Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 19:55, творческая работа
Основной цель данной творческой работы является показать читателю то, как создавалось, обустраивалось и развивалось Российское общество в начале и Великая держава в итоге.
Для реализации этой цели потребовалось решить следующие задачи:
* Раскрыть структуру русского народа;
* Выявить три основных периода образования русского государства;
* Выявить последовательность действий прежних русских вождей;
* Влияние внешних сил на состояние и развитие России;
* Обозначить свою позицию в этом вопросе .
Введение 3
Глава 1. Экономическое возвышение Москвы и образование общерусского государства. Его роль в развитие экономики в конце XV в.
1.1.Факторы, способствовавшие возвышению Москвы и объединению русских земель. 4
1.2. Первый этап становления единого государства (к. XIII (н. XIV) -сер. XIV вв.) 7
1.3. Второй этап становления единого государства (вторая половина XIV в. - 1462 г.) 9
1.4. Третий (завершающий) этап становления единого государства (1462 - 1533) . 10
1.5. Социально-экономическое развитие России во II половине XVII века. 11
Глава 2. Исторический экспресс реформ России ХХ века.
2.1. 1917-й.Борьба альтернатив общественного развития России. 16
2.2. Роль иностранного капитала в экономике России на рубеже ХIХ - ХХ веков. 21
2.3. История СССР с 1917 по 1985 годы вкратце. 23
2.4. Сущность перестройки. 26
Глава 3. Россия XXI века.
3.1. Россия на рубеже XX – XXI века. 30
3.2. Кризис в России и за рубежом. 32
3.3. Как благоустроить Россию? 37
Заключение 38
Список используемых информационных источников. 39
Приложение
Десять лет назад руководство КПСС – провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Верно и то, что она носит затяжной, мучительный характер. В последнее время все реже и реже произносят само это слово - "перестройка", зато все чаще говорят, что она завершилась, исчерпав себя, и потерпела поражение.
Так завершилась перестройка или нет? Чем она является или, во всяком случае, была? Чтобы ответить на эти вопросы, проследим - в самых общих чертах - как она развивалась, как менялась роза вызванных ею политических ветров.
Итак, термин
"перестройка" появился в нашей
политической лексике в 1985 году. Но
чем была тогдашняя "перестройка"?
Что же является причиной начавшегося
"ремонта" стало отставание от США
в гонке космических вооружений: неспособность
в силу экономических причин дать ответ
на программу "звездных войн" убедила
правящие круги СССР в том, что соревнование
в сфере высоких технологий уже почти
проиграно (о близости экономического
кризиса говорит хотя бы такой факт: в
1971-1985 г.г., налицо была отрицательная динамика
роста по важнейшим экономическим показателям,
темпы роста национального дохода составляли:
Пятилетка | Проценты |
в восьмой | 41 %, |
в девятой | 28 %, |
в десятой | 21 %, |
в одиннадцатой | 17 %. |
Рост
производительности труда:
Пятилетка | Проценты |
в восьмой | 37 %, |
в девятой | 25 %, |
в десятой | 17 %. |
Но имелось и характерное отличие. Чтобы его показать, процитируем одного популярного в прошлом, но непопулярного ныне немецкого автора. В середине прошлого века он писал о России следующее: "При существовавших политических условиях в стране не была возможна никакая иная административная система, кроме исключительно господствовавшей в ней и доведенной до предела бюрократической системы. Чтобы заложить основы более подходящей системы, Александр II вынужден был вновь обратиться к идее освобождения крепостных. Ему пришлось бороться с двумя грозными противниками: с дворянством и с той самой бюрократией, которую он возымел намерение реформировать, вопреки ее собственному желанию и которая должна была в то же время служить орудием выполнения его планов. Ему негде было искать поддержки, кроме как в традиционной и пассивной покорности инертной массы русских крепостных и купцов, которые до сего времени лишены были даже права задумываться над своим политическим положением. Чтобы сделать их поддержку реальной, он должен был создать нечто вроде общественного мнения и хотя бы подобие прессы. В связи с этим была ослаблена цензура и предоставлена возможность для вежливой, благонамеренной и весьма почтительной в выражениях дискуссии; была разрешена даже легкая и учтивая критика действий чиновников"[27, соч. т. 12, с. 672].
Но вот
что касается целей... Если Александр
II поставил в повестку дня вопрос,
решение которого могло коренным
образом изменить всю систему общественных
отношений, то новый Генеральный секретарь
М. С. Горбачев по началу, лишь возрождал
времена хрущевской "оттепели". Речь
шла вовсе не о том, чтобы изменить систему
существующая вполне устраивала правящие
верхи. Систему эту стремились лишь приспособить
к новым - прежде всего международным условиям.
Отмена крепостного права даже в том варианте,
который был реализован Александром II,
привела к существенному расширению "степеней
свободы" для большинства населения
Российской империи. Напротив, в первоначальном
проекте перестройки во главу угла ставилась
технология, а не человек - ему отводилась
непонятная роль "человеческого фактора".
Первые реформы.
Причины нынешнего кризиса в экономике, по мнению специалистов, не доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.
Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок.
Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.
Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось, в конце концов, смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.
Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.
Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения.
Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику инфляционные деньги. В конце концов, раздутый платежеспособный спрос начал потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор промышленности.
Потери
народного хозяйства от первой реформы
Горбачева - антиалкогольной компании
- оцениваются в 40 млрд. рублей. Урон, который
нанесла нашей социалистической экономике
реформа 1987 года, вообще не поддается исчислению.
Второе дыхание к социализму так и не пришло
- началась агония...
Введение президентства.
Летом-осенью 1989 года ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов.
К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась. Горбачев, используя свой авторитет в возглавляемом им Верховным Совете СССР, сумел - при сопротивлении Межрегиональной депутатской группы провести решение об учреждении поста Президента СССР. Став Президентом, он получил широкие политические полномочия и тем самым сильно укрепил свою власть в стране.
Это было почти год назад. Но за прошедшее с тех пор время ситуация вновь изменилась. Сначала произошел сдвиг "влево" в расстановке сил на политической арене. В России победу на выборах, хотя и с минимальным перевесом, одержал блок "Демократическая Россия". Лидером парламента РСФСР стал Б. Н. Ельцин неординарный политик. Демократы возглавили Московский, Ленинградский, ряд советов других крупных городов. Схожее положение создалось на Украине, в Молдове, Армении, Грузии, в Прибалтийских республиках.
Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сложилось фактическое многовластие, при котором союзные и республиканские структуры не могли ни действовать без оглядки друг на друга, ни договориться между собой. "Война законов" между Союзом и республиками велась с переменным успехом и к зиме 1990/91 года достигла апогея в связи с трагическими событиями в Прибалтике, борьбой вокруг Союзного договора и союзного бюджета. Все это происходило на фоне быстрого развала экономики, межнациональной конфронтации между республиками и внутри их.
В результате
наметился очередной сдвиг в
умонастроениях общества. Горбачев в январе
этого года сформировал новый Кабинет
министров, в котором ключевые посты заняли
представители "просвещенной" бюрократии
и военно-промышленного комплекса.
Первый президент.
Все партийные "перестройки" до Горбачева, как правило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев объявил о том, что перестройка продолжается.
Наконец,
на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена:
Горбачев окончательно подмял под себя
партийный аппарат, который даже смирился
с переходом к рынку и потерей европейских
колоний. Но оказалось, что борьба за власть
не закончена, напротив - вступает в новую
стадию. Инициативу теперь перехватили
демократы во главе с Б. Н. Ельциным.
Ельцин как Президент.
Первая, "бунтарская", часть политической карьеры Ельцина, казалось, закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран председателем Верховного Совета России. Впрочем, трудно было ожидать, что в новой роли он – напрочь откажется от прежних политических привычек. Став через год президентом, Ельцин вскоре продемонстрировал, что намерен сочетать в своей деятельности все три модели поведения. Наверное, харизматический лидер так и должен был себя вести, именно этого и ждали его приверженцы.
Стиль поведения президента, аналитики именуют "конфронтационным". Конфронтация заложена в том, что Ельцин все время стремится действовать в системе простейшей, привычный для него с 1987 года схемы: массы и лидер. Советы, Конституционный суд и кто бы то ни было еще, претендовали на самостоятельную политическую роль.
Одним из самых трудных, однако, испытаний, ожидавших Ельцина на посту президента, стало другое - сочетание лозунгов "ДемРоссии" с императивом российской державности. На первых порах Ельцин, "раздавал" суверенитеты "каждому по способностям", но обещал сберечь единство России. Но ведь единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922 года под псевдонимом "СССР", было разрушено в Беловежской пуще. Но сам факт участия в упразднении СССР стал, пожалуй, самым крупным и драматическим событием политической биографии Ельцина. А когда в внутри РФ Чечня взяла "слишком много" суверенитета, Ельцин попробовал вмешаться, но безуспешно. Теперь, когда почти все российские автономии обзавелись собственными президентами и конституциями, Ельцину, возможно, и хотелось бы снова оказаться единственным президентом в своей стране, но не совсем ясно, как это сделать. А Конституция написана уже и в Вятке, пишется в Туле...
Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической системы. Провозгласив лозунг "Вся власть - Советам! ", реформаторы даже не задумывались над тем, что Советы, которые перестали быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать нормальный процесс политического развития. Политический кризис конца 1990 года - результат не столько некомпетентности или саботажа, сколько отжившего типа государственности.
И все же определенный шанс предотвратить окончательную "авторитаризацию" перестройки еще имеется. Превращение подлинно демократических движений во влиятельную политическую силу, в "четвертый вектор" преобразований (наряду с консерваторами, реформаторами и либералами) может существенно изменить политическую погоду. Даже авторитарный президентский режим нуждается в легитимности и социальной базе. Поэтому демократические движения добиваются того, чтобы осуществлялся не бюрократический и не анархический вариант капиталистического развития. Крайне важно обеспечить участие общественных организаций трудящихся в решении всех практических вопросов перехода к рынку, включая разгосударствление и частичную приватизацию государственной собственности.
Не реформаторы и не либералы, а только демократические, самодеятельные общественные организации трудящихся могут воспрепятствовать замыслам консервативных сил, которые пытаются спровоцировать народный бунт против грядущего рынка, антирыночную, тоталитарную контрреволюцию. Для этого, однако, всем общественно-политическим, потребительским, культурно-просветительным, профсоюзным и иным организациям необходимо сплотиться в мощный блок демократического единства. (Приложение 1).
"МК"
23 февраля Поголовье скота
"АиФ" На территории СССР количество преступлений в 1990 по сравнению с 1989 возросло на 16.3%, достигнув 1.336 тыс., из них тяжких более 250.000. Число преступлений против личности возросло на 10% (умышленных убийств - 14.979 (15.4%) , тяжких телесных повреждений - 39.673 (11.4%) , изнасилований - 14.443 (2.7%) . Количество имущественных преступлений увеличилось на 19.8%, квартирных краж - на 24.3%.
Раскрываемость преступлений - 45.4%. В 1990 году нераскрытыми осталось 684.739 преступлений, что на 25% больше, чем в 1989 г.