Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:00, курсовая работа
Итак, целью данной работы является рассмотрение лизинга в современных условиях.
В курсовой работе сформулированы следующие основные задачи: рассмотреть сущность лизинга и выявить его преимущества по сравнению с традиционными формами финансирования; проанализировать тенденции развития лизинговой деятельности в России; установить факторы, способствующие развитию лизинга в РФ.
Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга, история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на современном этапе и перспективы его развития. В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга.
Прослеживается очень тесная связь между выбранной темой и курсом «Деньги, Кредит, Банки» т. к. в реализации лизинговых сделок ключевая роль принадлежит коммерческим банкам, инвестиционным фондам, страховым компаниям. На средства этих организаций кредитуются получатели оборудования. Финансовый лизинг становится кредитом на весь объем поставок оборудования.
Введение……………………………………………………………………..………3
Глава 1. Сущность лизинга……………………………………… …...…………....5
1.1. История и причины развития лизинга………………………………................5
1.2. Понятие и значение лизинга…………………………………………..……….7
1.3. Формы и виды лизинга………………………………………………………..10
1.4. Объекты и субъекты лизинга…………………………………………............16
Глава 2. Рынок лизинга в России………………………………………………….20
2.1. История развития лизингового законодательства в России………………...20
2.2. Состояние и проблемы на современном этапе……………….………….......23
2.3. Меры государственной поддержки…………………………………………..26
2.4. Перспективы развития….……………………………..………………………28 Заключение……………………………………………………………....................31
Список использованных источников и литературы……………………………..34
Приложение…………………………………………………………………...……35
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине: «Финансы и кредит. Часть 2»
студентки 2 курса факультета экономики и управления
Рыжовой
Ирины Сергеевны
Тема:
«Лизинг
и его развитие в современной
России»
_________________________
Защищена
«____» ____________ 2009 г. |
Оценка
«_______________» |
г. БЕЛОРЕЦК
2009г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность лизинга……………………………………… …...…………....5
1.1. История
и причины развития лизинга………………………………...........
1.2. Понятие и значение лизинга…………………………………………..……….7
1.3. Формы
и виды лизинга………………………………………………………..
1.4. Объекты
и субъекты лизинга………………………………………….......
Глава 2. Рынок лизинга в России………………………………………………….20
2.1. История развития лизингового законодательства в России………………...20
2.2. Состояние и проблемы на современном этапе……………….………….......23
2.3. Меры государственной поддержки…………………………………………..26
2.4. Перспективы
развития….……………………………..…………………
Список использованных источников и литературы……………………………..34
Приложение……………………………………………………
Глубокие
преобразования, происходящие в мировой
экономике, требования, предъявляемые
научно-техническим прогрессом к замене
основных фондов, а так же необходимость
более эффективного использования финансовых
ресурсов потребовали новых методов обновления
материально-технической базы. Одним из
таких нетрадиционных и достаточно эффективных
в последние десятилетия инвестиционных
инструментов стал лизинг. В течение последних
трех десятилетий популярность лизинга
резко возросла; вместо того, чтобы занимать
деньги для покупки аэроплана, компьютера,
реактора или спутника компания может
взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные
компании берут в лизинг огромное количество
оборудования, многие компании и мотели
берут в лизинг свое имущество, а различные
магазины - здания и склады. Даже предприятия
коммунальных услуг обратились к лизингу,
т. к. для них все труднее становится брать
деньги в кредит. Актуальность развития
лизинга в России, включая формирование
лизингового рынка в СНГ, обусловлена,
прежде всего, неблагоприятным состоянием
парка оборудования (значительный удельный
вес морально устаревшего оборудования,
низкая эффективность его использования,
необеспеченность запасными частями и
т.д.). Одним из вариантов решения этих
проблем может быть лизинг, который объединяет
элементы внешнеторговых, кредитных и
инвестиционных операций.
Выбор данной темы определили ряд причин.
Во-первых, рынок лизинговых услуг в России весьма молод и не освоен.
Во-вторых, лизинг является весьма перспективным направлением для работы. Долголетний опыт использования лизингового механизма в предпринимательской деятельности многих стран мира позволяет сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существующего положения в России в переходный период к рыночным отношениям, со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма.
И, наконец, в-третьих, с помощью лизинга реально могут быть привлечены инвестиции, необходимые для наиболее уязвимых звеньев российской экономики. Использование лизинга предпочтительно по ряду причин. Он даёт возможность использовать в производстве наиболее передовую технику, не оплачивая её полной цены; повышать уровень квалификации работников, работающих на этой технике. В условиях перехода к рыночной экономике в нашей стране резко возрастает необходимость использования лизинга, об этом свидетельствует интенсивное развитие арендных коллективов.
Итак, целью данной работы является рассмотрение лизинга в современных условиях.
В курсовой работе сформулированы следующие основные задачи: рассмотреть сущность лизинга и выявить его преимущества по сравнению с традиционными формами финансирования; проанализировать тенденции развития лизинговой деятельности в России; установить факторы, способствующие развитию лизинга в РФ.
Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга, история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на современном этапе и перспективы его развития. В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга.
Прослеживается очень тесная связь между выбранной темой и курсом «Деньги, Кредит, Банки» т. к. в реализации лизинговых сделок ключевая роль принадлежит коммерческим банкам, инвестиционным фондам, страховым компаниям. На средства этих организаций кредитуются получатели оборудования. Финансовый лизинг становится кредитом на весь объем поставок оборудования.
Глава 1. Сущность лизинга.
1.1. История и причины
развития лизинга
Идея лизинга не
нова. По мнению историков и экономистов,
лизинговые сделки заключались, как отмечают
П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского
лизинга”, еще в древнем государстве Шумер
и датируются примерно 2000 годом до н. э.
Однако древние документы не ограничивают
сферу арендной практики государством
Шумер, и не исключено, что аренда существовала
и в более древние времена, хотя пока до
нас не дошло никаких сведений об этом.
Историки утверждают, что Аристотель коснулся
идеи лизинга в трактате «Богатство состоит
в пользовании, а не в праве собственности»,
написанном около 350 г. до н.э. Английский
автор Т. Кларк утверждает, что лизинг
был известен задолго до того, как жил
Аристотель: он находит несколько положений
о лизинге в законах Хаммурапи, принятых
около 1760 г. до н.э. Римская империя также
не осталась в стороне от проблем лизинга
они нашли своё отражение в институциях
Юстиниана. Введение в экономический лексикон
термина «лизинг» (от англ. to lease брать
и сдавать имущество во временное пользование)
связывают с операциями телефонной компании
«Белл», руководство которой в 1877 г. приняло
решение не продавать свои телефонные
аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое
общество, для которого лизинговые операции
стали основой его деятельности, было
создано только в 1952 г. в Сан-Франциско
американской компанией “United States Leasing
Corporation”, и таким образом, США стали родиной
нового бизнеса, и в частности банковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели
“перевезли” лизинг через океан в Европу,
где первая лизинговая компания “Deutsche
lising GMbH” появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.
В настоящий период в странах с рыночной
экономикой лизинговые операции для хозяйствующего
субъекта становятся преимущественными
при техническом перевооружении производства.
В 80- е гг. в США приобрел распространение
лизинг авиационной техники. Позднее лизинговые
компании получили название «финансово-лизинговых
обществ»; они стали обеспечивать производителям
пути сбыта их продукции путем сдачи в
аренду, а также финансирование сделок
и связанных с ними рисков. В Западной
Европе первые финансово-лизинговые общества
появились в конце 50 - начале 60-х годов.
В Англии первопроходцем современного
лизингового бизнеса стала компания “Mercantile
Leasing Corporation”, утвержденная в 1960 г. Однако
развитие лизинговых операций сдерживалось
неопределенностью их статуса с позиций
гражданского, торгового и налогового
законодательства. В настоящее время основная
часть мирового рынка лизинговых услуг
сосредоточена в треугольнике «США - Западная
Европа - Япония». В Западной Европе лизингодателями
выступают преимущественно специализированные
лизинговые компании, которые в 75-80% случаев
контролируются банками или считаются
их дочерними обществами. Для Японии характерным
является расширение лизинговой операции
от финансирования услуг до предоставления
«пакета услуг», включающего комбинации
купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги
получили название комплексного лизинга.
По мнению специалистов Е.Чекмаревой, В.Перова и К.Сусанян, в России лизинг применялся до начала 90-х гг. в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего, как одна из форм приобретения или реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетические оборудование, а также ремонтные мастерские, самолета, морские суда, автомашины, ЭВМ и т.д., с использованием специальной (формы) кредита. Разновидностью лизинговой операции, активно применявшейся Минморфлотом СССР, являлся наем морского судна без экипажа. Начало активного развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270 "0 плане счетов бухгалтерского учета ", в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику. В 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний - "Рослизинг", ставшая членом Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “LEASEUROPE”. Одними из первых лизинговых компаний в России были зарегистрированы "Росагроснаб" лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и "Аэролизинг " лизинг самолетов. Много лизинговых компаний создано банками: “Балтлиз" (Промстройбанк), "Лизингбизнес” (Мосбизнеcбанк). Изменения, которые ускорили развитие лизинга в России, прежде всего, связаны с улучшением макроэкономической и политической ситуации. Инфляция, по официальным оценкам, составила 11-12% за 1997 год, что вполне приемлемо для развития таких инвестиционных механизмов, как финансовый лизинг. С 1994 г. по январь 2001г. число лизинговых компаний выросло с 20 до 1400; и даже до 1500 к осени 2001г. Это свидетельствует о том, что в Российской Федерации отмечается огромная потребность в развитии лизинга, имеется широкая сеть лизинговых компаний (в том числе около 90 иностранных), однако до сих пор лизинг у нас занимает весьма скромное место в инвестициях.
В
качестве вывода, можно сказать, что
лизинг (в простых формах) в мире
зародился ещё в далёком прошлом и просуществовал
до наших дней. И раз он появился, значит,
был необходим, в настоящее же время эта
необходимость особенно прослеживается
из-за усложнившихся экономических систем:
денежно-кредитных, налогово-бюджетных
и др. Понять необходимость лизинга можно
рассмотрев его понятие и значение.
1.2.Понятие и значение лизинга
Единого международного признанного понятия "лизинг" не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначным содержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве, системе отчетности и налогообложения в разных странах. В тех странах, где под лизингом понимают только долгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды и проката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидности лизинга.
Лизинг представляет собой договор аренды, предусматривающий предоставление лизингодателем (арендодателем) принадлежащих ему оборудования, машин, ЭВМ, оргтехники, транспортных средств, сооружений производственного, торгового и складского назначения лизингополучателю (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок за определенное вознаграждение - арендную плату, которая включает процентную ставку, закрывающую стоимость привлечения средств арендодателем на денежном рынке с учетом необходимой прибыли банка и амортизацию имущества.[1]
Другое определение звучит так: под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования или договор аренды машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора. [2]
Лизинг представляет собой соглашение между собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имущества в пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемой ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.
Лизинг - это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи.
Лизинг предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока действия лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости. В соответствии с Федеральным законом “О финансовой аренде (лизинге)”, принятым 29 января 2002 года, лизингом является совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель (далее - лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее - лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. [15] Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем; лизинговая деятельность - вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг. Ни один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет приносить выгод всем участникам договорных отношений и в первую очередь потенциальному пользователю
Информация о работе Лизинг и его развитие в современной России