Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:49, курсовая работа
Финансы - это экономическая категория. Как любая экономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность характеризуется свойствами, выражающимися в единстве внутренней природы однородных явлений. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Контрольная работа
по предмету « Теория финансов»
Автор работы
Студентка 4 курса, 2 группы
заочной формы обучения Ю.М. Бутримова
номер зач. книжки 2006-2790
Руководитель
К.э.н., доцент,
зав. кафедры финансы и кредит
ГрГу им. Я. Купалы С.Е. Витун
Гродно 2010
1.ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ И СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
Финансы - это экономическая категория. Как любая экономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность характеризуется свойствами, выражающимися в единстве внутренней природы однородных явлений. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей.
Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях.
Функции всегда производны от сущности и выражают порядок реализации общественного назначения любой экономической категории. Учитывая то, что сущность финансов в научной сфере до сих пор не однозначна, нет единой трактовки и о составе их функций. Рассмотрим две основные функции финансов, которые выделяют большинство ученых-финансистов: распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных (первичных) доходов. Участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в конечное его использование.
Финансы
выполняют распределительную
С помощью финансов, т.е. ее распределительной функции осуществляется распределение не только валового внутреннего продукта и национального дохода, но и амортизационных отчислений, т.е. части фонда возмещения.
С помощью распределительной функции финансов распределительный процесс осуществляется во всех сферах общественной жизни — в производстве, сферах обращения и потребления.
Контрольная функции финансов проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода к рыночным отношениям финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития смешанной экономики, ускорение научно-технологического процесса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях экономики. Он охватывает производство товаров и услуг и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.
Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.
Одна из важных задач финансового контроля — проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов — объективна, она не зависит от воли и сознания людей. Однако реализуется она не сама по себе, а через специальный финансовый аппарат. Работники финансовой системы и других экономических служб осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджета. В зависимости от того, кто осуществляет финансовый контроль, он может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудиторским).
Большую роль в осуществлении финансового контроля играет Министерство финансов Беларуси и его органы. Весьма эффективен контроль, осуществляемый работниками Министерства по налогам и сборам Беларуси. Главной задачей аппарата налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их начисления, полнотой и своевременностью внесения платежей в соответствующие бюджеты.
Важную работу в деле осуществления финансового контроля проводят также специальные финансовые подразделения отраслевых министерств и ведомств Беларуси (финансовые управления или отделы), учреждения банков, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, высшие органы государственной и исполнительной власти — Президент, парламент, Совет министров страны и др.
В условиях развития рыночных отношений формы и методы финансового контроля, осуществляемые названными выше органами, постоянно меняются и совершенствуются.
Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Вопрос о количестве и названиях функций финансов является одним из самых дискуссионных. Ряд экономистов выделяют не две, а несколько функций. В частности, называют такие функции, как хозрасчетная, стимулирующая, регулирующая, стабилизационная, производственная, социальная, плановая и др.
Нередко названные выше функции финансов рассматриваются экономистами как частный случай распределения. Но чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактном понятии, а об их роли в общественном воспроизводстве. Однако это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы.
Безусловно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться развитие производства товаров и услуг, внешнеэкономической деятельности, обеспечение условий проведения режима экономии материальных и денежных затрат и т.п. Однако отождествлять эти результаты, достигнутые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно. Ведь функция означает проявление сущности самой экономической категории, поэтому функция действует всегда в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание соответствующей категории. Если же действие распространяется на объекты, лежащие за пределами экономических отношений, составляющих данную категорию, то в таком случае речь идет не о функциях категории, а о ее роли, т.е. конкретных результатах, полученных от использования функций.
Некоторые экономисты отрицают факт существования контрольной функции финансов. В частности, Б.М. Сабанти считает, что контроль есть функция управления. «Если государственные органы в директивном порядке не будут обязывать финансовые и кредитные органы осуществлять контроль за образованием и использованием фондов, то самой экономической категории контрольная функция не свойственна».
Учитывая тот факт, что большинство экономистов вполне обоснованно считают, что контрольная функция, как и распределительная, объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания людей, то утверждения Б.М. Сабанти следует считать неправомерным. Контрольная функция, как отмечалось выше, реализуется не сама по себе, а через директивные органы (прежде всего через финансово-кредитные), о которых говорит Б.М. Сабанти. Если на минуту представить, что в обществе нет указанных директивных органов, то существование контрольной функции от этого не исчезнет. Она будет проявляться стихийно посредством действия людей, которые не входят ни в какие директивные органы.
Отдельные экономисты (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчева и др.) считают, что финансам присущи такие две функции, как формирование доходов и фондов и использование денежных доходов и фондов.
Внешне такие трактовки не лишены оснований: при формировании фондов (централизованных и децентрализованных) у государства возникают финансовые отношения с одной группой предприятий, а при использовании фондов — с другой. Однако многие экономисты против такой концепции. Они считают, что создание фондов и их использование — это две стадии распределительного процесса, а поэтому нельзя расщеплять или делить распределительную функцию на две функции.
Таким образом, исходя из сказанного выше, можно утверждать, что финансам свойственны две функции — распределительная и контрольная.
2. РОЛЬ ПРИВАТИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Переход объектов государственной
собственности в частную
Требования приватизации возникают, как правило, в периоды, когда положение в экономике страны относительно благоприятно и многие государственные объекты технически перевооружены. Во время кризиса или послевоенной разрухи приобретение государством частных предприятий или выкуп целых отраслей возражений не вызывает, так как заинтересованности у частного капитала в этих объектах нет.
Граница между увеличением государственного сектора и приватизацией подвижна. Она зависит от состояния экономического цикла, рентабельности предприятий государственного сектора и заинтересованности частного капитала в приобретении конкретных объектов или передаче их государству.
Роль приватизации в стабильном рыночном хозяйстве и в переходный период различна. В переходный период приватизация служит формированию экономического базиса нового общественного строя, системы частной собственности. Приватизация, как и всякое революционное преобразование в переходный период, осуществляется в значительной мере административными средствами.
Основные функции приватизации
- это укрепление общественного строя
и соответствующей ему
Изменение имущественных отношений в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством, обеспечивающим открытость и демократичность процессов реформирования государственной собственности, защиту интересов отдельных граждан и государства в целом.
Приватизация государственного
имущества, проводимая в ходе реформирования
государственных предприятий, регламентируется
законами “О разгосударствлении и
приватизации государственной собственности
в Республике Беларусь”, Государственной
программой приватизации, декретами
и указами Президента Республики
Беларусь, постановлениями Правительства,
нормативными актами административно-
В соответствии с Декретом
Президента Республики Беларусь от 14 апреля
2008 г. № 7 ”О внесении изменений и
дополнений в Декрет Президента Республики
Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3“ предусмотрено
формирование на трехлетний период плана
приватизации объектов республиканской
собственности – перечня
Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 14 июля 2008 г. №
1021 утверждены Перечень объектов, находящихся
в республиканской
План приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, формируется на трехлетний период Государственным комитетом по имуществу по предложениям органов государственного управления и иных государственных организаций, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - в порядке, установленном местными Советами депутатов.
Приватизация предприятий,
нуждающихся в финансовом оздоровлении,
осуществляется по решению Правительства
Республики Беларусь либо областных
и Минского городского исполнительных
комитетов. Преобразование предприятий
государственной формы
Информация о работе Контрольная работа по предмету « Теория финансов»