Логистические механизмы оптимизации оборотного капитала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание

Именно правильное управление оборотным капиталом часто определяет успешность предприятия. Особенно актуально анализ применения логистических механизмов в период бурного развития логистики. В работах российских специалистов плохо рассмотрена тема управления оборотным капиталом. Влияние логистики на оборотный капитал и повышающие эффективность оборотного капитала методы логистики исследованы только косвенно . В основном все упирается на управление запасами, часто с полным игнорированием производственной деятельности и распределительной, тем самым отталкивается принцип целостности всей цепи потока.

Содержание

Введение

1 Теоретико- методические основы логистических механизмов оптимизации оборотного капитала

1.1 Понятия оборотный капитал и логистические механизмы

1.2 Влияние логистических механизмов на оборотный капитал

1.3 Модели оптимизации оборотного капитала

2 Направления по оптимизации оборотного капитала предприятия

2.1 Организационно-экономическая характеристика и анализ оборотного капитала ОАО «ДорСтрой»

2.2 Применение методов оптимизации для ускорения оборота и улучшения качества оборотных средств

2.3 Рекомендации по внедрению логистических механизмов оптимизации оборотного капитала

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

афхд 2.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

2) на снабжение приходится  значительная доля общих расходов предприятия (в среднем, около 60%), поэтому даже небольшие улучшения в этой области могут принести существенные выгоды.

Разберем главные механизмы  закупочной деятельности. К главным  задачам закупочной деятельности относят  задачи «сделать или купить», задачи «выбора поставщика», задачи «реализации закупок». Задача «сделать или купить». Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной является задача принятия решения (ПР) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. ПР по проблеме «сделать или купить» (MOB — Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам ПР относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе. Чем более развиты логистические связи, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь. К внутренним факторам ПР относятся условия на самом предприятии.

К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия; возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др. К плюсам внешних закупок относятся: как правило, более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и др. В таблице 2 представлены условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о внешних закупках или собственном производстве.

 

 

 

 

Таблица 2 - Условия (выгодность) внешних закупок или собственного производства.

Факторы

Выгодность

внешних закупок

собственного  производства

Потребность

невелика

стабильна и достаточно велика

Необходимые мощности

отсутствуют

присутствуют

Необходимые кадры

отсутствуют

присутствуют

Поставщики исходных МР для производства комплектующих

доступны (ассортимент, качество, цены и др.)

недоступны

Транспортные тарифы

невысокие

высокие


 

 Помимо анализа  перечисленных факторов, для принятия  такого решения необходимо определить  и сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяются ценой поставщика, но при этом включают: затраты на оформление заказа; транспортировку; страхование; упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т.п.); оплату персонала, связанного с закупками и т.п.

Затраты на собственное  производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных  капитальных затрат на организацию  требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).

Задача выбора поставщика. Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам —  весьма трудоемкий и долгий процесс. Если организация ищет поставщика для  важной в стратегическом плане продукции, то необходимо помнить, что плохой поставщик может вызвать гораздо больше проблем, чем плохие материалы. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют следующие стандартные этапы решения этой задачи.

• Поиск потенциальных поставщиков.

• объявление конкурса;

• изучение рекламных материалов;

• посещение выставок и ярмарок;

• переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

• Анализ потенциальных поставщиков по критериям:

• цена;

• качество продукции;

• надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);

• удаленность поставщика от потребителя;

• сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

• наличие резервных мощностей;

• организация управления качеством у поставщика;

• психологический климат у поставщика;

• способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

• финансовое положение поставщика.

• Оценка потенциальных или существующих поставщиков на основе:

• критериев выбора поставщика;

• анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;

• значимости (важности) каждого критерия;

• оценок поставщиков по каждому критерию.

Задачи реализации закупок. К задачам реализации закупок  относят:

1) организацию и осуществление  закупок: согласование цены и  заключение договора на поставку; выбор метода закупок; определение  требуемых складских площадей; подачу заказов; документальное оформление поставок; организацию платежей; организацию доставки к месту хранения; экспедирование; составление графика поставок, согласованного со всеми поставщиками; организацию приемки и размещения товаров на складе и т.д.;

2) контроль поставок: соблюдение обоснованных сроков  закупки, соблюдение требований  по объему поставок и качеству  МР, пункту назначения и др.;

3) подготовку бюджета  закупок [ 3 ]

 

 

1.2 Влияние логистических  механизмов на оборотный капитал

 

Такие явления, как увеличение долговой нагрузки и снижение уровня продаж и производства, заставляют организации вносить изменения  в подход к управлению запасами, а также дебиторской и кредиторской задолженностью. Признаки, свидетельствующие  о необходимости оздоровления оборотного капитала:

• Увеличение долговой нагрузки.

• Рост просроченной задолженности  и снижение уровня оборачиваемости  товарных запасов.

• Различия в динамике показателей деятельности и изменениях оборотного капитала.

Цели и задачи при оптимизации оборотного капитала:

• Повышение ликвидности  оборотного капитала и высвобождение  дополнительных денежных средств.

• Определение оптимального уровня оборотного капитала и разработка механизмов его поддержания.

• Обеспечение эффективного использования ресурсов и стабильного денежного потока.

Оптимизация оборотного капитала осуществляется путем проведения комплекса мероприятий по всем направлениям деятельности организации, включая  продажи, закупки, управление запасами, дебиторской и кредиторской задолженностью, а также свободными денежными средствами. Эффективность управления всеми компонентами оборотного капитала должна обеспечиваться комплексным планированием и непрерывными улучшениями, являющимися результатом исполнения контрольных процедур, направленных на повышение ликвидности оборотного капитала.

Продажи и дебиторская  задолженность:

• Оптимизация процесса планирования продаж

• Стандартизация и оптимизация  ценообразования

и условий оплаты.

• Разработка и внедрение  процедур контроля в системе ценообразования, предоставления скидок, исполнения отгрузок и мониторинга дебиторской задолженности.

• Контроль сбора дебиторской  задолженности.

Запасы и производство:

• Оптимизация процесса планирования производства.

• Оптимизация процесса управления уровнем запасов.

• Разработка и внедрение  процедур контроля в процесс управления запасами.

Закупки и кредиторская задолженность:

• Оптимизация процесса планирования закупок.

• Консолидация поставщиков, оптимизация процесса закупок и  осуществления выплат поставщикам.

• Разработка и внедрение  процедур контроля в системе закупок.

Комплексная система  планирования продаж, подготовки запасов, производства и закупок позволяет  максимально оптимизировать компоненты оборотного капитала.

Система финансовой отчетности и показателей деятельности, включающая необходимые показатели и финансовые ограничения, позволяют оперативно отслеживать состояние оборотного капитала. Тщательно продуманный набор мероприятий по оптимизации оборотного капитала позволяет выработать в компании культуру эффективного использования денежных средств за счет внедрения соответствующих контрольных процедур.


   Рисунок 1 – Набор мероприятий по оптимизации оборотного капитала

 

Возможный подход и  возможная  методология оптимизации:

• реализация быстрых решений в кратчайшие сроки;

• комплексный подход, учитывающий взаимозависимость  продаж, закупок, уровня запасов и  управления дебиторской и кредиторской задолженностью, что позволяет достичь  наилучшего результата;

• повышение эффективности  процессов управления оборотным капиталом и оптимизация процессов планирования продаж и закупок, обеспечивающие оптимальный уровень оборотного капитала;

• эффективные контрольные  процедуры, направленные как на исполнение процессов, так и на выявление  недостатков с целью обеспечения  непрерывного повышения эффективности процессов;

С целью достижения максимального  эффекта от оптимизации оборотного капитала надо формировать команду  специалистов, обладающих необходимым  опытом, экспертными знаниями и навыками в области финансов, управления продажами и закупками, а также построения системы внутреннего контроля и оптимизации налогообложения.


 

Рисунок 2 – Основные этапы процесса оптимизации структуры  капитала предприятия

 

Надо составить  панель показателей для управления оборотным капиталом и осуществления контроля над ним:

• получение общего представления  о состоянии оборотного капитала;

• постановка целевых  показателей и финансовых ограничений, закрепление ответственности за их соблюдение;

• ключевые показатели эффективности  оборотного капитала и индикаторы превышения целевых показателей и финансовых ограничений

Оптимизация дебиторской  задолженности

• Внешний и внутренний бенчмаркинг. Анализ тенденций

продаж по категориям покупателей, видов продукции, рынков

сбыта и бизнес-единиц, а также выявление возможностей по

оптимизации ценообразования

• Выявление и определение  критериев сегментации покупателей

• Определение подхода  к планированию продаж с учетом

категорий покупателей

• Определение подхода  к ценообразованию, политики скидок и

условий оплаты с учетом категорий покупателейуправление  запасами

• Проведение анализа  в отношении всех складов запасов  сырья и

готовой продукции, выявление  возможностей для оптимизации

уровня запасов и  процессов планирования уровня запасов

• Выявление и определение критериев категоризации запасов

• Определение подхода  к планированию и управлению запасами с

учетом особенностей каждой категории Улучшение условий контрактов с поставщиками и кредиторской задолженности

• Внешний и внутренний бенчмаркинг оборачиваемости

кредиторской задолженности

• Анализ условий контрактов, поиск возможностей для

пересмотра условий  и политки оплаты закупки

• Выявление областей оптимизации в области закупок  и планирования закупок

• Категоризация поставщиков, пересмотр условий оплаты по категориям

• Выявление недостатков  в области контроля закупок и  оплаты поставщикам, выявление потенциала для повышения качества систем контроля в процессе закупок и оплаты поставщикам

      Управление денежными средствами

• Выявление периодов недостатка и избытка денежных средств, оптимизация сроков процесса принятия решений об инвестировании и привлечении финансирования

• Повышение прозрачности и эффективности осуществления контроля за движением денежных средств 

      Возмещение НДС

• Проведение анализа и оптимизация процедуры учета НДС, обнаружение невозмещенных и/или переплаченных сумм

Информация о работе Логистические механизмы оптимизации оборотного капитала предприятия