Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 15:36, курсовая работа
Корпоративная облигация – экономическое понятие. Юридически определенный термин «корпоративная облигация» отсутствует (хотя и используется в документах Банка России и в ряде иных нормативных актов).
Методом исключения возможно установить, что к корпоративным облигациям относятся любые облигации, за исключением тех, которые выпущены от имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В соответствие с законодательством последние относятся к классу государственных и муниципальных ценных бумаг.
Введение......................................................................................................................................................3
1 Понятие и сущность корпоративных облигаций.............................................................................5
1.1 Понятие облигаций и их законодательное регулирование в России..............................................5
1.2 Стоимостная оценка облигаций.........................................................................................................7
1.3 Оценка инвестиционных качеств облигаций..................................................................................13
1.4 Преимущества и недостатки облигаций перед другими финансовыми
инструментами привлечения инвестиций.....................................................................................16
1.5 Конвертируемые облигации..............................................................................................................19
2 Выпуск, регистрация и обращение корпоративных облигаций.................................................20
2.1 Эмиссия..............................................................................................................................................20
2.2 Размещение облигаций на рынке.....................................................................................................22
2.3 Обращение на вторичном рынке.....................................................................................................24
2.4 Рынок корпоративных облигаций в России, проблемы и перспективы.....................................26
Заключение................................................................................................................................................31
Список использованных источников...................................................................................................3
Корпоративные
облигации являются одним из наиболее
динамично развивающихся
Своим появлением на рынке корпоративные облигации российских эмитентов во многом обязаны финансовому кризису 1998 года. Крах системы государственных заимствований на внутреннем рынке, серьезные потрясения в банковском секторе и последовавшее за этим резкое сокращение финансовых инструментов явились мощным стимулом для развития новых для российского рынка долговых обязательств.
По итогам 2005 года объем рынка корпоративных облигаций по сравнению с предыдущим годом вырос на 81-82 %. В 2006 г. рынок корпоративных облигаций стремительно рос. Даже небольшие компании все активнее стали размещать свои облигации. По материалам «Российской Бизнес-газеты» от 31.10.2006 г. объем рассматриваемого рынка превысил 660 млрд. руб., количество эмитентов – 280.
В 2006 г. сектор корпоративных облигаций практически догнал сектор государственных бумаг, а объем обращающегося корпоративного долга вырос с 480 до 786 млрд. рублей.
Для динамического роста корпоративных облигаций сложились благоприятные условия:
-
политическая и финансовая
-
повышение кредитного рейтинга
России до инвестиционного
-
повышение уровня
-
готовность многих компаний
На
отечественном рынке стали
В 2006 г. на рынок ежемесячно выходило 12-13 новых корпоративных эмитентов. Объем российского рынка корпоративных облигаций составил около 3% ВВП - цифра низкая, однако она указывала потенциал роста.
В
2007 году российские компании посредством
выпуска корпоративных
Здесь сыграли роль два фактора:
-
на рынок вышло много
- в 2006 г. Россия отменила ограничения на капитальные операции нерезидентов. А в начале 2007 г. Clearstream и Euroclear включили рубль в число расчетных валют. Это способствовало притоку средств иностранных операторов в долговой рынок России.
К 2007 году доходности по облигациям сильно выросли, а ставки по депозитам в Сбербанке упали примерно на один процент. Поэтому вложения в облигации получили свою привлекательность. Текущий уровень доходности облигаций в 2007 году составлял 11-20 %.
Но основным фактором привлекательности бумаг являлась все же не высокая доходность, а ожидание дальнейшего укрепления рубля.
2008
год на рынке российских
По данным ФБ ММВБ, объем невыполненных в срок обязательств за период с января по ноябрь 2008 года составил более 18 млрд. рублей.
Наиболее заметной тенденцией 2008 года стало сокращение количества первичных размещений из-за удорожания стоимости привлеченных средств. Основной объем эмиссий приходится, как обычно, на финансовый сектор.
В условиях удорожания стоимости заемных средств проявилась тенденция переориентации эмитентов с внешнего на внутренний рынок (например, ВТБ отказался от размещения еврооблигаций в пользу внутреннего долгового рынка). При этом эмитенты были вынуждены предлагать более высокую премию по доходности (размер ставки доходности к погашению увеличился в среднем на три-пять процентных пункта).
Основным
фактором ухудшения ситуации на рынке
рублевых корпоративных облигаций
стал отток иностранного капитала из-за
неблагоприятной конъюнктуры
Все это способствовало значительному снижению уровня ликвидности, проявившему сильнейший обвал на рынке корпоративных облигаций, т.к. последовала волна технических дефолтов по облигациям компаний преимущественно пищевой промышленности и розничного секторов.
Чрезмерный рост размещений на первичном рынке за эти годы привел к тому, что эмитенты вынуждены были существенно увеличивать премии при размещении. Высокие премии означали снижение спроса на облигации эмитентов на вторичном рынке, в результате чего премии становились еще больше.
Таким образом, к началу мирового финансового кризиса на рынке рублевого долга уже наблюдалось избыточное предложение, вследствие чего реакция рынка на кризис ликвидности была крайне острой.
В целом доходы корпоративного сектора от выпуска ценных бумаг со второй половины 2008 года стали снижаться. В январе-мае 2009 года они приняли отрицательное значение как за счет резкого уменьшения выпуска акций и облигаций, так и за счет существенного роста расходов на обслуживание долговых бумаг.
В январе 2009 г. в условиях ослабления курса рубля к бивалютной корзине и сокращения объема ликвидных рублевых ресурсов кредитных организаций спрос на рублевые облигации был низким. С февраля 2009 г. на рынке корпоративных облигаций наметились признаки улучшения. Стабилизация курса рубля, рост цен на нефть и неоднократное снижение процентных ставок по операциям Банка России способствовали улучшению конъюнктуры рынка корпоративных облигаций.
Однако
в этот период устойчивым спросом
пользовались в основном бумаги надежных
эмитентов, причем некоторые компании
смогли повторно разместить на вторичном
рынке выпуски, ранее выкупленные
ими по оферте. Спрос на корпоративные
облигации эмитентов с высоким
кредитным рейтингом
Таким образом, на рынке корпоративных облигаций сложилась неоднозначная ситуация. В течение всего периода наблюдалось медленное восстановление эмиссионной активности российских компаний при достаточно высокой стоимости заимствований. Размещались преимущественно бумаги эмитентов с высоким кредитным качеством. Для эмитентов «третьего» эшелона первичный рынок был по-прежнему закрыт, а банковские кредиты были недоступны для таких эмитентов вследствие консервативной кредитной политики кредитных организаций. Это ограничивало возможности по рефинансированию ранее привлеченных облигационных займов для эмитентов с низким кредитным качеством. Своевременно выполнить обязательства по обслуживанию своего облигационного долга такие эмитенты не могли, поэтому количество дефолтов по корпоративным облигациям продолжало быстро расти (по данным информационного агентства «Cbonds», 155 технических дефолтов и 127 реальных)13. По заявлению главы ФСФР России, некоторая часть неисполнения обязательств является мошенничеством. С целью исключения в дальнейшем искусственных дефолтов по облигационным займам регулятор (ФСФР) 2 июля 2009 г. опубликовал информационное письмо «О некоторых вопросах, связанных с обеспечением и исполнением обязательств по облигациям»14, разъяснив участникам рынка закрепленные законодательством правовые аспекты условий выпуска и обращения корпоративных облигаций. Письма были направлены также в судебные инстанции и правоохранительные органы для выработки совместных правовых позиций для предотвращения искусственных дефолтов.
За счет выбытия из обращения большого количества дефолтных выпусков и размещения бумаг эмитентов с низким уровнем риска утраты платежеспособности повысились ликвидность и кредитное качество портфеля обращающихся корпоративных облигаций.
При отсутствии каких-либо резко негативных внешних факторов можно ожидать дальнейшей постепенной стабилизации ситуации на рынке облигаций.
Как
известно, рынок облигаций является
наиболее инвестиционно-ориентированным
сегментом российского
В настоящее время в условиях роста кредитных рисков банки испытывают сложности с долгосрочным рефинансированием уже выданных ими кредитов и неохотно идут на выдачу новых займов. Решению данных проблем могло бы способствовать развитие рынка секьюритизированных облигаций - ценных бумаг, обеспеченных денежными потоками от определенных активов15.
Средства, полученные при размещении секьюритизированных облигаций, обеспеченных уже выданными кредитами (ипотечными, автокредитами, кредитами малым и средним предприятиям и другими), российские компании и банки могли бы использовать для расширения кредитования экономики РФ.
Как частный случай секьюритизированных бумаг могут рассматриваться и инфраструктурные облигации, обеспеченные создаваемыми инфраструктурными объектами и доходами от их последующей эксплуатации.
С
учетом растущей важности вопроса предоставления
надежного обеспечения при
При
адекватном контроле за рисками секьюритизированные
облигации могут стать в
В
значительной степени дальнейшее развитие
российского рынка будет
Несмотря на проблемы в мировой финансовой системе и ухудшение условий заимствования, многие российские эмитенты по-прежнему планируют размещение секьюритизированных облигаций. В частности, о планах проведения новых сделок по секьюритизации заявляли АИЖК, ВТБ 24 и МБРР18.
В
целом, как уже предпринятые, так
и планируемые меры по совершенствованию
законодательства и развитию инфраструктуры
рынка позволяют рассчитывать на
дальнейшее восстановление активности
на рынке облигаций. Предпринятые меры
должны способствовать снижению рисков,
увеличению ликвидности и повышению
роли рынка облигаций в
Подводя итог работы, хотелось бы отметить, при прочих равных условиях облигации являются более гибким способом мобилизации капитала для эмитента и вложения средств для инвестора.
Во-первых, облигации приносят гарантированный доход. Они выпускаются в купонной и бескупонной формах, проценты выплачиваются в первоочередном порядке по сравнению с акциями, т.к. облигационеры являются только лишь кредиторами предприятия.
Во-вторых, нет ограничений на валюту облигаций, на характер их обращений (свободно обращающиеся и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские).
В-третьих, корпоративные облигации имеют средний риск за счет формирования страхового и выкупного фондов. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков.
Поэтому инвестору выгодно приобретать этот инструмент с фиксированным и гарантированным доходом в целях надежности своих вложений, а эмитенту выгоднее тем, что он напрямую связан с инвестором, выплачивая более низкий процент по облигациям, чем, например, по банковскому кредиту. Так же эмитенту наиболее удобны облигации тем, что облигационеры не будут вмешиваться в управление предприятием, т.к. не имеют права голоса.
Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика, и не затрагивает отношения собственности.
Работа с облигационными займами - это длительный процесс. И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.