Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать содержание и эволюцию классической теории финансов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть этапы развития классической теории финансов;
- охарактеризовать становление финансовой теории через анализ различных школ экономической мысли
Введение 3
Глава 1. Эволюция классической теории финансов 4
1.1.Зарождение финансовой науки в средневековье 4
1.2. Возникновение финансовой науки в ХV веке 6
1.3. Развитие классической теории финансов в ХХ веке 8
Глава 2. Сущность классической теории финансов и ее содержание 11
2.1. Систематизация финансов в трудах меркантилистов (Ж.Боден, Д.Карафа) и физиократов (Ф.Кенэ, Ж.Тюрго, А.Мирабо) 11
2.2. Развитие финансовой теории в классической политической экономии (учение о финансах Смита, теория налогов Риккардо) 14
2.3. Школа камералистов (В. Юсти, Й. Зонненфельс). Система финансового хозяйства Ф.Юсти 18
2.4. Завершение классического периода теории финансов и возникновение неоклассической теории 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Л. фон Секендорф (1626—1692 гг.) высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения.
Ф.Юсти и И.Зоннефельс были специалистами в области камеральных наук. К камеральным относили науки, имевшие отношение к государственной казне, то есть извлечению доходов для нужд государства: сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, поскольку аккумулировала общие сведения о способах получения доходов для нужд государства.
Ф. Юсти и И. Зонненфельс (1733—1692 гг.) построили общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства».
В своей работе Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком аспекте, поскольку привел в ней учения о доходах государства, его расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые предложил определенные правила для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):
Заслуга
Юсти и в том, что в отличие
от большинства камералистов он уделял
существенное внимание не только пополнению
казны, но и государственным расходам
и предлагал следующее
С работой Юсти перекликается работа Зонненфельса. В 1768 г. появляется книга министра финансов Австрии И. Зоннефельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», который был переведен почти на все европейские языки. Этот труд трактовал финансовую науку как собрание правил для взимания государственных доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных, кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.
Победа капиталистической системы над феодальной породила выдвижение экономических школ и воззрений, в той или иной мере защищавших новые производственные отношения. При этом уделялось внимание преимущественно вопросам формирования доходов государства, поскольку анализ расходов мог создать негативное представление о буржуазных правительствах.
Из ученых ХIХ в. наибольший вклад в развитие теории финансов внес один из ведущих теоретиков финансовой науки ХIХ в. профессор Гейдельбергского университета Карл Генрих Рау (1792—1870 гг.), издавший в 1826-1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью посвящена финансам (на русском языке работа Рау «Основные начала финансовой науки» была издана в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России), а также сочинения Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (его основная работа «Наука о финансах» была издана в 1880 г.), итальянского ученого Л. Коса, работа которого «Основы финансовой науки» была издана в 1896 г. (на русском языке — в 1900 г.).
В 1880 г. бывший экономический советник Отто фон Бисмарка А. Вагнер обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства. А. Вагнер сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.
Он доказывал, что социальный прогресс принес с собой растущую государственную активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных расходов. Длительные исследования экономических процессов, происходивших в ХIХ в., подтвердили эти наблюдения и в определенной мере нашли отражение теории Дж. Кейнса.
Возникшая под воздействием экономического кризиса 1929—1933 гг., теория Дж. Кейнса признавала невозможность автоматического достижения равновесия состояния экономики.
В этих условиях достижение стабилизации возлагается на государство, которому предписывалось воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму процента. Главная задача экономической политики государства заключалась, согласно Дж. Кейнсу, в управлении совокупным спросом, а основным инструментом проведения политики управления спросом являлся государственный бюджет, рассматривавшийся как стабилизирующий фактор производства.
Кейнсианская теория государственных финансов отвергала догмат сбалансированного бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики и обосновывала, что в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в «вялой экономике». При высокой конъюнктуре финансовая политика должна сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли сохраняться и при растущем производстве для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста.
После
Второй мировой войны стала
Особая роль в этой теории отводилась государственным финансам, сокращению налогов, государственных расходов, уменьшению количества денег в обращении посредством политики высокого процента. Эти рекомендации монетаристской школы были направлены на уменьшение государственного вмешательства в экономику, замедление инфляции, увеличение темпов экономического роста. В результате налоговой реформы 1981 г. были понижены фактические ставки налогов на доходы корпораций и физических лиц, что способствовало активизации инвестиционной деятельности бизнеса и повышению жизненного уровня широких слоев населения. В то же время предполагали, что сокращение налогов не приведет к снижению налоговых поступлений (в соответствии с кривой А. Лаффера), однако снижение налогов привело примерно к пропорциональному уменьшению налоговых поступлений.
Так, Закон «О налоговой реформе» (1986 г.) заменил прежнюю четырнадцатиразрядную шкалу налогообложения налога с физических лиц (предельная ставка была снижена с 50% до 28%), в области корпорационного налога пятиразрядная шкала с верхней ставкой 46% была заменена на трехразрядную шкалу (15% для первых 50 тыс. долларов годовой прибыли, 25% для прибыли в диапазоне от 50 до 75 тыс. долларов и 34% прибыли сверх 75 тыс. долларов).
По поводу теории государственных финансов отмечается, что основы современной теории государственных финансов были заложены на рубеже ХIХ—ХХ вв. главным образом усилиями итальянских и шведских экономистов У. Мацоллы, М. Панталеони, К. Викселя, А. Линдаля и других, которые первыми начали интерпретировать бюджет в терминах спроса и предложения благ, поставляемых государством, и пытались с этих позиций искать рациональные подходы к его формированию.
Позднее
наука о государственных
Экономике
общественного сектора и
Государственная собственность в рыночной экономике представляет собой важный, но не единственный и доминирующий инструмент взаимодействия государства и рынка. Универсальным ключевым инструментом воздействия государства на экономику является бюджет, государственные финансы в сочетании с административным ресурсом, законодательной деятельностью. Государство имеет серьезное влияние на некоммерческие и коммерческие структуры, которые ему не принадлежат. Его воздействие осуществляется с помощью кредитной, денежной политики, налогообложения, государственных расходов, законодательного регулирования.
Экономика
общественного сектора
Одновременно
в мировой экономике
Таким образом, выделяют два больших периода, характерные для становления и развития науки о финансах.
Первый период получил свое рождение в истоках Древневосточных цивилизаций (Древняя Индия, Древний Китай, Месопотамия), продолжился во времена Римской империи, средневековья, расцвета капитализма и закончился в середине XX века, нашел свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов.
На смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в приорите государства в финансах; суть второй теории - в преобладании финансов частного сектора (речь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).
В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки.
Вследствие большой продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды. Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в., профессор Гейдельберского университета К. Рау (1792 - 1870) выделил три периода в ее развитии: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный (рациональный) период.
Уже начиная с ХVII в. просматриваются два основных направления в развитии теории финансов - английское и германское, четко описанные классиком финансовой литературы ХIХ в. К.Г. Рау.
Если для английского направления было характерно рассмотрение финансов как составной части общей экономической теории (А. Смит, Ж.-Б. Сэй, С. Сисмонди, Д. Рикардо, Дж. С. Милль), то германское направление рассматривало финансы в качестве самостоятельной науки (либо полноценной части политической экономии).
При
этом вплоть до конца ХIХ в. вопросы налогообложения
рассматривались в значительной мере
в рамках общей экономической теории.
Информация о работе Классическая теория финансов: сущность, содержание, эволюция