Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:56, курсовая работа
Прежде чем охарактеризовать современную структуру кредитной системы России, следует отметить, что российское законодательство дает слишком узкую трактовку кредитной организации. Согласно Закону «О банках и банковской деятельности» кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом. Из этого определения следует, что российским законодательством кред
Рассмотрим особенности деятельности некоторых видов таких компаний, а также оценим возможности по их выходу на конкурентные рынки кредитных услуг.
Лизинговые компании. В последние годы в России лизингу уделяется значительное внимание и не только со стороны независимых экспертов и средств массовой информации, но и, что очень показательно и важно, со стороны Правительства РФ. В результате рынок лизинговых услуг в стране динамично развивается. Этому способствовали изменения в законодательстве, которые недавно произошли в России. Так, был принят Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 24. 12. 02)[СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5394; 2002. № 5. Ст. 376; № 52 (ч. 1). Ст. 5132.], в котором сформулированы следующие цели:
Данным Законом определены меры государственной поддержки деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм):
На основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 26. 03. 03)[СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430; 2002. № 11. Ст. 1020; № 12. Ст. 1093; № 50. Ст. 4925; 2003. № 2. Ст. 169; № 9. Ст. 805; № 11. Ст. 956; № 13. Ст. 1178.] после 10 февраля 2002 г. отменяется обязательное лицензирование лизинговой деятельности в РФ, хотя это воспринимается участниками рынка неоднозначно.
С одной стороны, это требование соответствует политике либерализации и открытости экономики; некоторые компании начинают использовать лизинг как инструмент сбытовой политики. Но, с другой стороны, отмена лицензирования уже сегодня приводит к тому, что при отсутствии пусть даже формального контроля и учета со стороны государства некоторые компании получили возможность подменять договоры купли-продажи договорами лизинга с целью уменьшения налогообложения. Банки вынуждены работать с компаниями, не имеющими опыта лизинговой деятельности, при этом возникает необходимость прилагать значительные усилия для их дополнительных проверок и корректировки лизинговых проектов. Нормы гл. 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ дают новые возможности для маневра при проектировании многих лизинговых сделок.
По различным оценкам объем российского лизингового рынка в 2001 г. составил от 1,7 до 2 млрд дол. Прирост инвестиций по лизингу по сравнению с 2000 г. оценивается в пределах 40 - 66 %. Доля инвестиций по лизингу в основные производственные фонды по расчетам специалистов колеблется от 2 до 4 %. По состоянию на начало 2002 г. в России было зарегистрировано около 2000 лизинговых компаний, но реально работали на рынке не более 200 из них. Сейчас уже можно говорить о том, что в России сформировалась структура лизингодателей, в которую входят:
Все лизинговые компании
функционируют благодаря
В течение последних
двух лет было создано большое
количество новых лизинговых компаний
с участием российского и западного
капиталов. На российский рынок пришли
многие иностранные компании-
Заинтересованность
государства в развитии лизингового
рынка и привлечении инвестиций
в Россию позитивно скажется на дальнейшей
активизации рынка лизинговых услуг.
Практически после годового перерыва
в полную силу заработал федеральный
аграрный лизинг, но уже на новой
экономической и правовой основе.
Созданная по замыслу Правительства
РФ новая национальная система аграрного
лизинга является в настоящее
время мощнейшим инвестиционным
институтом. В основе системы лежит
деятельность государственной
Получил поддержку
государства и авиационный
На российском рынке используются около 30 различных схем проведения лизинговых операций. Они разрабатываются с учетом:
Помимо договоров
классического финансового
Факторинговые компании. Одной из перспективных посреднических услуг в современных условиях становится факторинг, который представляет собой комиссионно-посредническую деятельность, связанную с переуступкой фактор-фирме клиентом-поставщиком неоплаченных платежей-требований (счетов-фактур) на поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения (взимания) платежа по ним, иными словами, инкассирования дебиторской задолженности клиента (получение средств по платежным документам). В роли фактор - фирмы могут выступать как банки, так и независимые факторинговые компании.
В условиях современной
российской экономики многие предприятия
имеют значительные объемы дебиторской
задолженности, в том числе просроченной,
при большой продолжительности
ее оборачиваемости. А с учетом хронического
дефицита оборотных средств, труднодоступности
банковского кредита и
Внедрение факторинга
в российскую практику может также
способствовать эффективному решению
ряда макроэкономических задач. Ликвидировать
проблему неплатежей за счет добавления
в экономику денежных средств
и расширения вексельного обращения
невозможно, так как рост денежной
массы в этом случае будет иметь
неблагоприятные инфляционные последствия.
Факторинг же позволяет избежать
этой опасности, так как, предлагая
расчеты преимущественно
Факторинг не подразумевает вторичного рынка долгов, и не имеет такой удобной формы их обращения как, например, векселя. Кроме того, факторинговая компания ведет тщательный учет положения дел своих клиентов, что препятствует возникновению безнадежных долгов, т. е. покрываются потребности в денежных ресурсах только тех поставщиков, продукция которых пользуется спросом на рынке, а следовательно, будет оплачена конечными потребителями. Таким образом, факторинг помогает решить проблему нехватки оборотных средств, не образуя при этом излишней денежной массы. Факторинг способствует не только улучшению расчетов в народном хозяйстве, но и повышению качества менеджмента на предприятиях, пользующихся услугами факторинговых фирм, что в итоге увеличивает их накопления, а следовательно, и налоговые поступления в бюджет государства.
Широкое применение
услуги факторинговых фирм могут
найти и в международной
С принятием ч. 2 Гражданского
кодекса РФ создана правовая база
для функционирования рынка факторинговых
услуг; введенная гл. 43 «Финансирование
под уступку денежного
В соответствии с
ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» после 10 февраля 2002 г.
факторинговая деятельность не подлежит
лицензированию. Развитие факторинга
в России до сих пор не получило
должного распространения; данную услугу
на российском рынке необходимо рассматривать
как финансовую инновацию. В настоящее
время полноценному развитию рынка
факторинговых услуг