В Беларусь поступил последний транш кредита// DATE.BS новости экономики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://news.date.bs/economics_163774.html - Дата доступа 3.10.10.
  7. Дайджест белорусских новостей// Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. – №2. – С.6.
  8. Деньги, кредит, банки: учебник / Г. И. Кравцова, Г. С. Кузьменко, О. И. Румянцева [и др.]; под ред. проф. Г. И. Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444 с.
  9. Дядичко, С. П. Государственный кредит в процессе трансформации финансово-кредитных отношений: автореф. на соиск. уч. степени  / С.П. Дядичко. — Оренбург: ОГУ, 2006. — 19 с.
  10. Ермак Д. Отечественные еврооблигации – на мировой арене/Д. Ермак// Финансы. Учет. Аудит. – 2010. - №9. – С.14 – 18.
  11. Князев  А. В. Государственное   кредитование   аграрной   сферы экономики/Князев А. В. // АПК: экономика, управление.- 2010.-№1. - с.51-54.
  12. Криворотько, Ю. В. Финансовые инструменты регионального и местного управления в Беларуси и в постсоциалистических странах/ Ю. В. Криворотько. — Минск: Мисанта, 2009. — 331 с.
  13. Лаврушин О. И. Взаимодействие денежно-кредитной и финансовой политики/О.И. Лаврушин// Финансы и кредит. – 2006. - №1. – С.2 – 7.
  14. Макварта Э. К., Путинцевой И.М. Кредитование малого бизнеса в России и Германии. /Э.К. Макварта, И.М. Путинцевой// Материалы российско-германского проекта. - 2005. -  С. 206.
  15. Нешитой, А. С. Финансы и кредит: Учебник / А. С. Нешитой – 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 544 с.
  16. Основные направления бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов// Сайт «Экономика и жизнь» [Электронный ресурс]-Режим доступа: http://www.eg-online.ru/information/76012- Дата доступа 30.09.10.
  17. Поляк, Г. Б. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для вузов / Г. Б. Поляк. — М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. — 639 с.
  18. Похоронят, к сожалению, без шика//Экономика и жизнь. – 2006.- №28. – С.6.
  19. Пузанкевич, О. А. Финансы и финансовый рынок: учеб. пособие / под ред. О.А. Пузанкевич. — Минск: БГЭУ, 2010. — 313 с.
  20. Романовский, М.В. Финансы и кредит: учебник/под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 609 с.
  21. Россия вновь вышла на мировые финансовые рынки//Экономика и жизнь. – 2010.- №14. – С.4.
  22. Тарасов В. Финансовая система Беларуси в декабре: золотой дождь/В. Тарасов// Финансы. Учет. Аудит. – 2010. - №1. – С.69 – 76.
  23. Тарасов, В. И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / В. И. Тарасов. – Минск: Мисанта, 2003. – 512 с.
  24. Ульянецкий М. М. О необходимости пересмотра теоретического подхода к государственному кредиту и его формам/М. М. Ульянецкий// Финансы и кредит. – 2009. - №4. – С.32 – 40.
  25. Ярошевич В. Беларусь и международные финансовые организации/В. Ярошевич// Финансы. Учет. Аудит. – 2009. - №19. – С.7 – 10.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

Элементы  финансов Государственный кредит Элементы  кредита
Субъекты
Получатель, плательщик Кредитор (предоставляет  средства), заемщик (получатель средств  и плательщик процента) Кредитор и  заемщик
Получение денег
Платеж (постоянный или разовый) Получение и  передача денег в долг Передача и  получение денег в долг
Доход
Налог, неналоговые платежи, доход от имущества, эмиссия Предоставляя  деньги, получает процент, получая - платит процент за счет бюджетных средств (налогов) Процент
Функции
Аккумуляция средств (создание денежного фонда), распределения Аккумуляция средств (создание денежного фонда), распределение  на платной, возвратной основе Перераспределение, создание кредитных орудий обращения
Стоимость ресурсов
На  бесплатной основе На платной  основе На платной  основе
Целевое использование
На  производственные и непроизводственные нужды На непроизводственные и производственные нужды На производственные, потребительские нужды, нужды государства  и

т.п.

Характер  платежа
Принудительный Добровольный  и принудительный Добровольный
Движение средств
В одном направлении В прямом и обратном направлении В прямом и обратном направлении

    Рисунок А.1 - Взаимосвязь финансовых и кредитных элементов в госкредите

    Примечание – Источник: [9, с.8] 
     
     

 
 
 
 

1 – государственные  финансы, 2 – кредит, 3 – государственный кредит

Рисунок А.2 – Взаимосвязь кредитных и  финансовых начал в категории  «государственный кредит»

Примечание  – Источник: [8, с. 58] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Таблица Б.1 - Динамика задолженности Российской Федерации Международным финансовым организациям в период  2000 – 2009 года (млрд. долларов США)

Наименование  показателя Задолженность
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Кредиты МВФ 15,2 11,6 7,4 6,5 5,1 3,6 - - -  
Кредиты МБРР 6,7 6,8 6,7 6,6 6,3 5,7 5,1 5,4 4,3 0,2
Кредиты ЕБРР - 0,2 0,2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 -  
 

Примечание  – Источник: [16] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая сущность государственного кредита