Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Описание

Важную роль в формировании структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия.
Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих и многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.
Малые предприятия в каком-то смысле находятся между крупными хозяйственными структурами и потребителями, заполняя незаполненные ниши между ними.
Как правило, деятельность малого бизнеса носит специализированный характер, что позволяет при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами.

Содержание

1)Введение
2)Малый бизнес в системе рыночной экономики
3)Финансовые ресурсы предприятия малого бизнеса
4)Источники финансовых ресурсов
5)Управление финансовой деятельностью
Финансовая устойчивость предприятия
Планирование финансов малого бизнеса
Безубыточность бизнеса
Оборотный капитал и управление денежными средствами
Анализ финансов малого бизнеса
6)Заключение

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.docx

— 111.54 Кб (Скачать документ)

План:

1)Введение 

2)Малый бизнес в системе рыночной экономики

3)Финансовые  ресурсы предприятия малого бизнеса

4)Источники финансовых ресурсов

5)Управление финансовой деятельностью

  1. Финансовая устойчивость предприятия
  2. Планирование финансов малого бизнеса
  3. Безубыточность бизнеса
  4. Оборотный капитал и управление денежными средствами
  5. Анализ финансов малого бизнеса

6)Заключение  
 
 
 
 

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  Введение 

     Важную  роль в формировании структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма  играют малые предприятия.

     Малому  бизнесу принадлежит особое место  в становлении новой социальной структуры общества, в решении  проблем хронического дефицита, унаследованного  от командной экономики, в решении  многих и многих социально-экономических  проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами  в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.

     Малые предприятия в каком-то смысле находятся  между крупными хозяйственными структурами  и потребителями, заполняя незаполненные  ниши между ними.

     Как правило, деятельность малого бизнеса  носит специализированный характер, что позволяет при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и  успешно конкурировать с крупными фирмами.

  Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера  малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя пространство , малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.

  Поскольку любая экономическая система  не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией, крупные компании стремятся монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование  небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается  следующим. Крупным корпорациям  часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они  зачастую не представляют прямой опасности  для их функционирования. Нередко  поглощение мелкой фирмы оказывается  менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые  предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в  сферах деятельности мелких и крупных  фирм. Например, малые предприятия  предпочтительнее в сфере инновационных  технологий, освоения принципиально  новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление  деятельности сопровождается серьезным  риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в  тех ситуациях, в которых отсутствует  необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает  для первого устойчивый рынок  сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие  корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор –  поддержка малого бизнеса со стороны  государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической  системе страны, государство, как  правило, оказывает всестороннюю поддержку  малому бизнесу, стимулируя его развитие.

  Для решения вышеупомянутых производственно-технических  задач малый бизнес должен иметь  ряд преимуществ по сравнению  с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятий  относятся:

  • Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
  • Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.
  • Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия  дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на  другой.
  • Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
  • повышенная скорость обращения капитала.

  Развитие  сферы малого предпринимательства, таким образом, способствует решению  многих социально-экономических проблем  – создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и  др. Чем больше сектор гибких и подвижных  малых предприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.

  Следует особо отметить, что понятие малого предприятия не имеет четкого  объективного определения. Деление  хозяйственных структур на мелкие и  крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому не существует единого универсального определения  для малого предприятия. Вопрос об определении  предприятия как малого решается на уровне законодательной власти всех стран, но общий принцип заключается  в выборе критерия оценки и установке  ограничений на выбранный признак. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:

  1. фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
  2. управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
  3. фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

  Статистическое  определение предполагалось использовать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изменений соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне.

  В нашей стране понятие малого предприятия  определяется Федеральным законом  от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие  считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия.

  1. Это должна быть коммерческая организация (иными словами, некоммерческие организации не могут считаться малыми предприятиями).
  2. В уставном капитале организации доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 процентов.
  3. В уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.
  4. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней:

  в промышленности - 100 человек;

  в строительстве - 100 человек;

  на  транспорте - 100 человек;

  в сельском хозяйстве - 60 человек;

  в научно-технической сфере - 60 человек;

  в оптовой торговле - 50 человек;

  в розничной торговле и бытовом  обслуживании населения - 30 человек;

  в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

  Что касается многопрофильных (осуществляющих несколько видов деятельности) малых  предприятий, то они относятся к  таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в  годовом объеме оборота или годовом  объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей  должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или объем прибыли, полученной от всех видов деятельности в целом. Выбранный предприятием показатель должен быть неизменным в течение  отчетного года

  В настоящее время в России партнерские  малые предприятия созданы либо бывшими работниками крупного предприятия, или доверенными лицами теперешнего  руководства. Такая модель в российских условиях может считаться предпочтительной с точки зрения решения проблемы ненадежности малого предприятия как  партнера.

               Финансовые ресурсы предприятия малого бизнеса

 

     Управление  финансовыми ресурсами предприятия  – это совокупность целенаправленных методов, операций, рычагов, приемов воздействия на разнообразные виды финансов для достижения результата.

     Финансовые  ресурсы фирмы – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

     Из  определения финансовых ресурсов следует, что по происхождению они разделяются  на внутренние (собственные) и внешние (привлеченные). В свою очередь внутренние в реальной форме представлены в  стандартной отчетности в виде чистой прибыли и амортизации, а в  превращенной форме – в виде обязательств перед служащими фирмы, чистая прибыль представляет собой часть доходов фирмы, которая образуется после вычета из общей суммы доходов обязательных платежей – налогов, сборов, штрафов, пени, неустоек, части процентов и других обязательных выплат. Чистая прибыль находится в распоряжении фирмы и распределяется по решениям ее руководящих органов.

     Внешние или привлеченные финансовые ресурсы  делятся также на две группы: собственные  и заемные. Соответственно результатом  вложений предпринимательского капитала является образование привлеченных собственных финансовых ресурсов, результатом  вложений ссудного капитала – заемных средств.

     Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный (инвестированный) в различные  фирмы с целью получения прибыли  и прав на управление фирмой.

     Ссудный капитал – это денежный капитал, предоставленный в долг на условиях возвратности и платности. В отличие от предпринимательского капитала ссудный не вкладывается в фирму, передается ей во временное пользование с целью получения процента. Этим видом бизнеса занимаются специализированные кредитно-финансовые институты (банки, кредитные союзы, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, селенговые компании и т.д.).

     Диверсификация  сегодня является одним из важнейших  факторов обеспечения стабильности и устойчивости рыночного хозяйства  и его финансовой системы. Но углубление диверсификации неизбежно ведет  к усложнению финансовых потоков  и капитала, расширению применения в финансовой практике специальных  инструментов, что существенно усложняет  финансовую работу фирмы. Все финансовые ресурсы фирмы как внутренние, так и внешние в зависимости  от времени, в течение которого они  находятся в распоряжении фирмы, делятся на краткосрочные (до одного года) и долгосрочные (свыше одного года).

     Принято различать две формы финансирования: внешнее и внутреннее. Такое деление  обусловлено жесткой связью между  формами финансовых ресурсов и капитала фирмы с процессом финансирования. Характеристика видов финансирования представлена в таблице 1.1. 

     Таблица 1.1 – Структура источников финансирования предприятия

  
Виды  финансирования Внешнее финансирование Внутреннее  финансирование
Финансирование  на основе собственного капитала 1. Финансирование на основе вкладов и долевого участия (например, выпуск акций, привлечение новых пайщиков) 2. Финансирование за счет прибыли после налогообложения (самофинансирование в узком смысле)
Финансирование  на основе заемного капитала 3. Кредитное финансирование (например, на основе займов, ссуд, банковских кредитов, кредитов поставщиков) 4. Заемный капитал, формируемый на основе доходов от продаж - отчисления в резервные фонды (на пенсии, на возмещение ущерба природе ведением горных разработок, на уплату налогов)
Смешанное финансирование на основе собственного и заемного капитала 5. Выпуск облигаций, которые можно обменять на акции, опционные займы, ссуды на основе предоставления права участия в прибыли, выпуск привилегированных акций 6. Особые позиции, содержащие часть резервов (т.е. не облагаемые пока налогом отчисления)

Информация о работе Малый бизнес