Контрольная работа по предмету « Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание

Финансы - это экономическая категория. Как любая экономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность характеризуется свойствами, выражающимися в единстве внутренней природы однородных явлений. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей.

Работа состоит из  1 файл

Приватизация.docx

— 378.71 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету « Теория финансов»

 

 

 

 

 

Автор работы

Студентка 4 курса, 2 группы

заочной формы обучения           Ю.М. Бутримова

номер зач. книжки        2006-2790

 

Руководитель

К.э.н., доцент,

зав. кафедры финансы и кредит

 ГрГу им. Я. Купалы                     С.Е. Витун

 

 

 

 

Гродно 2010

1.ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

 

Финансы - это экономическая категория. Как любая экономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность характеризуется свойствами, выражающимися в единстве внутренней природы однородных явлений. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей.

Сущность  финансов, как и любой экономической  категории, проявляется в их функциях.

Функции всегда производны от сущности и выражают порядок реализации общественного назначения любой экономической категории. Учитывая то, что сущность финансов в научной сфере до сих пор не однозначна, нет единой трактовки и о составе их функций. Рассмотрим две основные функции финансов, которые выделяют большинство ученых-финансистов: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных (первичных) доходов. Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в конечное его использование.

Финансы выполняют распределительную функцию  также в процессе формирования и  распределения доходов предприятий.

С помощью  финансов, т.е. ее распределительной  функции осуществляется распределение  не только валового внутреннего продукта и национального дохода, но и амортизационных отчислений, т.е. части фонда возмещения.

С помощью  распределительной функции финансов распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни — в производстве, сферах обращения и потребления.

Контрольная функции финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна  из важных задач финансового контроля — проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов — объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. Работники финансовой системы и других экономических служб осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).

Большую роль в осуществлении финансового  контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками Министерства по налогам и сборам Беларуси. Главной задачей аппарата налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их начисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в соответствующие бюджеты.

Важную  работу в деле осуществления финансового  контроля проводят также специальные  финансовые подразделения отраслевых министерств и ведомств Беларуси (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, высшие органы государственной и исполнительной власти — Президент, парламент, Совет министров страны и др.

В условиях развития рыночных отношений формы  и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Вопрос  о количестве и названиях функций  финансов является одним из самых  дискуссионных. Ряд экономистов  выделяют не две, а несколько функций. В частности, называют такие функции, как хозрасчетная, стимулирующая, регулирующая, стабилизационная, производственная, социальная, плановая и др.

Нередко названные  выше функции финансов рассматриваются экономистами как частный случай распределения. Но чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактном понятии, а об их роли в общественном воспроизводстве. Однако это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы.

Безусловно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться развитие производства товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности, обеспечение условий проведения режима экономии материальных и денежных затрат и т.п. Однако отождествлять эти результаты, достигнутые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно. Ведь функция означает проявление сущности самой экономической категории, поэтому функция действует всегда в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующей категории. Если же действие распространяется на объекты, лежащие за пределами экономических отношений, составляющих данную категорию, то в таком случае речь идет не о функциях категории, а о ее роли, т.е. конкретных результатах, полученных от использования функций.

Некоторые экономисты отрицают факт существования  контрольной функции финансов. В частности, Б.М. Сабанти считает, что контроль есть функция управления. «Если государственные органы в директивном порядке не будут обязывать финансовые и кредитные органы осуществлять контроль за образованием и использованием фондов, то самой экономической категории контрольная функция не свойственна».

Учитывая  тот факт, что большинство экономистов  вполне обоснованно считают, что  контрольная функция, как и распределительная, объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания людей, то утверждения Б.М. Сабанти следует считать неправомерным. Контрольная функция, как отмечалось выше, реализуется не сама по себе, а через директивные органы (прежде всего через финансово-кредитные), о которых говорит Б.М. Сабанти. Если на минуту представить, что в обществе нет указанных директивных органов, то существование контрольной функции от этого не исчезнет. Она будет проявляться стихийно посредством действия людей, которые не входят ни в какие директивные органы.

Отдельные экономисты (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчева и др.) считают, что финансам присущи  такие две функции, как формирование доходов и фондов и использование денежных доходов и фондов.

Внешне  такие трактовки не лишены оснований: при формировании фондов (централизованных и децентрализованных) у государства возникают финансовые отношения с одной группой предприятий, а при использовании фондов — с другой. Однако многие экономисты против такой концепции. Они считают, что создание фондов и их использование — это две стадии распределительного процесса, а поэтому нельзя расщеплять или делить распределительную функцию на две функции.

Таким образом, исходя из сказанного выше, можно утверждать, что финансам свойственны две  функции — распределительная и контрольная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. РОЛЬ ПРИВАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Переход объектов государственной  собственности в частную называется приватизацией. Возвращение имущества  из государственной собственности  их бывшим владельцам называется реприватизацией, а возврат ранее приватизированной  собственности в государственную  называется деприватизацией [4].

Требования приватизации возникают, как правило, в периоды, когда положение в экономике  страны относительно благоприятно и  многие государственные объекты  технически перевооружены. Во время  кризиса или послевоенной разрухи  приобретение государством частных  предприятий или выкуп целых  отраслей возражений не вызывает, так  как заинтересованности у частного капитала в этих объектах нет.

Граница между увеличением  государственного сектора и приватизацией  подвижна. Она зависит от состояния  экономического цикла, рентабельности предприятий государственного сектора  и заинтересованности частного капитала в приобретении конкретных объектов или передаче их государству.

Роль приватизации в стабильном рыночном хозяйстве и в переходный период различна. В переходный период приватизация служит формированию экономического базиса нового общественного строя, системы частной собственности. Приватизация, как и всякое революционное  преобразование в переходный период, осуществляется в значительной мере административными средствами.

Основные функции приватизации - это укрепление общественного строя  и соответствующей ему идеологии, расширение сферы приложения частного капитала, повышение экономической  эффективности приватизируемых  объектов, решение ряда социальных задач, совершенствование народнохозяйственной структуры, обеспечение дополнительных поступлений в бюджет, обслуживание государственного долга.

Изменение имущественных  отношений в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с  законодательством, обеспечивающим открытость и демократичность процессов  реформирования государственной собственности, защиту интересов отдельных граждан  и государства в целом.

Приватизация государственного имущества, проводимая в ходе реформирования государственных предприятий, регламентируется законами “О разгосударствлении и  приватизации государственной собственности  в Республике Беларусь”, Государственной  программой приватизации, декретами  и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства, нормативными актами административно-территориальных  органов государственного управления.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 7 ”О внесении изменений и  дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3“ предусмотрено  формирование на трехлетний период плана  приватизации объектов республиканской  собственности – перечня республиканских  унитарных предприятий, подлежащих приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества, а также формирование на трехлетний период перечней акционерных обществ, акции которых, принадлежащие Республике Беларусь, подлежат продаже.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. № 1021 утверждены Перечень объектов, находящихся  в республиканской собственности, включенных в план приватизации на 2008 – 2010 годы (503 объекта) и  Перечень открытых акционерных обществ, созданных  в процессе приватизации государственной  собственности, акции которых принадлежащие  Республике Беларусь, подлежат продаже, на 2008 - 2010 годы. Перечень включает 146 открытых акционерных обществ.

План приватизации объектов, находящихся в республиканской  собственности, формируется на трехлетний период Государственным комитетом  по имуществу по предложениям органов  государственного управления и иных государственных организаций, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - в порядке, установленном местными Советами депутатов.

Приватизация предприятий, нуждающихся в финансовом оздоровлении, осуществляется по решению Правительства  Республики Беларусь либо областных  и Минского городского исполнительных комитетов. Преобразование предприятий  государственной формы собственности, включая участие инвесторов в  его реформировании, может осуществляться по решению Правительства. Реформирование объектов коммунальной собственности  осуществляется по решению местных  исполнительных и распорядительных органов. Информация о готовящихся к приватизации объектах государственной собственности, ходе подготовки к акционированию и возможности участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов размещается на сайте Госкомимущества (www.gki.gov.by) [7], в информационно-аналитическом бюллетене ”Управление и распоряжение государственным имуществом”, а также публикуется в периодической печати.

Информация о работе Контрольная работа по предмету « Теория финансов»