Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 16:57, курсовая работа
Цель работы – разностороннее рассмотрение современного состояния системы личного страхования в Республике Беларусь, определение роли и значения страхования в жизни общества и в экономике страны, определение перспектив развития страхования.
Введение
1. Сущность, роль и необходимость страхования
1.1. Страхование как экономическая категория
1.2. Правовое регулирование страхования
2. Личное страхование
2.1. Основные категории
2.2. Основы классификации личного страхования
2.3. Подотрасли личного страхования
2.4. Роль личного страхования в жизни общества
3. Анализ современного состояния рынка личного страхования Республики Беларусь
3.1. Анализ рынка личного страхования Республики Беларусь
3.2. Проблемы в сфере личного страхования и пути их решения
3.3. Перспективы развития сферы личного страхования
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сущность,
роль и необходимость
1.1. Страхование как экономическая категория
1.2. Правовое регулирование страхования
2. Личное страхование
2.1. Основные категории
2.2. Основы классификации личного страхования
2.3. Подотрасли личного страхования
2.4. Роль личного страхования в жизни общества
3. Анализ современного состояния рынка личного страхования Республики Беларусь
3.1. Анализ рынка личного страхования Республики Беларусь
3.2. Проблемы в сфере личного страхования и пути их решения
3.3. Перспективы развития сферы личного страхования
Заключение
Список
использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Во всех развитых странах страхование является стратегически важной отраслью экономики, обеспечивая подавляющую часть инвестиций в ее развитие и освобождая государственные бюджеты от расходов на возмещение убытков от непредвиденных событий.
При этом особая роль страхования проявляется в решении социальных проблем общества. Социальные гарантии населению страховщики способны предоставлять наряду с государством, а порой и опережая государство.
Основной ролью личного страхования является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, за счёт выплат рент (аннуитетов), а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое.
В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует повышению доверия к правительству, стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития личного страхования.
Наконец страховые выплаты по договорам личного страхования уменьшают расходную часть государственного бюджета на социальные программы, а денежные средства, аккумулируемые страховыми компаниями, могут стать источником значительных долгосрочных инвестиций в экономику государства – экономическая роль личного страхования.
Личное страхование в нашей стране на протяжении многих десятилетий являлось основой всей системы страхования. В условиях нестабильной экономики, инфляции, высокого налогового бремени, недостаточности свободных средств у граждан и предприятий, потери доверия населения к финансовым институтам личное страхование потеряло свою популярность, а система долгосрочного страхования практически разрушена. Личное страхование – важная составляющая формирования финансового рынка, позволяющая, с одной стороны, повысить социальную защищенность граждан, а с другой – создавать крупные инвестиционные ресурсы, финансировать серьезные государственные и коммерческие проекты в различных отраслях экономики.
Отсутствие страховой культуры, психология потенциальных страхователей, а также возрастающее различие в уровне доходов населения не позволяют привлекать денежные средства широких слоев населения в страховые фонды. Все это говорит об актуальности темы курсовой работы – об актуальности рассмотрения вопросов, связанных со сферой личного страхования, и нахождения путей их решения.
Цель работы – разностороннее рассмотрение современного состояния системы личного страхования в Республике Беларусь, определение роли и значения страхования в жизни общества и в экономике страны, определение перспектив развития страхования.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
- определить значение системы страхования в экономике Беларуси;
- определить проблемы сферы личного страхования, мешающие ее развитию, обозначены возможные пути их решения.
- осуществить анализ структуры, динамики показателей страхования, тарифов, страховых взносов и выплат страховых возмещений. Сделать прогноз о будущем системы страхования в Беларуси и обоснована необходимость совершенствования системы личного страхования, а также выявлены перспективы развития данной сферы.
Таким образом, в качестве предмета исследования данной работы выступает личное страхование, его основные категории, а объектом исследования является рынок личного страхования в Республике Беларусь.
Для достижения цели работы и
поставленных задач используется не только
учебные пособия, но и периодические издания,
а также, что немало важно, официальные
статистические данные министерств и
ведомств.
1. Сущность страхования
1.1.
Страхование как
экономическая категория
Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных рисках, а также на оказание помощи застрахованным лицам при наступлении определенных событий в их жизни. Оно выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой – видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты и т.д.
Страхование снижает нагрузку на расходную часть бюджета (поскольку возмещаются убытки при наступлении непредвиденных природных и техногенных явлений), позволяет успешно решать вопросы социального обеспечения, являясь важнейшим элементом социальной системы государства. Страхование позволяет привлечь в экономику значительные инвестиционные ресурсы. В развитых странах страхование в силу своей специфики и выполняемых функций является стратегическим сектором экономики.
Экономической сущности страхования соответствуют его функции. Большинство экономистов выделяют следующие функции: рисковая, предупредительная, контрольная и сберегающая.
Главной является рисковая функция, т.к. страховой риск, как вероятность ущерба, связан с основным назначением страхования – оказание денежной помощи пострадавшим лицам. Именно в рамках действия рисковой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования в связи с последствиями случайных страховых событий.
Предупредительная функция предполагает широкий комплекс мер, направленных на финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению последствий несчастных случаев. Экономическая сущность этой функции в том, что, располагая страховыми фондами, компания заинтересована в длительном использовании этих средств. Имея на защите многочисленные, в том числе однородные риски различных субъектов, страховая компания стремится к сокращению вероятности выплат путем уменьшения вероятности страхового случая. Для этого в тарифах на отдельные виды страхования предусматриваются определенные отчисления для образования фондов предупредительных мероприятий.
Контрольная функция страхования заключается в строго целевом формировании и использовании средств фонда страхования. Данная функция вытекает из указанных выше функций и проявляется одновременно с ними в конкретных страховых отношениях. В соответствии с контрольной функцией на основании законодательных и инструктивных документов осуществляется финансовый страховой контроль над правильностью проведения страховых операций.
Сберегательная функция реализуется посредством накопительных видов страхования.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод:
страхование является одним из важнейших
элементов системы рыночных отношений
и представляет собой финансовые отношения,
связанные с выполнением специфических
функций в экономике. Страхование сегодня
обеспечивает экономические интересы
отдельного человека и общества в целом.
1.2.
Правовое регулирование
сферы страхования
Отношения в сфере страхования можно разделить на две группы:
- отношения между страховщиками и страхователями (выгодоприобретателями) по поводу создания и использования страховых фондов;
- отношения по поводу надлежащего функционирования страхового фонда и обеспечения его целевого назначения между органом государственного страхового надзора, а также иными государственными органами, и страховщиками, регулируемые путем властных предписаний государственных органов.
Важно отметить нормативную правовую базу, регулирующую страхование в Республике Беларусь.
Страхование в Республике Беларусь регулируется Гражданским кодексом, законодательными актами Президента Республики Беларусь, иными законодательными актами и актами законодательства.
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим страхование, является Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности». Данный Указ утвердил Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее - Положение), а также порядок проведения 8 видов обязательного страхования и отменил ряд нормативных правовых актов, в том числе и Декрет Президента Республики Беларусь от 28 сентября 2000 г. № 20 «О совершенствовании регулирования страховой деятельности в Республике Беларусь».
В соответствии с нормами Положения юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь и постоянно проживающие в Республике Беларусь лица без гражданства страхуют свои имущественные интересы в Республике Беларусь только у коммерческих организаций, созданных для осуществления страховой деятельности и имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности в Республике Беларусь.
Деятельность на территории Республики Беларусь страховых организаций, страховых брокеров, созданных за пределами Республики Беларусь, без государственной регистрации в Министерстве финансов и получения специального разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности является незаконной и не допускается.
Страховщики - коммерческие организации, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности (далее - страховщики, страховые организации).
Государственная регистрация страховщиков, страховых брокеров, а также внесение изменений и дополнений в их учредительные документы осуществляются в порядке, установленном законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования, с учетом особенностей, определенных в Положении.
После государственной регистрации страховщик должен постоянно иметь на своих счетах в банках Республики Беларусь денежные средства в сумме, соответствующей минимальному размеру уставного фонда.
Для государственной регистрации страховщика, страхового брокера наряду с документами, представляемыми в соответствии с законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования, страховщиком, страховым брокером в Министерство финансов направляются сведения о профессиональной пригодности кандидатов на должности руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров этого страховщика, страхового брокера, а также документы, подтверждающие происхождение собственных денежных средств учредителей (участников) страховщика.
Страховые организации, являющиеся дочерними (зависимыми) хозяйственными обществами по отношению к иностранным инвесторам и (или) имеющие долю иностранных инвесторов в своих уставных фондах более 49 процентов, могут создавать обособленные подразделения на территории Республики Беларусь, а также являться учредителями (участниками) других страховых организаций после получения предварительного разрешения Министерства финансов.
Предметом деятельности страховщиков может быть только страховая, инвестиционная деятельность, а также деятельность по оценке страхового риска и размера ущерба, по оценке и осмотру движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием и выдаче заключений о состоянии этого имущества, по организации предоставления услуг технического, медицинского и финансового характера иному страховщику либо страхователю (застрахованному, потерпевшему, а также другому лицу, претендующему на получение страховой выплаты) в целях выполнения заключенных этими лицами договоров страхования, по оказанию услуг иной страховой организации в установлении причин, характера ущерба при наступлении страхового случая.
Информация о работе Личное страхование в Республике Беларусь