Контрольная работа по предмету « Теория финансов»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:49, курсовая работа

Описание

Финансы - это экономическая категория. Как любая экономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность характеризуется свойствами, выражающимися в единстве внутренней природы однородных явлений. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей.

Работа состоит из  1 файл

Приватизация.docx

— 378.71 Кб (Скачать документ)

Основным способом приватизации объектов государственной собственности  является преобразование предприятий  в открытые акционерные общества. Акционирование государственных предприятий  позволяет осуществлять привлечение  инвестиций как на этапе их преобразования, так и в процессе дальнейшего  функционирования новых субъектов  хозяйствования, по следующим основным направлениям:

  • участие инвестора в создании открытого акционерного общества на стадии преобразования государственного предприятия путем внесения в уставный фонд денежного или имущественного взноса;
  • приобретение принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ под инвестиционные проекты;
  • приобретение дополнительного выпуска акций открытых акционерных обществ, выпущенных под конкретный инвестиционный проект;
  • создание на территории республики совместных предприятий [7].

Одной из главных задач, поставленных Главой государства и Правительством республики, при проведении работ  по реформированию государственных  унитарных предприятий является привлечение в реальный сектор экономики  отечественных и зарубежных инвесторов, заинтересованных в техническом  перевооружении и повышении конкурентоспособности  приватизируемых предприятий, не допуская при этом резкого сокращения числа  работающих на предприятиях и социальной напряженности в стране. С целью привлечения в экономику республики инвестиций систематически предлагаются к продаже принадлежащие Республике Беларусь пакеты акций открытых акционерных обществ. Продажа принадлежащих государству акций открытых акционерных обществ по конкурсу либо на аукционе осуществляется  за денежные средства.

Решение о продаже принадлежащих  Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ принимается  Президентом Республики Беларусь на основании предложений Госкомимущества  и республиканских органов государственного управления, осуществляющих владельческий  надзор в этих обществах.  

Продавцом акций выступает  Государственный комитет по имуществу  Республики Беларусь, а организатором  торгов - Фонд государственного имущества  Государственного комитета по имуществу  Республики Беларусь.

После принятия Президентом  Республики Беларусь распоряжения о  продаже акций извещение о  проведении конкурса, аукциона публикуется  в республиканском периодическом  печатном издании по выбору Госкомимущества, а также размещается на сайте  Госкомимущества – www.gki.gov.by[7]

Подготовка проектов распоряжений Главы государства об отчуждении акций осуществляется по акционерным  обществам, к которым   имеется  предварительный интерес потенциальных  инвесторов. Отчуждение акций производится по конкурсу и на аукционе, в том числе через ОАО “Белорусская валютно-фондовая биржа”.

Государство определило одним  из приоритетных направлений – развитие малых и средних городов республики, а это требует активизации  предпринимательства в данных регионах, развития частной инициативы, создания новых предприятий и, как следствие, создание новых рабочих мест.

В целях вовлечения в хозяйственный  оборот неиспользуемого государственного имущества, находящегося на территории небольших населенных пунктов и  в сельской местности,  принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 ”О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества“, позволяющий осуществлять продажу неиспользуемого государственного имущества, расположенного в небольших  населенных пунктах и в сельской местности, на аукционе с установлением  начальной цены продажи, равной одной  базовой величине, передавать такое  неиспользуемое имущество в безвозмездное  пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим  лицам под конкретные инвестиционные проекты, производить списание объектов недвижимости после детальной проработки вопроса о невозможности их дальнейшего  использования.

Обязательными условиями  аукциона с установлением начальной  цены продажи, равной одной базовой  величине, являются:

  • осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте, создание им дополнительных рабочих мест;
  • запрещение покупателю продажи, иного отчуждения объектов до выполнения им условий договора купли-продажи.

При продаже на территории Республики Беларусь государственного недвижимого имущества (капитальных  строений (зданий, сооружений) одновременно осуществляется продажа права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества.

До 2007 г. государственная  собственность лежала в основе социально-экономической  модели развития Беларуси и на особых отношениях с Россией, включая таможенный союз и значительные российские субсидии через механизм искусственно низких цен на импортируемые энергоресурсы. Однако и с фискальной точки зрения не существовало особого давления  на  проведение  активной  приватизации,  поскольку  государственные  финансы были достаточно прочными. В этих условиях не удивительно, что приватизация в стране была крайне ограниченной. Кумулятивные доходы от приватизации, как процент от ВВП, в Беларуси были гораздо ниже, чем в других трансформационных странах ЦВЕ, что отражает рис. 2.1 [4]

Рис. 2.1. Кумулятивные доходы от приватизации (% от ВВП)

 

Соответственно приватизация не являлась важной целью экономической  политики. Но эта идеология изменилась в начале 2007 г., когда  Роcсия решила  постепенно  уменьшить объем энергетических субсидий Беларуси. В 2007 г. цена на импортируемый газ более чем удвоилась. Кроме того, условия по покупке нефти также ухудшились, что имело существенный  негативный  эффект  на  государственные  финансы.  В  результате  этого «энергетического шока», влияние которого все еще продолжается, стало ясно, что старая социально-экономическая модель больше не работает. Кроме того, усилилось фискальное давление. В этих условиях правительство решило фундаментально изменить модель экономического развития. Приватизация и прямые иностранные инвестиции стали центральными направлениями экономической политики. Ряд шагов был  сделан по улучшению бизнес климата и регулированию иностранных инвестиций; в 2007–2008 гг. было  заключено несколько приватизационных  сделок. В  то время как поступления от приватизации были минимальными в 2006 г., в 2007 г. они составили USD 1.2 млрд. и примерно USD 0.9 млрд. в 2008 г.[4]

С тех пор привлечение  прямых иностранных инвестиций и  приватизация  государственных  активов  рассматриваются  как  ключевой фактор  модернизации частично устаревших основных фондов и как  способ увеличить эффективность, зарплаты и конкурентоспособность страны на мировых рынках. Кроме того, поступления  от приватизации  крайне  актуальны  для финансирования негативных последствий  реструктуризации экономики, таких  как высокая безработица. Это изменение экономического мышления, которое произошло как реакция на «энергетический шок», может  быть проиллюстрировано  с  разных  сторон. Следующие наблюдения суммируют основные изменения:

Во-первых,  риторика  официальных  лиц  полностью  изменилась.  Новая  цель –  открытие страны и сотрудничество с иностранными и западными инвесторами  – была неоднократно повторена различными официальными лицами высокого ранга, включая  президента страны. Осенью 2008 г. Беларусь показала свои инвестиционные возможности  на Лондонском инвестиционном форуме, который проводился впервые.

Во-вторых,  были  успешно  осуществлены  мероприятия  по  улучшению  инвестиционного климата  и  регулирования  бизнеса.  Эти  улучшения  немедленно  отразились  в  улучшении места Беларуси в  отдельных рейтингах, измеряющих качество деловой среды (Беларусь поднялась вверх со 115 места в 2008 г. до 85 в 2009 г. в рейтинге Всемирного банка Doing Business, т.е. на 30 позиций за один год, что сделало ее четвертой по масштабам реформирования бизнес среды среди 10 наиболее реформируемых стран мира).

Ниже приведены отдельные  основные законодательные изменения:

−  отмена института особого  права государства («золотой акции») на участие в управлении хозяйственным  обществом.

Несмотря на ограниченную практику его использования,  само  существование  такой  возможности  негативно  сказывалось  на  инвестиционном имидже страны;

−  принятие Программы  приватизации на период 2008–2010 гг.

−  Декреты президента №59 и №710 направлены на либерализацию и развитие фондового рынка. Декрет №5 уменьшил ставку налога на доходы от операций с акциями и облигациями с 40% до 24%. Декрет №7 регламентирует постепенную отмену запрета на отчуждение акций, приобретенных отчуждение акций, приобретенных по льготной подписке работниками предприятия или населением за ваучеры в отделениях Сбербанка.

В-третьих, и  это  самое  главное,  количественно  важность приватизации  значительно  выросла  в 2007 и 2008 гг. по сравнению с 2006 г. В  то время как поступления от приватизации  были незначительными в 2006 г. (примерно USD 0.03 млн.), они составили примерно USD 1203 млн. в 2007 г. и USD 945 млн. в 2008 г. В Беларуси акционирование государственных предприятий является первым шагом в процессе приватизации. Во время акционирования государственное предприятие изменяет свой юридический статус, и вместо государственного унитарного предприятия становится открытым акционерным обществом (ОАО). Важно подчеркнуть, что все созданные в последние годы ОАО имеют 100% государственный капитал. И только после акционирования возможна продажа принадлежащих государству акций частным инвесторам.

Основные приватизационные сделки, имеющие место в 2007–2008 гг., приведены в табл. 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1

Основные приватизационные сделки в 2007 г.

Таблица 2.2

Основные приватизационные сделки в 2008 г.

 

Основные приватизационные сделки за 2009 год приведены в Приложении 1.

Акционирование  Беларуси имеет  волнообразный характер (рис.2.2).

В 2007 г. минимальное количество предприятий сменило свой правовой статус. Однако эта тенденция резко  изменилась в 2008г., когда количество реформированных предприятий значительно  возросло. Если в 2007г. только 5 ОАО было создано (из 12 предприятий, сменивших  свой статус), то в 2008г. – 107 (из 156 предприятий  поменявших правовой статус), а в 2009 году было реформировано 169 предприятий республиканской собственности, в том числе на их базе создано 108 открытых акционерных обществ. Тем не менее, в целом процесс акционирования все еще очень медленный – к 2009 г. примерно около 40% предприятий промышленности акционировано, в строительстве – 32%, в сфере услуг – 70% предприятий. Создание ОАО в течение минувшего года осуществлялось как на базе одного унитарного предприятия, так и нескольких. В уставные фонды преобразованных в ОАО предприятий включено госимущество на сумму более 3,5 трлн. BYR. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составляет более 83 тыс. человек. В 2009 году планировалось реформировать 74 предприятия коммунальной собственности. Путем акционирования реформировано 60 предприятий, на базе которых создано 59 ОАО. Еще 3 предприятия проданы на аукционе (по конкурсу).

Рис. 2.2. Динамика изменения правового  статуса предприятий

в Беларуси в 1991–2009 гг.

 

Всего в Беларуси за период приватизации с 1991 по 2009 год реформировано 4555 объектов государственной собственности. Из них 1423 объекта республиканской  и 3132 - коммунальной собственности. Планом приватизации на 2008-2010 годах запланирована продажа акций 147 открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, определен перечень объектов, находящихся в республиканской собственности, для преобразования их в хозяйственные общества в этот период. В ходе реализации в течение двух последних лет разработанного трехлетнего плана приватизации на 2008-2010 годы было реформировано 71,5% от всех запланированных к преобразованию объектов республиканской собственности. По объектам коммунальной собственности реформировано 26,5%. Таким образом, еще осталось реформировать 127 объектов республиканской формы собственности и 278 – коммунальной.

Не все предприятия успевали провести процедуры акционирования в 2009 году, а некоторые, планировавшие  этот процесс на 2010 год, успели завершить  его раньше. Но в целом количество реформируемых предприятий существенно  не изменилось. Так, в разделе на 2009 год исключено 10 предприятий. При  этом перечень объектов, подлежащих реформированию в 2009 году в Министерстве сельского  хозяйства и продовольствия, дополнен четырьмя предприятиями. Это республиканское  унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "1-я Минская птицефабрика" (Минский район), республиканское  унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "Птицесовхоз Велятичи", (Борисовский район), республиканское  унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "Птицефабрика "Солигорская" (дер.Краснодворцы, Солигорский район, Минская область), республиканское  унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "Смолевичская бройлерная птицефабрика" (пос. Октябрьский, Смолевичский район). Эти предприятия реформированы  в 2009 году и стали акционерными обществами. Ранее они были в перечне на 2010 год. Теперь, соответственно, они  исключены из этого перечня.

В плане приватизации на 2010 год (Приложение 2) отмечены такие изменения  и дополнения: исключено 6 предприятий (4 предприятия Минсельхозпрода и  по одному - Минтранса и Минэнерго) и 11 внесено в перечень: 4 предприятия  Минсельхозпрода (республиканское  сельскохозяйственное унитарное предприятие "Бобовский" Жлобинского района, республиканское унитарное предприятие "Научно-исследовательский и проектно-технологический институт хлебопродуктов" г.Минска, республиканское унитарное сельскохозяйственное производственное предприятие "Стайки" Вилейского района, унитарное республиканское сельскохозяйственное предприятие "Экспериментальная база "Чериков" Могилевской области); 6 предприятий Минтранса (дочернее унитарное предприятие "Автобусный парк №1" республиканского автотранспортного унитарного предприятия "Гроднооблавтотранс", республиканское торгово-производственное дочернее унитарное предприятие "Отдел рабочего снабжения Могилевского отделения Белорусской железной дороги", торгово-производственное республиканское дочернее унитарное предприятие "Желдорсервис" транспортного республиканского унитарного предприятия "Брестское отделение Белорусской железной дороги", торгово-производственное республиканское дочернее унитарное предприятие "Отдел рабочего снабжения Витебского отделения Белорусской железной дороги", торгово-производственное республиканское дочернее унитарное предприятие "Отдел рабочего снабжения Гомельского отделения Белорусской железной дороги", торгово-производственное республиканское унитарное предприятие "ДОРОРС" Белорусской железной дороги). В Министерстве энергетики на 2010 год дополнительно запланировали к акционированию производственное республиканское унитарное предприятие "Красное Знамя".

Информация о работе Контрольная работа по предмету « Теория финансов»