Классическая теория финансов: сущность, содержание, эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:14, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – проанализировать содержание и эволюцию классической теории финансов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть этапы развития классической теории финансов;
- охарактеризовать становление финансовой теории через анализ различных школ экономической мысли

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эволюция классической теории финансов 4
1.1.Зарождение финансовой науки в средневековье 4
1.2. Возникновение финансовой науки в ХV веке 6
1.3. Развитие классической теории финансов в ХХ веке 8
Глава 2. Сущность классической теории финансов и ее содержание 11
2.1. Систематизация финансов в трудах меркантилистов (Ж.Боден, Д.Карафа) и физиократов (Ф.Кенэ, Ж.Тюрго, А.Мирабо) 11
2.2. Развитие финансовой теории в классической политической экономии (учение о финансах Смита, теория налогов Риккардо) 14
2.3. Школа камералистов (В. Юсти, Й. Зонненфельс). Система финансового хозяйства Ф.Юсти 18
2.4. Завершение классического периода теории финансов и возникновение неоклассической теории 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Классическая теория финансов.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     Л. фон Секендорф (1626—1692 гг.) высказал идею о связи народного хозяйства, благосостояния и податной силы населения.

     Ф.Юсти и И.Зоннефельс были специалистами в области камеральных наук. К камеральным относили науки, имевшие отношение к государственной казне, то есть извлечению доходов для нужд государства: сельское хозяйство, горное дело и др. Финансовая наука входила в этот перечень, поскольку аккумулировала общие сведения о способах получения доходов для нужд государства.

       Ф. Юсти и И. Зонненфельс (1733—1692 гг.) построили общую систему финансовой науки. Юсти в 1766 г. издает первое методологическое сочинение «Система финансового хозяйства».

      В своей работе Юсти рассматривал сущность финансовой науки в более широком  аспекте, поскольку привел в ней  учения о доходах государства, его  расходах, об управлении камеральными делами, о кредите. Именно Юсти впервые  предложил определенные правила  для разработки налоговой политики (в дальнейшем большую известность получат правила, сформулированные А. Смитом):

    1. налоги не должны вредить человеческой свободе и промышленности;
    2. налоги должны быть справедливы и равномерны;
    3. налоги должны иметь основательные поводы;
    4. не должно быть очень много касс и много служащих по взиманию налогов.

      Заслуга Юсти и в том, что в отличие  от большинства камералистов он уделял существенное внимание не только пополнению казны, но и государственным расходам и предлагал следующее руководящее правило: расходы должны сообразовываться с доходами и всем имуществом, а также приносить обоюдное благо для государя и его подданных.

      С работой Юсти перекликается работа Зонненфельса. В 1768 г. появляется книга министра финансов Австрии И. Зоннефельса «Основные начала полиции, торговли и финансов», который был переведен почти на все европейские языки. Этот труд трактовал финансовую науку как собрание правил для взимания государственных доходов наиболее выгодным способом. Зонненфельс особо обращал внимание на умеренность сборов с подданных, кроме того, в отличие от Юсти, который отдавал предпочтение доменным доходам, нежели налогам, он ратовал за налоги, считая их нормальным источником доходов государства.

     Победа  капиталистической системы над  феодальной породила выдвижение экономических школ и воззрений, в той или иной мере защищавших новые производственные отношения. При этом уделялось внимание преимущественно вопросам формирования доходов государства, поскольку анализ расходов мог создать негативное представление о буржуазных правительствах.

     Из  ученых ХIХ в. наибольший вклад в развитие теории финансов внес один из ведущих теоретиков финансовой науки ХIХ в. профессор Гейдельбергского университета Карл Генрих Рау (1792—1870 гг.), издавший в 1826-1832 гг. курс политэкономии, третья часть которого была полностью посвящена финансам (на русском языке работа Рау «Основные начала финансовой науки» была издана в 1867 г. и оказала существенное влияние на развитие финансовой науки России), а также сочинения Лоренца фон Штейна, впервые включившего в финансы местные финансы, классика немецкой финансовой науки А. Вагнера (его основная работа «Наука о финансах» была издана в 1880 г.), итальянского ученого Л. Коса, работа которого «Основы финансовой науки» была издана в 1896 г. (на русском языке — в 1900 г.).

     В 1880 г. бывший экономический советник Отто фон Бисмарка А. Вагнер обратил внимание на то, что темпы роста государственных расходов в странах Западной Европы опережают темпы роста промышленного производства. А. Вагнер сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с которым государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.

     Он  доказывал, что социальный прогресс принес с собой растущую государственную активность, которая, в свою очередь, означает увеличение правительственных расходов. Длительные исследования экономических процессов, происходивших в ХIХ в., подтвердили эти наблюдения и в определенной мере нашли отражение теории Дж. Кейнса.

2.4. Завершение классического  периода теории  финансов и возникновение  неоклассической  теории

 

      Возникшая под воздействием экономического кризиса 1929—1933 гг., теория Дж. Кейнса признавала невозможность автоматического достижения равновесия состояния экономики.

      В этих условиях достижение стабилизации возлагается на государство, которому предписывалось воздействовать на три ключевые экономические переменные: склонность к потреблению, предельную эффективность капитала (ожидаемую норму прибыли) и норму процента. Главная задача экономической политики государства заключалась, согласно Дж. Кейнсу, в управлении совокупным спросом, а основным инструментом проведения политики управления спросом являлся государственный бюджет, рассматривавшийся как стабилизирующий фактор производства.

      Кейнсианская  теория государственных финансов отвергала догмат сбалансированного бюджета, легализуя бюджетные дефициты для стимулирования экономики и обосновывала, что в условиях кризиса или депрессии государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы государственного бюджета, допуская бюджетный дефицит и таким образом усиливая дополнительный спрос в «вялой экономике». При высокой конъюнктуре финансовая политика должна сдерживать спрос путем повышения налогов и ограничения расходов. Бюджетные дефициты могли сохраняться и при растущем производстве для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста.

      После Второй мировой войны стала проявляться  тенденция отхода от крупных стабилизационных мероприятий. Так, например, с приходом к власти правительства М. Тэтчер в Великобритании и администрации Р. Рейгана (1981 г.) в США концепция всей системы государственного вмешательства в экономику была кардинально изменена. Эти изменения, наблюдаемые в финансовой политике стран с развитой экономикой в 80-е гг., связаны с «новым явлением» в экономической науке — теорией «экономики предложения» в противовес кейнсианству, которое главное внимание уделяло регулированию спроса. Ее возникновение было связано с исследованиями М. Фридмана в области жизненного цикла и концепции о постоянном доходе, А. Лаффера — автора «налоговой кривой».

      Особая роль в этой теории отводилась государственным финансам, сокращению налогов, государственных расходов, уменьшению количества денег в обращении посредством политики высокого процента. Эти рекомендации монетаристской школы были направлены на уменьшение государственного вмешательства в экономику, замедление инфляции, увеличение темпов экономического роста. В результате налоговой реформы 1981 г. были понижены фактические ставки налогов на доходы корпораций и физических лиц, что способствовало активизации инвестиционной деятельности бизнеса и повышению жизненного уровня широких слоев населения. В то же время предполагали, что сокращение налогов не приведет к снижению налоговых поступлений (в соответствии с кривой А. Лаффера), однако снижение налогов привело примерно к пропорциональному уменьшению налоговых поступлений.

      Так, Закон «О налоговой реформе» (1986 г.) заменил прежнюю четырнадцатиразрядную шкалу налогообложения налога с физических лиц (предельная ставка была снижена с 50% до 28%), в области корпорационного налога пятиразрядная шкала с верхней ставкой 46% была заменена на трехразрядную шкалу (15% для первых 50 тыс. долларов годовой прибыли, 25% для прибыли в диапазоне от 50 до 75 тыс. долларов и 34% прибыли сверх 75 тыс. долларов).

      По  поводу теории государственных финансов отмечается, что основы современной теории государственных финансов были заложены на рубеже ХIХ—ХХ вв. главным образом усилиями итальянских и шведских экономистов У. Мацоллы, М. Панталеони, К. Викселя, А. Линдаля и других, которые первыми начали интерпретировать бюджет в терминах спроса и предложения благ, поставляемых государством, и пытались с этих позиций искать рациональные подходы к его формированию.

      Позднее наука о государственных финансах развивалась в большей степени  как теория налогов и перераспределения. И лишь в последние десятилетия общепринятым стал синтетический взгляд на ресурсы, формы и результаты деятельности государства сквозь призму производства и обмена, экономических благ, а экономика общественного сектора сформировалась как самостоятельная научная и учебная дисциплина.

      Экономике общественного сектора и государственным  финансам посвящены работы Дж. Брауна и Г. Джексона, Калисса и Д. Джоунса, Р. и П. Месгрейвов, а также книги Э.Б. Аткинсона, Дж.Э. Стиглица.

      Государственная собственность в рыночной экономике представляет собой важный, но не единственный и доминирующий инструмент взаимодействия государства и рынка. Универсальным ключевым инструментом воздействия государства на экономику является бюджет, государственные финансы в сочетании с административным ресурсом, законодательной деятельностью. Государство имеет серьезное влияние на некоммерческие и коммерческие структуры, которые ему не принадлежат. Его воздействие осуществляется с помощью кредитной, денежной политики, налогообложения, государственных расходов, законодательного регулирования.

      Экономика общественного сектора базируется на теории государственных финансов, исторически выросла из этой теории, рассматривая бюджет в категориях спроса и предложения благ, теорию налогов и перераспределения, формируя синергетический подход к ресурсам и результатам деятельности государства как производству, обмену и распределению экономических благ особого рода — чистых и смешанных общественных благ. У стран с социальной ориентацией экономики сохраняется высокий удельный вес государственных расходов.

      Одновременно  в мировой экономике происходило  неуклонное смещение приоритетов в  сторону финансов частного сектора, которое стремительно ускорилось во второй половине ХХ в. и в научном плане оформилось в так называемую неоклассическую теорию финансов, делающую упор на финансы частного сектора, в частности, на такую их организацию, которая позволяла бы с помощью рыночных механизмов осуществлять свободные переливы капитала из одной сферы экономики в другую. 

 

Заключение

 

     Таким образом, выделяют два больших периода, характерные для становления и развития науки о финансах.

     Первый период получил свое рождение в истоках Древневосточных цивилизаций (Древняя Индия, Древний Китай, Месопотамия), продолжился во времена Римской империи, средневековья, расцвета капитализма и закончился в середине XX века, нашел свое теоретическое оформление в так называемой классической теории финансов.

     На  смену этой стадии пришла вторая, логику которой выражает неоклассическая теория финансов. Суть первой теории состоит в приорите государства в финансах; суть второй теории - в преобладании финансов частного сектора (речь идет преимущественно о финансах с позиции крупных компаний и рынков капитала).

      В наиболее общем виде неоклассическую теорию финансов можно определить как систему знаний об организации и управлении финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки.

     Вследствие большой продолжительности первой стадии принято выделять в ней отдельные периоды. Один из ведущих теоретиков финансовой науки XIX в., профессор Гейдельберского университета К. Рау (1792 - 1870) выделил три периода в ее развитии: ненаучное состояние, переход к научной обработке, научный (рациональный) период.

     Уже начиная с ХVII в. просматриваются два основных направления в развитии теории финансов - английское и германское, четко описанные классиком финансовой литературы ХIХ в. К.Г. Рау.

     Если  для английского направления  было характерно рассмотрение финансов как составной части общей  экономической теории (А. Смит, Ж.-Б. Сэй, С. Сисмонди, Д. Рикардо, Дж. С. Милль), то германское направление рассматривало финансы в качестве самостоятельной науки (либо полноценной части политической экономии).

     При этом вплоть до конца ХIХ в. вопросы налогообложения рассматривались в значительной мере в рамках общей экономической теории. 

 

Список использованной литературы

 
  1. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Финансы: Учебник. –  М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
  2. Буковецкий А. И. Введение в финансовую науку. – Л., 1929.
  3. Витте С. Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. – М., 1997.
  4. Кидуэлл Д. С., Петерсон Р. Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. – СПб.: Питер, 2001.
  5. Ковалев В. В. Финансы. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и допол. – М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  6. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем. Под общ. ред. В. В. Ковалева  и З. А. Сабова. – СПб.: Питер, 2001.
  7. Сабанти Б.М. Теория финансов: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Изд-во «Менеджер», 2000.
  8. Фетисов В.Д. Финансы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А И. Архипова. – М.: Проспект, 1999.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник/Под ред. М. В. Романовского. - М.: Юрайт - М, 2003г.
  11. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О. В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000.
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  13. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2001.
  14. Финансы. Учебник/Под ред. проф. В. В. Ковалева. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2003.
  15. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. М. Ковалевой. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.
  16. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – М.: Перспектива, Юрайт, 2000.
  17. Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Акад. Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  18. Финансы: Учебник/Под ред. Лушина С. И., Слепова В. А. М.: изд-во Рос. Экон. акад., 2000.

Информация о работе Классическая теория финансов: сущность, содержание, эволюция