Кредитная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание

Прежде чем охарактеризовать современную структуру кредитной системы России, следует отметить, что российское законодательство дает слишком узкую трактовку кредитной организации. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Из этого определения следует, что российским законодательством кред

Работа состоит из  1 файл

кредитная система РФ.docx

— 45.99 Кб (Скачать документ)
  • выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • оказание консультационных и информационных услуг, например сбор информации о кредитных историях потенциальных заемщиков. Оказание таких услуг осуществляется кредитными бюро.

Рассмотрим особенности  деятельности некоторых видов таких  компаний, а также оценим возможности  по их выходу на конкурентные рынки  кредитных услуг.

Лизинговые  компании. В последние годы в России лизингу уделяется значительное внимание и не только со стороны независимых экспертов и средств массовой информации, но и, что очень показательно и важно, со стороны Правительства РФ. В результате рынок лизинговых услуг в стране динамично развивается. Этому способствовали изменения в законодательстве, которые недавно произошли в России. Так, был принят Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 24. 12. 02)[СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394; 2002. № 5. Ст. 376; № 52 (ч. 1). Ст. 5132.], в котором сформулированы следующие цели:

  1. развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга);
  2. защита прав собственности и прав участников инвестиционного процесса;
  3. обеспечение эффективности инвестирования.

Данным Законом  определены меры государственной поддержки  деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм):

  • разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в РФ или отдельном регионе как части программы средне - и долгосрочного социально-экономического развития РФ или региона;
  • создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;
  • долевое участие государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;
  • меры государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
  • финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;
  • организация инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;
  • предоставление банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством РФ, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от выдачи кредитов субъектам лизинга на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;
  • предоставление в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;
  • создание, развитие, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговой деятельности;
  • предоставление лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;
  • отнесение при осуществлении лизинговых операций в агропромышленном комплексе к предмету лизинга племенных животных;
  • создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

На основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в  ред. от 26. 03. 03)[СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093; № 50. Ст. 4925; 2003. № 2. Ст. 169; № 9. Ст. 805; № 11. Ст. 956; № 13. Ст. 1178.] после 10 февраля 2002 г. отменяется обязательное лицензирование лизинговой деятельности в РФ, хотя это воспринимается участниками  рынка неоднозначно.

С одной стороны, это требование соответствует политике либерализации и открытости экономики; некоторые компании начинают использовать лизинг как инструмент сбытовой политики. Но, с другой стороны, отмена лицензирования уже сегодня приводит к тому, что при отсутствии пусть даже формального контроля и учета со стороны государства некоторые компании получили возможность подменять договоры купли-продажи договорами лизинга с целью уменьшения налогообложения. Банки вынуждены работать с компаниями, не имеющими опыта лизинговой деятельности, при этом возникает необходимость прилагать значительные усилия для их дополнительных проверок и корректировки лизинговых проектов. Нормы гл. 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ дают новые возможности для маневра при проектировании многих лизинговых сделок.

По различным оценкам  объем российского лизингового  рынка в 2001 г. составил от 1,7 до 2 млрд дол. Прирост инвестиций по лизингу  по сравнению с 2000 г. оценивается  в пределах 40 - 66 %. Доля инвестиций по лизингу в основные производственные фонды по расчетам специалистов колеблется от 2 до 4 %. По состоянию на начало 2002 г. в России было зарегистрировано около 2000 лизинговых компаний, но реально  работали на рынке не более 200 из них. Сейчас уже можно говорить о том, что в России сформировалась структура  лизингодателей, в которую входят:

  • банки, осуществляющие льготное финансирование лизинговых операций для своих клиентов;
  • лизинговые компании, выступающие в роли дочерних компаний банков или созданные при участии банковского капитала;
  • компании, существующие в рамках финансово-промышленных групп;
  • специализированные лизинговые компании, организованные крупными производителями машин и оборудования;
  • лизинговые компании, образованные предприятиями, специализирующимися на покупке, поставке и обслуживании техники;
  • муниципальные лизинговые компании, которые были созданы при муниципалитетах, и в основе являются компаниями малого бизнеса;
  • компании, образованные иностранными банками и зарубежными лизинговыми компаниями исключительно для обслуживания своих клиентов-нерезидентов;
  • независимые лизинговые компании.

Все лизинговые компании функционируют благодаря привлечению  в различной степени банковского  кредита. Сами же банки редко участвуют  в лизинговых операциях в качестве лизингодателей. Наибольшую активность на российском рынке в настоящее  время проявляют лизинговые компании, созданные в рамках крупных промышленных и финансово-промышленных групп. Такая  компания имеет возможность эффективно управлять «длинными деньгами», которые удается привлечь либо банку, либо группе, концентрируя их в своих  руках. Плюсы такой лизинговой компании заключаются в следующем:

  • во-первых, опираясь на сотрудничество с банком, можно находить кредитные ресурсы, используя при этом экспортные агентства, операции с возможностью обратного выкупа оборудования, или просто через открытие кредитных рисков на предприятии своей промышленной группы;
  • во-вторых, лизинговая компания способна четко проводить концепцию единого покупателя, что в итоге оказывает положительное влияние на цены;
  • в-третьих, наличие лизинговой компании в рамках финансово-промышленной группы предполагает защиту собственности. Если новое оборудование приобретается на лизинговую компанию и сдается в лизинг предприятиям, то, несмотря ни на какие попытки в дальнейшем отобрать эти предприятия у их собственников, все новое оборудование продолжает оставаться у лизинговой компании.

В течение последних  двух лет было создано большое  количество новых лизинговых компаний с участием российского и западного  капиталов. На российский рынок пришли многие иностранные компании-нерезиденты. В качестве резидентов были учреждены  и стали действовать компании «Даймлер Крайслер лизинг автомобили», «Райффайзен-лизинг», «Дойче Лизинг Восток», «Дельта-Лизинг», «Вольво трак финанс», «Цеппелин Русланд (Caterpillar)» и  др.

Заинтересованность  государства в развитии лизингового  рынка и привлечении инвестиций в Россию позитивно скажется на дальнейшей активизации рынка лизинговых услуг. Практически после годового перерыва в полную силу заработал федеральный  аграрный лизинг, но уже на новой  экономической и правовой основе. Созданная по замыслу Правительства  РФ новая национальная система аграрного  лизинга является в настоящее  время мощнейшим инвестиционным институтом. В основе системы лежит  деятельность государственной агропромышленной компании «Росагролизинг», уставный капитал  которой сформирован за счет целевых  бюджетных средств в размере 8 млрд руб. Компания заключила более 300 договоров лизинга и работает с 60 субъектами РФ. Она закупила и  распределила по регионам 4708 единиц сельскохозяйственной техники: 3219 комбайнов, 1063 трактора, 426 единиц прочей техники.

Получил поддержку  государства и авиационный лизинг.

На российском рынке  используются около 30 различных схем проведения лизинговых операций. Они  разрабатываются с учетом:

  • применения различных комбинаций в организации более гибких форм взаимоотношений партнеров, позволяющих уменьшить стоимость проведения лизинговых операций с различными видами имущества;
  • минимизации налогообложения участников лизинга;
  • возможности привлечения более дешевого финансирования проектов.

Помимо договоров  классического финансового лизинга  заключаются соглашения по возвратному  лизингу, вендор-лизингу, лизингу «под ключ» и оперативному.

Факторинговые компании. Одной из перспективных посреднических услуг в современных условиях становится факторинг, который представляет собой комиссионно-посредническую деятельность, связанную с переуступкой фактор-фирме клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований (счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения (взимания) платежа по ним, иными словами, инкассирования дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). В роли фактор - фирмы могут выступать как банки, так и независимые факторинговые компании.

В условиях современной  российской экономики многие предприятия  имеют значительные объемы дебиторской  задолженности, в том числе просроченной, при большой продолжительности  ее оборачиваемости. А с учетом хронического дефицита оборотных средств, труднодоступности  банковского кредита и отсутствия альтернативных источников финансирования возможности поставщика производить  продукцию снижаются. Факторинг  позволяет предприятию привлекать финансирование, оптимизировать срок кредита, стимулировать сбыт продукции, увеличивать ликвидность и скорость оборота средств, а также сконцентрировать свои усилия на производстве продукции  без отвлечения на решение финансовых проблем, связанных с погашением дебиторской задолженности. Таким  образом, потребность в факторинге как способе пополнения краткосрочных  финансовых ресурсов предприятий очевидна.

Внедрение факторинга в российскую практику может также  способствовать эффективному решению  ряда макроэкономических задач. Ликвидировать  проблему неплатежей за счет добавления в экономику денежных средств  и расширения вексельного обращения  невозможно, так как рост денежной массы в этом случае будет иметь  неблагоприятные инфляционные последствия. Факторинг же позволяет избежать этой опасности, так как, предлагая  расчеты преимущественно денежными  средствами, факторинговая компания в отличие от банка не создает  дополнительных платежных средств.

Факторинг не подразумевает  вторичного рынка долгов, и не имеет  такой удобной формы их обращения  как, например, векселя. Кроме того, факторинговая компания ведет тщательный учет положения дел своих клиентов, что препятствует возникновению  безнадежных долгов, т. е. покрываются  потребности в денежных ресурсах только тех поставщиков, продукция  которых пользуется спросом на рынке, а следовательно, будет оплачена конечными потребителями. Таким  образом, факторинг помогает решить проблему нехватки оборотных средств, не образуя при этом излишней денежной массы. Факторинг способствует не только улучшению расчетов в народном хозяйстве, но и повышению качества менеджмента  на предприятиях, пользующихся услугами факторинговых фирм, что в итоге  увеличивает их накопления, а следовательно, и налоговые поступления в  бюджет государства.

Широкое применение услуги факторинговых фирм могут  найти и в международной торговле, особенно при экспорте продукции, так  как экспортер получает 100 %-ю гарантию на получение всех платежей по своим  счетам. В результате факторинговые  операции содействуют развитию внешнеторговых связей, что оказывает благоприятное  воздействие на платежный баланс страны. Кроме того, факторинг является эффективным экономическим инструментом в борьбе с утечкой капитала, который  крайне необходим российскому рынку  как альтернатива административным методам валютного контроля.

С принятием ч. 2 Гражданского кодекса РФ создана правовая база для функционирования рынка факторинговых  услуг; введенная гл. 43 «Финансирование  под уступку денежного требования»  до настоящего времени является единственным документом, регламентирующим взаимоотношения  по договору факторинга. Законом «О банках и банковской деятельности»  факторинг включен в состав банковских операций и сделок. По действующему законодательству России приобретать  денежное требование за деньги (совершать  факторинговые сделки) могут финансовые агенты, к которым относятся:

  • банки и иные кредитные организации;
  • другие коммерческие организации, не входящие в банковскую систему.

В соответствии с  ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности» после 10 февраля 2002 г. факторинговая деятельность не подлежит лицензированию. Развитие факторинга в России до сих пор не получило должного распространения; данную услугу на российском рынке необходимо рассматривать  как финансовую инновацию. В настоящее  время полноценному развитию рынка  факторинговых услуг препятствуют многие причины.

Информация о работе Кредитная система Российской Федерации