Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:49, курсовая работа
Финансы - это экономическая категория. Как любая экономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность характеризуется свойствами, выражающимися в единстве внутренней природы однородных явлений. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличной и безналичной формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей.
Основным способом приватизации объектов государственной собственности является преобразование предприятий в открытые акционерные общества. Акционирование государственных предприятий позволяет осуществлять привлечение инвестиций как на этапе их преобразования, так и в процессе дальнейшего функционирования новых субъектов хозяйствования, по следующим основным направлениям:
Одной из главных задач, поставленных
Главой государства и Правительством
республики, при проведении работ
по реформированию государственных
унитарных предприятий является
привлечение в реальный сектор экономики
отечественных и зарубежных инвесторов,
заинтересованных в техническом
перевооружении и повышении
Решение о продаже принадлежащих
Республике Беларусь акций открытых
акционерных обществ
Продавцом акций выступает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, а организатором торгов - Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь.
После принятия Президентом
Республики Беларусь распоряжения о
продаже акций извещение о
проведении конкурса, аукциона публикуется
в республиканском
Подготовка проектов распоряжений
Главы государства об отчуждении
акций осуществляется по акционерным
обществам, к которым имеется
предварительный интерес
Государство определило одним
из приоритетных направлений – развитие
малых и средних городов
В целях вовлечения в хозяйственный
оборот неиспользуемого
Обязательными условиями аукциона с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, являются:
При продаже на территории Республики Беларусь государственного недвижимого имущества (капитальных строений (зданий, сооружений) одновременно осуществляется продажа права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества.
До 2007 г. государственная собственность лежала в основе социально-экономической модели развития Беларуси и на особых отношениях с Россией, включая таможенный союз и значительные российские субсидии через механизм искусственно низких цен на импортируемые энергоресурсы. Однако и с фискальной точки зрения не существовало особого давления на проведение активной приватизации, поскольку государственные финансы были достаточно прочными. В этих условиях не удивительно, что приватизация в стране была крайне ограниченной. Кумулятивные доходы от приватизации, как процент от ВВП, в Беларуси были гораздо ниже, чем в других трансформационных странах ЦВЕ, что отражает рис. 2.1 [4]
Рис. 2.1. Кумулятивные доходы от приватизации (% от ВВП)
Соответственно приватизация не являлась важной целью экономической политики. Но эта идеология изменилась в начале 2007 г., когда Роcсия решила постепенно уменьшить объем энергетических субсидий Беларуси. В 2007 г. цена на импортируемый газ более чем удвоилась. Кроме того, условия по покупке нефти также ухудшились, что имело существенный негативный эффект на государственные финансы. В результате этого «энергетического шока», влияние которого все еще продолжается, стало ясно, что старая социально-экономическая модель больше не работает. Кроме того, усилилось фискальное давление. В этих условиях правительство решило фундаментально изменить модель экономического развития. Приватизация и прямые иностранные инвестиции стали центральными направлениями экономической политики. Ряд шагов был сделан по улучшению бизнес климата и регулированию иностранных инвестиций; в 2007–2008 гг. было заключено несколько приватизационных сделок. В то время как поступления от приватизации были минимальными в 2006 г., в 2007 г. они составили USD 1.2 млрд. и примерно USD 0.9 млрд. в 2008 г.[4]
С тех пор привлечение прямых иностранных инвестиций и приватизация государственных активов рассматриваются как ключевой фактор модернизации частично устаревших основных фондов и как способ увеличить эффективность, зарплаты и конкурентоспособность страны на мировых рынках. Кроме того, поступления от приватизации крайне актуальны для финансирования негативных последствий реструктуризации экономики, таких как высокая безработица. Это изменение экономического мышления, которое произошло как реакция на «энергетический шок», может быть проиллюстрировано с разных сторон. Следующие наблюдения суммируют основные изменения:
Во-первых, риторика официальных лиц полностью изменилась. Новая цель – открытие страны и сотрудничество с иностранными и западными инвесторами – была неоднократно повторена различными официальными лицами высокого ранга, включая президента страны. Осенью 2008 г. Беларусь показала свои инвестиционные возможности на Лондонском инвестиционном форуме, который проводился впервые.
Во-вторых, были успешно осуществлены мероприятия по улучшению инвестиционного климата и регулирования бизнеса. Эти улучшения немедленно отразились в улучшении места Беларуси в отдельных рейтингах, измеряющих качество деловой среды (Беларусь поднялась вверх со 115 места в 2008 г. до 85 в 2009 г. в рейтинге Всемирного банка Doing Business, т.е. на 30 позиций за один год, что сделало ее четвертой по масштабам реформирования бизнес среды среди 10 наиболее реформируемых стран мира).
Ниже приведены отдельные основные законодательные изменения:
− отмена института особого права государства («золотой акции») на участие в управлении хозяйственным обществом.
Несмотря на ограниченную практику его использования, само существование такой возможности негативно сказывалось на инвестиционном имидже страны;
− принятие Программы приватизации на период 2008–2010 гг.
− Декреты президента №59 и №710 направлены на либерализацию и развитие фондового рынка. Декрет №5 уменьшил ставку налога на доходы от операций с акциями и облигациями с 40% до 24%. Декрет №7 регламентирует постепенную отмену запрета на отчуждение акций, приобретенных отчуждение акций, приобретенных по льготной подписке работниками предприятия или населением за ваучеры в отделениях Сбербанка.
В-третьих, и это самое главное, количественно важность приватизации значительно выросла в 2007 и 2008 гг. по сравнению с 2006 г. В то время как поступления от приватизации были незначительными в 2006 г. (примерно USD 0.03 млн.), они составили примерно USD 1203 млн. в 2007 г. и USD 945 млн. в 2008 г. В Беларуси акционирование государственных предприятий является первым шагом в процессе приватизации. Во время акционирования государственное предприятие изменяет свой юридический статус, и вместо государственного унитарного предприятия становится открытым акционерным обществом (ОАО). Важно подчеркнуть, что все созданные в последние годы ОАО имеют 100% государственный капитал. И только после акционирования возможна продажа принадлежащих государству акций частным инвесторам.
Основные приватизационные сделки, имеющие место в 2007–2008 гг., приведены в табл. 2.1 и 2.2.
Таблица 2.1
Основные приватизационные сделки в 2007 г.
Таблица 2.2
Основные приватизационные сделки в 2008 г.
Основные приватизационные сделки за 2009 год приведены в Приложении 1.
Акционирование Беларуси имеет волнообразный характер (рис.2.2).
В 2007 г. минимальное количество
предприятий сменило свой правовой
статус. Однако эта тенденция резко
изменилась в 2008г., когда количество
реформированных предприятий
Рис. 2.2. Динамика изменения правового статуса предприятий
в Беларуси в 1991–2009 гг.
Всего в Беларуси за период приватизации с 1991 по 2009 год реформировано 4555 объектов государственной собственности. Из них 1423 объекта республиканской и 3132 - коммунальной собственности. Планом приватизации на 2008-2010 годах запланирована продажа акций 147 открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации государственной собственности, определен перечень объектов, находящихся в республиканской собственности, для преобразования их в хозяйственные общества в этот период. В ходе реализации в течение двух последних лет разработанного трехлетнего плана приватизации на 2008-2010 годы было реформировано 71,5% от всех запланированных к преобразованию объектов республиканской собственности. По объектам коммунальной собственности реформировано 26,5%. Таким образом, еще осталось реформировать 127 объектов республиканской формы собственности и 278 – коммунальной.
Не все предприятия успевали
провести процедуры акционирования
в 2009 году, а некоторые, планировавшие
этот процесс на 2010 год, успели завершить
его раньше. Но в целом количество
реформируемых предприятий
В плане приватизации на 2010 год
(Приложение 2) отмечены такие изменения
и дополнения: исключено 6 предприятий
(4 предприятия Минсельхозпрода и
по одному - Минтранса и Минэнерго)
и 11 внесено в перечень: 4 предприятия
Минсельхозпрода (республиканское
сельскохозяйственное унитарное предприятие
"Бобовский" Жлобинского района,
республиканское унитарное
Информация о работе Контрольная работа по предмету « Теория финансов»