Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:29, курсовая работа
Большая часть предпринимателей, имеющих стаж работы на рынке, сталкиваются с недостатком денежных ресурсов. Недостаток финансов у предприятий малого и среднего бизнеса значительно сдерживает их развитие, и для решения этой проблемы с успехом применяется кредитование.
Как правило, кредитование малого и среднего бизнеса представляет собой кредиты на малый и средний срок (до 5 лет) под средние и высокие проценты (до 25 процентов) либо под залог ценного движимого и недвижимого имущества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Кредитование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации..4
Сущность, понятие и виды кредитов………………………………………..4
Особенности и проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в России…………………………………………………………………………..9
Глава 2. Осуществление кредитования малого и среднего бизнеса в Калининградской области………………………………………………………18
2.1 Особенности кредитования малого и среднего бизнеса в Калининградской области……………………………………………………………………………18
2.2 Динамика объемов кредитования малого и среднего бизнеса в Калининградской области………………………………………………………21
2.3 Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса в Калининградской области……………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников информации……………………………
Приложение……………………………………………………………………..
КАЛИНИНГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Кредитование малого и среднего бизнеса»
Руководитель:
Оценка письменной части: « » «___ » ____________ 20 г.
Дата защиты: «___» ____________ 20 г.
Оценка устной части: « » «___ » ____________ 20 г.
Калининград
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Кредитование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации..4
Глава 2. Осуществление кредитования малого и среднего бизнеса в Калининградской области………………………………………………………18
2.1 Особенности кредитования
малого и среднего бизнеса
в Калининградской области……………
2.2 Динамика объемов кредитования
малого и среднего бизнеса
в Калининградской области……………
2.3 Проблемы кредитования
малого и среднего бизнеса
в Калининградской области……………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников информации……………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Большая часть предпринимателей, имеющих стаж работы на рынке, сталкиваются с недостатком денежных ресурсов. Недостаток финансов у предприятий малого и среднего бизнеса значительно сдерживает их развитие, и для решения этой проблемы с успехом применяется кредитование.
Как правило, кредитование малого
и среднего бизнеса представляет
собой кредиты на малый и средний
срок (до 5 лет) под средние и высокие
проценты (до 25 процентов) либо под залог
ценного движимого и
Довольно жесткие условия кредитования делают его доступным далеко не всем представителям малого и среднего бизнеса, однако в связи с огромным спросом на денежные средства банки расширяют свое предложение кредитных продуктов, и сегодня каждый предприниматель может найти удобный для себя вид кредитования.
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
На поверхности экономических явлений кредит выступает как временное позаимствование вещи или денежных средств. При помощи кредита приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа.
В данной курсовой работе, состоящей из 2х глав, мы рассмотрим понятие кредита, его виды, а так же степень развитости кредитования малого и среднего бизнеса в Калининградской области.
Глава 1. Кредитование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации
В рыночной экономике непреложным законом является то, что деньги должны находиться в постоянном обороте. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитно-финансовых учреждениях, а затем эффективно пускаться в дело, размещаться в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.
Деньги, как и любой
другой товар, продаются и покупаются.
Процесс купли-продажи денег
Кредит — экономические отношения между различными партнерами, возникающие при передаче имущества или денег другому лицу на условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности.
Срочность, возвратность, платность, обеспеченность — основные принципы кредитования. Принцип срочности заключается в том, что кредит должен быть возвращен в строго определенные сроки. Соблюдение этого принципа — важное условие функционирования банков и самой кредитной системы. Возвратность означает, что кредит должен быть возвращен. Принцип платности означает, что за взятые в кредит деньги, надо платить процент. Платность заставляет заемщика эффективнее использовать заемные средства. Принцип обеспеченности ссуд означает то, что кредит должен быть обеспечен имуществом, обязательствами третьих лиц. Кредитование предприятий, организаций и населения осуществляется при строгом соблюдении этих основных принципов.
К принципами кредитования относится также принцип дифференцированности при кредитных отношениях. Дифференцированный подход к кредитованию означает, что банки (кредитные учреждения) не одинаково подходят к разным клиентам и решению вопроса о кредитовании. Прежде чем предоставить кредит тщательно изучается финансовое состояние заемщика, с тем, чтобы убедиться в его способности вернуть кредит в установленные сроки.
Роль кредита и кредитных отношений лучше всего выражают функции кредита: перераспределительная, эмиссионная, контрольная, регулирующая.
- перераспределительная функция заключается в том, что ссудный капитал перераспределяет денежные средства от фирм и населения, у которых они временно свободны, к субъектам хозяйствования, которые испытывают потребность в дополнительных деньгах. Средства, предоставленные в ссуду, работают и приносят их владельцам доход в виде процента. Заемщик использует заем для получения прибыли, часть которой направляется на обслуживание долга. В развитых странах доля кредитных ресурсов в источниках финансирования деятельности предприятий составляет 30—50 %. Перераспределительная функция обеспечивает возможность мобилизации капиталов для реализации крупных проектов, недоступных для ограниченных ресурсов отдельных фирм.
- эмиссионная функция кредита выражается в том, что банки, предоставляя кредит предприятиям, создают так называемые кредитные деньги. Банки выступают в данном случае в роли посредников. Происходит увеличение денежного предложения за счет увеличения безналичных денег. Способность банков увеличивать денежное предложение при предоставлении кредитов учитывается при проведении государством денежно-кредитной политики.
- содержание контрольной функции заключается в контроле банков, выдавших кредит, за экономической деятельностью заемщиков. Прежде чем предоставить кредит, банк внимательно изучает кредитоспособность неплатежеспособность заемщика, знакомится с результатами аудиторских проверок. Предоставив ссуду, банк своими методами контролирует финансовое состояние заемщика, стремясь обеспечить своевременный возврат ссуды и процентов по ней. Кредит служит инструментом регулирования экономики. Государство участвует в процессе движения ссудного капитала, регулируя доступ заемщиков на рынок ссудного капитала, облегчая или затрудняя получение ссуд. Кредитное регулирование экономики — совокупность мероприятий, осуществляемых государством для изменения объема и динамики кредита в целях воздействия на хозяйственные процессы.
В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы. В современных условиях основными формами кредита являются: коммерческий, банковский, потребительский, ипотечный, государственный и международный.
1.Коммерческий кредит предоставляется предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит обычно бывает краткосрочным — предоставляется на срок не более года. Инструментом коммерческого кредита служит вексель — разновидность долговых обязательств. Предприятие-поставщик предоставляет отсрочку платежа за свой товар, а предприятие-покупатель передает свой вексель как долговое свидетельство и обязательство платежа с процентом. Предприятие-поставщик может использовать этот вексель для платежей. Коммерческий кредит взаимосвязан с банковским кредитом. При коммерческом кредите может осуществляться учет векселей и предоставление ссуд под залог векселей. При учете векселей банк уплачивает держателю векселя сумму, указанную на векселе, за минусом процентов по действующей учетной ставке. В случае предоставления кредита под залог векселей ссуда предоставляется под товарно-материальные ценности, обеспеченные векселем. Коммерческий кредит способствует перераспределению капитала, расширяет и облегчает реализацию товаров, ускоряет оборачиваемость капитала. К недостаткам коммерческого кредита относится его ограниченность по форме, времени, объему и субъектам.
2.Банковский кредит — кредит, предоставляемый в денежной форме кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предприятиям, организациям, населению и государству) в виде денежных ссуд. Благодаря своей универсальности банковский кредит является основной формой кредита. В зависимости от сроков использования банковские кредиты делятся на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты заключаются для финансирования текущих расходов на период до 12 месяцев. Долгосрочные кредиты — кредиты на создание, реконструкцию и модернизацию основных фондов. Период долгосрочного кредитования увязывается со сроком окупаемости вложений. Банковский кредит предоставляется после заключения кредитного договора. В кредитном договоре предусматривается назначение кредита, его размер, процентная ставка, сроки погашения кредита и процентов, формы обеспечения кредита, взаимная ответственность сторон и т. д.
3.Важным видом кредита в современных условиях является потребительский кредит, предоставляемый на срок до 3 лет при покупке потребительских товаров длительного пользования. Разновидностью потребительского кредита являются долгосрочные (на очень длительный срок) ссуды частным лицам на приобретение или строительство жилья. В этом случае в качестве заемщика выступает население, а кредитора, как правило, банки. При получении потребительского кредита могут быть посредники, например, торговые предприятия, продающие товары в кредит. Основные формы потребительского кредита: продажа товаров с рассрочкой платежа (потребительский кредит в товарной форме); предоставление банками денежных ссуд населению для приобретения товаров длительного пользования; предоставление денежных ссуд на жилищное строительство. В последние годы он получает большое развитие в России. С одной стороны, благодаря ему население больше покупает товаров длительного пользования. С другой стороны, этот вид кредита является весьма доходной операцией коммерческих банков.
4.Ипотечный кредит выдается на приобретение жилья, земли, или другого недвижимого имущества, а также под залог недвижимого имущества. Ипотечные кредиты предоставляются на длительный срок — 10—30 лет.
5.Государственный кредит — это, как правило, заимствование государства или местных органов власти у бизнеса и населения. Инструментами государственного кредита выступают государственные ценные бумаги. Продавая ценные бумаги, государство получает в свое распоряжение дополнительные денежные ресурсы, которые используются для финансирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга. В отдельных случаях государство может выступать как кредитор (при предоставлении кредитов государственным банкам).
6.Международный кредит включает в себя кредитные отношения между государством и международными финансовыми организациями, а также между национальными фирмами и зарубежными банками и другими финансовыми институтами.
Совокупность кредитно-
1. Центрального банка,
государственных и
2. Банковского сектора: коммерческих, сберегательных, ипотечных, инвестиционных банков, специализированных торговых банков.
3. Специализированных
Приведенная трехъярусная схема структуры кредитной системы является типичной для большинства стран с рыночной экономикой.
Бурное развитие кредитования малого бизнеса приводит к тому, что кредитные продукты становятся более доступными для малых предпринимателей: сроки кредитования растут, процентные ставки падают, требования к потенциальным заемщикам становятся более мягкими.
В целом ставки по кредитам малым предприятиям в полтора раза превышают стоимость ресурсов для других заемщиков. В среднем малый бизнес в 2006 году занимал в рублях под 17-18%, а более крупные предприятия платили 10-12% годовых. Разброс среднегодовых ставок достаточно велик - от 13 до 28%. Зависят они от сроков кредитования, обеспечения кредита, региона, насыщенности ресурсами. В 2009 году, когда мировой кризис серьезно ударил по российскому рынку кредитования и большинство банков практически прекратило кредитную деятельность, ужесточая и усложняя условия кредитования и сильно поднимая процентные ставки, средний процент по кредиту для малого бизнеса составил 22%, а для среднего 15-18%. Повышенные ставки процента объясняются более высоким уровнем риска, закладываемым банком при кредитовании малого предприятия. Так, в начале 2009 года объем кредитования малого и среднего бизнеса уменьшился почти на 11% по сравнению с 2006. Однако начиная с апреля 2009 года объем выданных малому и среднему бизнесу Российской Федерации кредитов в среднем ежемесячно растет на 22%, а задолженность сокращается на 0,9%. Вместе с этим просрочка по кредитам из месяца в месяц неуклонно растет на 3,2%. Так, по состоянию на 01.02.2010 года в состоянии просрочки находится 7% от общего объема выданных кредитов.