Кредитная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание

Прежде чем охарактеризовать современную структуру кредитной системы России, следует отметить, что российское законодательство дает слишком узкую трактовку кредитной организации. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Из этого определения следует, что российским законодательством кред

Работа состоит из  1 файл

кредитная система РФ.docx

— 45.99 Кб (Скачать документ)

В то же время на общероссийском уровне еще не заложены четкие правовые основы деятельности кредитной кооперации. Это выражается прежде всего в  том, что не принят, хотя и давно  разрабатывается, закон о кредитной  кооперации. Основной причиной является нежелание монетарных властей, прежде всего Банка России, признавать за кредитными кооперативами особый статус некоммерческих организаций. Это автоматически  выводит их из-под надзора Банка  России и создает для них определенные преимущества перед коммерческими  банками. В то же время конкурентные возможности кредитных кооперативов ослаблены целым рядом факторов, прежде всего недостаточной ресурсной  базой, ограничениями на ведение  коммерческих операций и др.

В силу отсутствия общероссийского  закона о кредитной кооперации деятельность последней регулируется в первую очередь Федеральным законом  от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 11. 06. 03)[СЗ РФ. 1995. № 50.

Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120; 1999. № 8. Ст. 973; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 2. Ст. 160; Ст. 167; № 24. Ст. 2248.]. В нем практически  никак не отражена специфика кредитных  кооперативов, в отличие от их других типов. Определено лишь, что кредитные  кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств их членов и что они относятся  к типу потребительских кооперативов, а следовательно, де-юре являются некоммерческими организациями. Все  остальные нормы, в том числе  регулирующие порядок вступления и  выхода из кооператива, деятельность его  органов управления, механизм создания, ликвидации и т. д., являются общими для всех сельскохозяйственных потребительских  кооперативов [Следует отметить, что  значительная часть норм вообще совпадает  для потребительских и производственных сельскохозяйственных кооперативов.].

Отметим, что специальные  законы о кредитной кооперации отсутствуют  и во многих высокоразвитых странах. В июле 2001 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных  потребительских кооперативах граждан»[СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3420.]. Это было половинчатое решение, поскольку кредитные кооперативы  юридических лиц не подпадают  опять под действие специального закона. Если в дальнейшем все же не будет принят закон о кредитной  кооперации, то возникнет множество  законов, что затруднит правовое регулирование кредитной кооперации. В связи с этим гораздо целесообразнее принять единый закон, в котором  были бы самостоятельные разделы, посвященные  отдельным видам кредитных кооперативов, причем не только как объединений  граждан или юридических лиц, но и объединений лиц различной  отраслевой принадлежности. В частности, ввиду специфики сельского хозяйства  сельские кредитные кооперативы  могли бы быть выделены особо.

Кредитные кооперативы  имеются еще далеко не во всех регионах России, хотя ареал их распространения  постепенно расширяется. На 1 сентября 2000 г. кредитные кооперативы существовали в 29 субъектах РФ. Однако общее их число (около 200), конечно, крайне мало, учитывая огромную территорию России. Сравнение с развитыми странами и дореволюционной Россией это  легко подтверждает. Так, в Японии их число превышает 3800, в Германии составляет около 2800, а во Франции  и Италии приближается к 1500. В 1914 г. в  России общее число кредитных  кооперативов всех видов (кредитные  и ссудосберегательные товарищества, общества взаимного кредита и  др.) составляло около 14 000. Конечно, решение  вопроса не заключается только в  увеличении количества кооперативов, и процесс их создания не должен носить характер «всеобщей коллективизации», осуществляемой по общему плану и  в кратчайшие сроки. Однако ограниченное число современных российских кредитных  кооперативов свидетельствует, что  их развитие находится на начальной  стадии.

Еще одним свидетельством этого является малый охват фермерских хозяйств кредитной кооперацией. Так, на конец 2000 г. из более чем 250 тыс. фермеров число пайщиков кредитных кооперативов составляло всего около 5 тыс. человек {5, с. 10}.

В ряде регионов, в  которых процесс развития кооперативных  форм идет наиболее интенсивно, разработаны  свои собственные нормативные акты по кооперации. К таким регионам относятся, в частности, Волгоградская, Саратовская, Челябинская, Тюменская  и некоторые другие области.

Существующие российские формы кредитной кооперации возникли различными путями. Во многих случаях  их создание стало результатом проявления инициативы фермеров на местах и некоторых  российских организаций (Фонда развития кредитной кооперации, Лиги кредитных  союзов). Часть кредитных кооперативов возникла в рамках реализации международных  программ (таких, как ТАСИС (TACIS), АСДИ/ВОКА (ACDI/VOCA), ТРАНСФОРМ (TRANSFORM) и др.). На практике встречаются случаи сочетания этих двух путей учреждения кредитных  кооперативов. Большое распространение  в последние годы получило создание новых кредитных кооперативов и  союзов за счет средств зарубежных программ, которые предоставляются  российским фондам и организациям. Это привело к тому, что средства, выделяемые иностранными организациями, стали превалировать над внутренними  источниками финансирования.

Дадим характеристику наиболее общих черт, присущих вновь  возникающим кредитным кооперативным  формам. Прежде всего ввиду отсутствия единого закона о кредитной кооперации на конец 2001 - начало 2002 г. возникло некоторое  несоответствие понятий, смешение форм кредитной кооперации. В настоящий  момент существуют следующие основные формы кредитной кооперации:

  1. кредитные кооперативы как объединения юридических и физических лиц. Их историческим аналогом в России (конец XIX - начало XX в.) были ссудосберегательные и кредитные товарищества;
  2. кредитные союзы как объединения только физических лиц. Предшественником кредитных союзов в России являлись кассы взаимопомощи граждан;
  3. общества взаимного кредита (ОВК), которые в свою очередь также имеют две основных формы:
    1. ОВК, являющиеся кредитными организациями, близкие по выполняемым функциям к коммерческим банкам, но построенные на кооперативных началах;
    2. ОВК, являющиеся некоммерческими организациями, расположенные в основном в сельской местности и очень близкие по своим задачам и статусу к кредитным кооперативам.

Первая форма ОВК  существовала в России до революции  и в период нэпа, а вторая возникла в современной России. При этом в действующем законодательстве четко не определено, какие организации  следует считать кредитными кооперативами, союзами или ОВК. Часто ссылаются  на то, что правовой основой их деятельности является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» (в ред. от 21. 03. 02)[СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; 2002. № 12. Ст. 1093.]. Однако в нем содержится лишь несколько основных положений об обществах взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства.

Классификация форм кредитной кооперации отсутствует  и в других законах. На практике это  приводит к тому, что при регистрации, во-первых, смешивают разные формы, во-вторых, применяют законы, которые  действительны для одних форм, к другим. Можно привести целый  ряд примеров, когда организация  регистрируется под названием «кредитный союз», хотя по сути является кредитным  кооперативом, поскольку включает юридических  лиц.

Встречаются случаи, когда кредитные союзы регистрируются как кооперативы. Кроме того, к  кредитным сельскохозяйственным кооперативам применяют Закон «О кредитных  потребительских кооперативах граждан», что неправомерно. Законодательные  нормы, регулирующие состав членов этих кооперативов, и характер использования  займов различны. Применение норм данного  Закона на практике означает, что основной целью деятельности кредитного объединения  является финансовое обслуживание членов объединения, а не получение прибыли.

В названии многих российских кооперативных организаций подчеркивается, что они являются некоммерческими. Такой характер рассматриваемых  организаций обусловливает более  льготную систему их налогообложения, а также уход из-под юрисдикции Банка России. В частности, на кредитные  кооперативы, союзы и ОВК второго  типа не распространяется действие нормативных  актов Банка России и в первую очередь Инструкции № 1 (нормативы  ликвидности, достаточности капитала, резервные нормы и др.).

В кредитных потребительских  кооперативах и союзах при осуществлении  деятельности, не являющейся предпринимательской, и финансировании ее за счет взносов  членов не возникает базы для исчисления налога на прибыль. После вступления в действие с 1 января 2001 г. ч. 2 Налогового кодекса РФ от НДС освобождены  операции оказания финансовых услуг  по предоставлению займа в денежной форме. В то же время кредитные  кооперативы и союзы являются плательщиками единого социального  налога, а также налога на имущество.

Если они занимаются также предпринимательской деятельностью, то уплачивают налог на прибыль, полученную по этим видам деятельности, и налог  на пользователей автомобильных  дорог.

Несмотря на некоммерческий характер деятельности, большинство  существующих кредитных кооперативов, союзов и ОВК второго типа ведут  достаточно жесткую кредитную политику в отношении своих членов. Ставка по процентным займам до середины 2001 г. была вполне сравнима со ставками кредитов коммерческих банков, достигая в отдельных  случаях 60 - 80 % годовых. Более того, в некоторых кооперативах ставки процента превышали рыночные или были сопоставимы с доходностью наиболее привлекательных и рискованных рыночных инструментов. Из этого следует вывод, что мнение многих авторов, которые утверждают о предоставлении современными кредитными кооперативами своим членам дешевых займов, пока лишено основания.

Кроме того, многие ОВК  второго типа наряду с финансовым обслуживанием членов (предоставлением  кредитов, начислением процентов  на сбережения) осуществляют и торговую деятельность. Поскольку считается, что последняя носит коммерческий характер, а следовательно, облагается налогом на прибыль, торговое обслуживание членов в некоторых ОВК производится через независимые от них подразделения. Имеется определенное противоречие в том, что финансовое обслуживание членов кредитного объединения не относится  к коммерческой деятельности, а торговое считается таковым. Здесь должно быть единообразие. Логичнее любое  обслуживание членов объединения относить к некоммерческой деятельности. Даже достаточно высокие проценты, взимаемые  по займам в кредитных объединениях, можно рассматривать как некоммерческие доходы в том случае, если они  идут на расширение ресурсной базы для предоставления новых займов членам объединения или выплату  процентов по их сбережениям. Важно, что доходы идут на нужды самих  членов кооператива, и это отличает их от прибыли.

Неправомерно смешивать  два типа ОВК. Общества взаимного  кредита первого типа, как отмечалось, по сути являются крупными кредитными организациями, которые в основном ориентированы на финансовое обслуживание своих членов, но отнюдь не ограничиваются проведением операций такого рода. Кроме того, они осуществляют большинство  видов операций коммерческих банков, в отличие от ОВК второго типа, а также кредитных кооперативов и союзов.

В настоящий момент в России наибольшее развитие получила группа банка «Первое ОВК». В нее  к началу 2002 г. входило шесть банков, расположенных в крупных регионах страны, в частности Первое (в  г. Санкт-Петербург), Центральное (в  г. Москве), Приволжское, Поволжское, Сибирское  и Дальневосточное ОВК. Эта группа по размеру капитала принадлежит  к числу 20 крупнейших банков России, имеет лицензию Центрального банка  РФ на проведение банковских операций и фактически является универсальным  банком.

Среди операций, производимых данной группой, можно отметить такие, как обеспечение программ потребительского кредитования, осуществление операций в сети Интернет по пластиковым картам, переводов денежных средств, в том  числе в зарубежные страны, обслуживание карт ведущих платежных систем мира и др.

Необходимо устранить  недоразумение, связанное с двойным  толкованием понятия ОВК. Это  можно сделать, отказавшись от использования  понятия ОВК применительно к  учреждениям мелкого кредита, являющимся некоммерческими организациями. Вполне достаточно применять понятия «кредитный кооператив» и «кредитный союз»  в тех смыслах, о которых говорилось выше. Но одновременно необходимо более  четко в законодательном порядке  определить, чем отличается ОВК от обычного коммерческого банка. Если следовать историческим аналогиям  и учитывать опыт развитых стран (например, в Германии и Франции  аналог ОВК - народные банки), то для  получения статуса ОВК необходимо, чтобы было в уставе четко зафиксировано, что преимущественное обслуживание осуществляется в отношении членов организации. Именно это и придает  такой организации кооперативный  характер. Например, можно ввести критерий, что не менее 50 % займов должно предоставляться  членам ОВК.

В настоящий момент кредитные объединения в России как в форме кооперативов, так  и союзов имеют «маломощный» характер. Это относится и к количеству членов таких организаций, и к  размерам располагаемых ими средств, особенно собственных. Многие организации  существуют фактически только на бумаге. Развитие кредитной кооперации будет  зависеть от того, как быстро сформируется ее трехуровневая система во главе  с центральным банком кооперативного кредита, от законодательного обеспечения  этого процесса, финансовой помощи не только зарубежных организаций, но и государства. Специализированные кредитные организации. Они являются необходимым элементом развитой инфраструктуры кредитного рынка. К  ним, как было показано в гл. 6, относятся  различные финансовые компании, не входящие в соответствии с российским законодательством в банковскую систему России, но выполняющие некоторые  кредитные функции. Такие компании, как правило, осуществляют выбранный  по некоторому критерию определенный, достаточно узкий круг операций или  ориентированы на конкретные группы клиентов. В последние входят лизинговые, факторинговые компании, а также  компании, предоставляющие потребительские  кредиты физическим лицам на основе взаимосвязанных схем движения товарных и денежных потоков с предприятиями  торговли. Помимо предоставления нетрадиционных кредитных услуг (услуг, не имеющих  формы традиционной кредитной сделки) подобные компании вправе производить  и другие сделки, отнесенные российским законодательством к банковским:

Информация о работе Кредитная система Российской Федерации