Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа
Именно правильное управление оборотным капиталом часто определяет успешность предприятия. Особенно актуально анализ применения логистических механизмов в период бурного развития логистики. В работах российских специалистов плохо рассмотрена тема управления оборотным капиталом. Влияние логистики на оборотный капитал и повышающие эффективность оборотного капитала методы логистики исследованы только косвенно . В основном все упирается на управление запасами, часто с полным игнорированием производственной деятельности и распределительной, тем самым отталкивается принцип целостности всей цепи потока.
Введение
1 Теоретико- методические основы логистических механизмов оптимизации оборотного капитала
1.1 Понятия оборотный капитал и логистические механизмы
1.2 Влияние логистических механизмов на оборотный капитал
1.3 Модели оптимизации оборотного капитала
2 Направления по оптимизации оборотного капитала предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика и анализ оборотного капитала ОАО «ДорСтрой»
2.2 Применение методов оптимизации для ускорения оборота и улучшения качества оборотных средств
2.3 Рекомендации по внедрению логистических механизмов оптимизации оборотного капитала
Заключение
Список использованной литературы
2) на снабжение приходится значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.
Разберем главные механизмы закупочной деятельности. К главным задачам закупочной деятельности относят задачи «сделать или купить», задачи «выбора поставщика», задачи «реализации закупок». Задача «сделать или купить». Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной является задача принятия решения (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. ПР по проблеме «сделать или купить» (MOB — Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии.
К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия; возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др. К плюсам внешних закупок относятся: как правило, более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и др. В таблице 2 представлены условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о внешних закупках или собственном производстве.
Таблица 2 - Условия (выгодность) внешних закупок или собственного производства.
Факторы |
Выгодность | |
внешних закупок |
собственного производства | |
Потребность |
невелика |
стабильна и достаточно велика |
Необходимые мощности |
отсутствуют |
присутствуют |
Необходимые кадры |
отсутствуют |
присутствуют |
Поставщики исходных МР для производства комплектующих |
доступны (ассортимент, качество, цены и др.) |
недоступны |
Транспортные тарифы |
невысокие |
высокие |
Помимо анализа
перечисленных факторов, для принятия
такого решения необходимо
Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).
Задача выбора поставщика. Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам — весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет поставщика для важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные этапы решения этой задачи.
• Поиск потенциальных поставщиков.
• объявление конкурса;
• изучение рекламных материалов;
• посещение выставок и ярмарок;
• переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
• Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
• цена;
• качество продукции;
• надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
• удаленность поставщика от потребителя;
• сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
• наличие резервных мощностей;
• организация управления качеством у поставщика;
• психологический климат у поставщика;
• способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
• финансовое положение поставщика.
• Оценка потенциальных или существующих поставщиков на основе:
• критериев выбора поставщика;
• анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;
• значимости (важности) каждого критерия;
• оценок поставщиков по каждому критерию.
Задачи реализации закупок. К задачам реализации закупок относят:
1) организацию и осуществление
закупок: согласование цены и
заключение договора на
2) контроль поставок:
соблюдение обоснованных
3) подготовку бюджета закупок [ 3 ]
1.2 Влияние логистических
механизмов на оборотный капита
Такие явления, как увеличение
долговой нагрузки и снижение уровня
продаж и производства, заставляют
организации вносить изменения
в подход к управлению запасами,
а также дебиторской и
• Увеличение долговой нагрузки.
• Рост просроченной задолженности и снижение уровня оборачиваемости товарных запасов.
• Различия в динамике показателей деятельности и изменениях оборотного капитала.
Цели и задачи при оптимизации оборотного капитала:
• Повышение ликвидности оборотного капитала и высвобождение дополнительных денежных средств.
• Определение оптимального уровня оборотного капитала и разработка механизмов его поддержания.
• Обеспечение эффективного использования ресурсов и стабильного денежного потока.
Оптимизация оборотного капитала осуществляется путем проведения комплекса мероприятий по всем направлениям деятельности организации, включая продажи, закупки, управление запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью, а также свободными денежными средствами. Эффективность управления всеми компонентами оборотного капитала должна обеспечиваться комплексным планированием и непрерывными улучшениями, являющимися результатом исполнения контрольных процедур, направленных на повышение ликвидности оборотного капитала.
Продажи и дебиторская задолженность:
• Оптимизация процесса планирования продаж
• Стандартизация и оптимизация ценообразования
и условий оплаты.
• Разработка и внедрение процедур контроля в системе ценообразования, предоставления скидок, исполнения отгрузок и мониторинга дебиторской задолженности.
• Контроль сбора дебиторской задолженности.
Запасы и производство:
• Оптимизация процесса планирования производства.
• Оптимизация процесса управления уровнем запасов.
• Разработка и внедрение процедур контроля в процесс управления запасами.
Закупки и кредиторская задолженность:
• Оптимизация процесса планирования закупок.
• Консолидация поставщиков, оптимизация процесса закупок и осуществления выплат поставщикам.
• Разработка и внедрение процедур контроля в системе закупок.
Комплексная система планирования продаж, подготовки запасов, производства и закупок позволяет максимально оптимизировать компоненты оборотного капитала.
Система финансовой отчетности и показателей деятельности, включающая необходимые показатели и финансовые ограничения, позволяют оперативно отслеживать состояние оборотного капитала. Тщательно продуманный набор мероприятий по оптимизации оборотного капитала позволяет выработать в компании культуру эффективного использования денежных средств за счет внедрения соответствующих контрольных процедур.
Рисунок 1 – Набор мероприятий по оптимизации оборотного капитала
Возможный подход и возможная методология оптимизации:
• реализация быстрых решений в кратчайшие сроки;
• комплексный подход, учитывающий взаимозависимость продаж, закупок, уровня запасов и управления дебиторской и кредиторской задолженностью, что позволяет достичь наилучшего результата;
• повышение эффективности процессов управления оборотным капиталом и оптимизация процессов планирования продаж и закупок, обеспечивающие оптимальный уровень оборотного капитала;
• эффективные контрольные
процедуры, направленные как на исполнение
процессов, так и на выявление
недостатков с целью обеспечени
С целью достижения максимального эффекта от оптимизации оборотного капитала надо формировать команду специалистов, обладающих необходимым опытом, экспертными знаниями и навыками в области финансов, управления продажами и закупками, а также построения системы внутреннего контроля и оптимизации налогообложения.
Рисунок 2 – Основные этапы процесса оптимизации структуры капитала предприятия
Надо составить панель показателей для управления оборотным капиталом и осуществления контроля над ним:
• получение общего представления о состоянии оборотного капитала;
• постановка целевых показателей и финансовых ограничений, закрепление ответственности за их соблюдение;
• ключевые показатели эффективности оборотного капитала и индикаторы превышения целевых показателей и финансовых ограничений
Оптимизация дебиторской задолженности
• Внешний и внутренний бенчмаркинг. Анализ тенденций
продаж по категориям покупателей, видов продукции, рынков
сбыта и бизнес-единиц, а также выявление возможностей по
оптимизации ценообразования
• Выявление и определение
критериев сегментации
• Определение подхода к планированию продаж с учетом
категорий покупателей
• Определение подхода к ценообразованию, политики скидок и
условий оплаты с учетом
категорий
• Проведение анализа в отношении всех складов запасов сырья и
готовой продукции, выявление возможностей для оптимизации
уровня запасов и процессов планирования уровня запасов
• Выявление и определение критериев категоризации запасов
• Определение подхода к планированию и управлению запасами с
учетом особенностей каждой категории Улучшение условий контрактов с поставщиками и кредиторской задолженности
• Внешний и внутренний бенчмаркинг оборачиваемости
кредиторской задолженности
• Анализ условий контрактов, поиск возможностей для
пересмотра условий и политки оплаты закупки
• Выявление областей оптимизации в области закупок и планирования закупок
• Категоризация поставщиков, пересмотр условий оплаты по категориям
• Выявление недостатков в области контроля закупок и оплаты поставщикам, выявление потенциала для повышения качества систем контроля в процессе закупок и оплаты поставщикам
Управление денежными средствами
• Выявление периодов недостатка и избытка денежных средств, оптимизация сроков процесса принятия решений об инвестировании и привлечении финансирования
• Повышение прозрачности и эффективности осуществления контроля за движением денежных средств
Возмещение НДС
• Проведение анализа и оптимизация процедуры учета НДС, обнаружение невозмещенных и/или переплаченных сумм
Информация о работе Логистические механизмы оптимизации оборотного капитала предприятия