Лизинг и его развитие в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:00, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной работы является рассмотрение лизинга в современных условиях.
В курсовой работе сформулированы следующие основные задачи: рассмотреть сущность лизинга и выявить его преимущества по сравнению с традиционными формами финансирования; проанализировать тенденции развития лизинговой деятельности в России; установить факторы, способствующие развитию лизинга в РФ.
Для того чтобы изложение данной работы было наиболее связанным и последовательным движение в ней осуществляется как бы от общего к частному, что позволяет привести работу в систему, трансформируя данный процесс на более простые. Работа состоит из двух основных разделов: рассмотрение сущности лизинга, а также рынка лизинга в Российской Федерации. Для лучшего восприятия каждая глава разбивается на отдельные части, которые включают в себя такие вопросы как понятие и виды лизинга, история его развития, правовые нормы, состояние лизинга в России на современном этапе и перспективы его развития. В ходе работы изучалась литература отечественных и зарубежных авторов, статьи экономических журналов, а также законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга.
Прослеживается очень тесная связь между выбранной темой и курсом «Деньги, Кредит, Банки» т. к. в реализации лизинговых сделок ключевая роль принадлежит коммерческим банкам, инвестиционным фондам, страховым компаниям. На средства этих организаций кредитуются получатели оборудования. Финансовый лизинг становится кредитом на весь объем поставок оборудования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..………3
Глава 1. Сущность лизинга……………………………………… …...…………....5
1.1. История и причины развития лизинга………………………………................5
1.2. Понятие и значение лизинга…………………………………………..……….7
1.3. Формы и виды лизинга………………………………………………………..10
1.4. Объекты и субъекты лизинга…………………………………………............16
Глава 2. Рынок лизинга в России………………………………………………….20
2.1. История развития лизингового законодательства в России………………...20
2.2. Состояние и проблемы на современном этапе……………….………….......23
2.3. Меры государственной поддержки…………………………………………..26
2.4. Перспективы развития….……………………………..………………………28 Заключение……………………………………………………………....................31
Список использованных источников и литературы……………………………..34
Приложение…………………………………………………………………...……35

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Лизинг.doc

— 499.50 Кб (Скачать документ)

     Что мешает сейчас увеличению масштаба лизинговых операций с новой авиационной техникой?

     Первая  и наиболее существенная помеха это несовершенство действующей законодательной базы, а также отсутствие федеральных законов прямого действия в сфере авиационного лизинга и слабое финансирование лизинговой деятельности в стране. Председатель правительства Михаил Касьянов высказался за ускорение запуска процедуры лизинга авиатехники. В настоящий момент уже определены марки самолётов, которые будут использоваться в схеме лизинга, однако непосредственная процедура лизинга пока не работает. Реализация же предложений ГосНИИ ГА по запуску механизма лизинга отечественных воздушных судов позволила бы обеспечить поставки российским авиакомпаниям новой авиатехники и в 2010г. на 95% обновить парк воздушных судов, создать реальные предпосылки для отечественной гражданской авиации в обеспечении ежегодного роста производства в смежных областях и занять одно из передовых мест в мировой авиатранспортной системе, обеспечив нашей стране роль мировой авиационной державы. [10].

     Основными препятствиями на пути развития лизинга в России, по мнению автора, являются:

     1. Высокая инфляция, бюджетный и  долговой кризисы и, как итог, запредельные процентные ставки за кредит;

     2. Недальновидная, ничем не обоснованная и разрушительная система налогообложения лизинговых операций;

     3. Равнодушие, неисполнительность и  безответственность различных звеньев государственной власти;

     4. Отсутствие чёткой и обоснованной  государственной инвестиционной  стратегии и несогласованность действий различных звеньев законодательной и исполнительной власти;

     Огромные  надежды российские предприниматели  возлагали на финансовую стабилизацию, снижение процентных ставок за кредит, принятие закона о лизинге. К сожалению, эти надежды российских предпринимателей не оправдались. Более того, финансовый кризис августа 1998г. отбросил экономику страны на несколько лет назад, ещё более разорил основную массу населения и значительную часть предприятий, ухудшил инвестиционный климат и обострил противоречие между необходимостью преодоления инвестиционного кризиса и препятствиями на пути мобилизации инвестиционных ресурсов.

     Дальнейшее  продвижение страны к экономическому подъёму сдерживается, прежде всего двумя основными факторами:

     · Узостью платежеспособного спроса населения и низкой инвестиционной активностью.

     · Низкой инвестиционной активностью  Может показаться странным, но негативное влияние на развитие лизинга в  России оказывает чрезмерное расхваливание  преимуществ лизинга по сравнению  с другими инструментами мобилизации инвестиций, в частности, с долгосрочным кредитованием. Удивляет то, что большинство авторов книг и статей по лизингу приводят массу преимуществ, которые просто не существуют и существовать не могут. Остановимся только на некоторых из этих «преимуществ». Например, вызывает замечание такое утверждение В.А. Горемыкина, что «преимущество увеличение производственного потенциала. Факторы, обуславливающие преимущество, одинаковый стартовый капитал позволяет при лизинге задействовать значительно больше производственных мощностей, чем при покупке в кредит с процентами». Но ведь лизинг не волшебная палочка. Если машина стоит 5 млн руб., то на ссуду в 5 млн руб. можно купить только одну машину, независимо от того, идёт ли речь о просто кредите или о лизинге. Только в первом случае предприятие «прогоняет» взятые в ссуду у банка деньги через свой расчётный счёт и покупает эту машину в собственность, а во втором получает товарный кредит, подлежащий погашению частично или полностью в течение срока действия договора лизинга, по истечении которого в случае полной оплаты лизингополучатель может стать собственником этой машины. Вряд ли можно согласиться и ещё с одним «преимуществом» лизинга, выделяемым В.А. Горемыкиным: «Стабильные платежи снижают влияние инфляции и рост банковских процентов по ссудам». Надо полагать, что автор подразумевает выгоду для лизингополучателя, так как он является плательщиком всех расходов по лизинговой сделке. Такому утверждению противоречат два обстоятельства: [5].

     - Лизингополучатель действительно выиграл бы, если бы лизинговые платежи оставались стабильными, а уровень инфляции рос. Но этот уровень может оставаться неизменным или понижаться. В этом случае лизингополучатель не имеет никакого преимущества. Но рассматриваемые последствия характерны не только для лизинга. Это свойство изменения позиций любого кредитора и дебитора в условиях инфляции. То же присуще и обычному кредиту.

     - Лизинговая сделка равноправное соглашение двух сторон, каждая из которых стремится извлечь свою выгоду. Большинство авторов отмечают, что в России лизинг для производителя выгоднее обычного банковского кредитования. Чтобы форсировать развитие лизинга (как одной из важнейших составляющих инвестиционного процесса), необходимо действительно сделать его более выгодным по сравнению с другими инструментами финансирования инвестиций. Для этого надо, прежде всего обеспечить соответствующую систему налогообложения лизинговых операций. А пока этого нет, лизинг не может быть дешевле кредита, так как он включает в себя дополнительные выплаты, а также НДС-2, который во много раз превышает так называемые льготы по налогу на прибыль лизингополучателя, образуемые за счёт включения лизинговых платежей в себестоимость продукции. Также для развития лизинга необходима поддержка государства, которая пока находится на низком уровне. 

     2.3. Меры государственной поддержки

     В целях создания благоприятных условий  для развития лизинга как эффективного механизма преодоления промышленного  спада и активизации инвестиционного  процесса в экономике, в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга, государство проводит политику, поддерживающую лизинговые отношения. Все мероприятия и меры по государственной поддержке деятельности лизинговых организаций (компаний, фирм), установленные законами РФ, Постановлениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции, можно разделить на две группы: общие направления и специальные, т.е. в отдельных отраслях.

     Для поддержки частного капитала государство  принимает долевое участие в  создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах, а также выделяет предприятиям, осуществляющим лизинг, государственные заказы на поставки товаров для государственных нужд. Для реализации лизинговых проектов государство предоставляет инвестиционные кредиты. Предоставляет банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, освобождение от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга. В целях создания благоприятных экономических условий для деятельности лизинговых компаний им предоставляются в законодательном порядке налоговые и кредитные льготы. Подготавливаются решения о снижении ставок таможенных пошлин на ввозимые в РФ виды технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов. Совершенствование, развитие, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок, является одной из основных задач государства в сфере поддержки. Государство проводит политику поддержки лизинговой деятельности не только в области экономики, но и на образовательном уровне по вопросу обучения основам лизинговой деятельности: повышение квалификации преподавателей, обучение студентов, подготовка и переподготовка государственных служащих, занимающихся вопросами лизинга. Государство содействует созданию новых кампаний, специализирующихся на лизинге: дорожно-строительного и строительно-монтажного оборудования, оборудования для производства цемента, материалов и изделий на его основе, технических средств и оборудования для Федеральной дорожной службы России, морского, речного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, авиационной техники, племенного скота и многолетних насаждений, машин и оборудования для агропромышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства. [8]

     В качестве вывода можно сказать, что  в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» имеется целая глава «Государственная поддержка лизинговой деятельности».[15] В ней насчитывается 12 мер государственной поддержки лизинговой деятельности. Однако большинство из них носят не обязательный, а рекомендательный характер. Кроме того, большинство этих мер носят формальный характер. Так, в качестве первой меры государственной поддержки лизинговых организаций названа «разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой деятельности в Российской Федерации или в отдельном регионе как части программы среднесрочного и долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации или региона. Но Федеральная программа развития лизинга так и осталась проектом. Также обстоит дело и с такими мерами государственной поддержки лизинга, как налоговые льготы банкам и лизингодателям.  

     2.4. Перспективы развития лизинга

     Одним из важнейших факторов, определяющих перспективы лизинга в России, является цена кредита. Потепление общего инвестиционного климата и снижение ставки рефинансирования Банка России, вероятно, является преобладающей тенденцией. Даже с учётом этого, видимо, есть основания для пересмотра порядка исчисления цены кредита в лизинговых операциях. Согласно сегодняшним правилам, применяются неизменные процентные ставки за кредит на весь срок действия лизингового договора. Но цена кредита не остаётся неизменной. Сохранение прежнего порядка установления платы за кредит может ущемлять интересы сторон лизинговой сделки (кредитора или лизингополучателя). Поэтому представляется целесообразным установить плавающие ставки по кредитам, предоставляемым на покупку лизингуемого оборудования, которые менялись бы пропорционально изменению ставки рефинансирования. Но самое главное заключается в том, чтобы осознать народно-хозяйственное значение лизинга как мощного инструмента мобилизации инвестиционных ресурсов и обновления технологической базы производства. Поэтому при разработке и утверждении «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года» необходимо существенно скорректировать курс экономической реформы, чётко разграничивать её цели со средствами достижения и помнить, что конечной целью является развитие экономики и улучшение жизни народа, а не либерализация любой ценой. Необходимо многообещающие намерения подкрепить надёжными инструментами достижения намеченных целей и, прежде всего разработкой программы инвестиционного прорыва, которая предусматривала бы меры по реальному улучшению инвестиционного климата и кардинально повышала роль государства в формировании и использовании инвестиционного фонда страны. Эта программа, по представлениям автора, должна включать:

      · полное восстановление инвестиционной функции амортизационных отчислений, строго целевое формирование и использование средств амортизационного фонда не только государственных, но и на всех без исключения предприятиях;

       · освобождение от налогообложения прибыли, направленной на инвестиции в основной капитал, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и освоение новых технологий · Расширение государственного финансирования инвестиций в НИОКР до уровня законодательно установленной нормы;

       · снижение процентных ставок за кредит и создание механизмов рефинансирования производственной деятельности, развитие новых для России направлений кредитования и в первую очередь ипотечного кредитования и лизинга;

       · создание институтов развития, включая Банк развития, способных мобилизовать инвестиционные ресурсы в развитие производственной сферы с помощью государственных гарантий, кредитных ресурсов государственных банков, формирования каналов рефинансирования производственных инвестиций с участием Центрального банка Российской Федерации;

      · развитие рынка корпоративных ценных бумаг с целью финансирования производственных инвестиций;

      · принятие эффективных мер по пресечению нелегального вывоза капитала за границу и трансформации сбережений населения в накопления, повысив роль Сберегательного банка в этом;

      · привлечение иностранного капитала для финансирования производственной сферы.

         Реализация этих мер потребует существенной корректировки денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства, их нацеленности, прежде всего на увеличение производительности и повышение эффективности инвестиционного процесса, и обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Достичь этого непросто, но это необходимо, пока ещё остаются шансы на возрождение России.

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
          Лизинг в России - сравнительно новый вид деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют самое пристальное внимание: соответствующее законодательство, налоговые льготы.

Информация о работе Лизинг и его развитие в современной России