Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Описание

Важную роль в формировании структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия.
Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих и многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.
Малые предприятия в каком-то смысле находятся между крупными хозяйственными структурами и потребителями, заполняя незаполненные ниши между ними.
Как правило, деятельность малого бизнеса носит специализированный характер, что позволяет при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами.

Содержание

1)Введение
2)Малый бизнес в системе рыночной экономики
3)Финансовые ресурсы предприятия малого бизнеса
4)Источники финансовых ресурсов
5)Управление финансовой деятельностью
Финансовая устойчивость предприятия
Планирование финансов малого бизнеса
Безубыточность бизнеса
Оборотный капитал и управление денежными средствами
Анализ финансов малого бизнеса
6)Заключение

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.docx

— 111.54 Кб (Скачать документ)

  Применительно к предприятию, постоянными затратами  будут: стоимость помещения и  оборудования, налоги, арендная плата, сумма полученных кредитов и выплаты  процентов по ним в расчете  на год. Вне зависимости от того, будет ли работать ваше предприятие, деньги вам придется платить. Сюда же могут быть отнесены затраты на рекламу, исследовательские работы, затраты  на оплату труда работников, получающих твердые оклады. Вообще же можно  взять за правило: если вы сомневаетесь, куда отнести те или иные затраты, считайте их постоянными.

  В состав переменных затрат включаются: затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия, затраты на электро- и тепло- энергию, используемые в производственных процессах; затраты на оплату труда персонала, получающего зарплату в зависимости от объема произведенной продукции.

  Нетрудно  увидеть, что все названные затраты  напрямую зависят от объема производства: чем больше выпускается продукции, тем больше соответствующие затраты  и наоборот.

  Обычно  для анализа берут общую сумму  постоянных затрат, а переменные затраты - в расчете на изготовление единицы  товара (оказание одной услуги). 

Безубыточность  бизнеса

  Одним из эффективных методов анализа  расходов является определение уровня безубыточности. Безубыточность бизнеса - это уровень производства или  сбыта, при котором финансовые поступления  от продажи товара (услуги) равняются  издержкам, т.е. это тот минимальный  уровень сбыта, при котором нет  убытка.

  Анализ  безубыточности бизнеса имеет очень  важное значение, ибо позволяет убедиться, будет ли ваше дело прибыльным или  принесет убытки. Ясно, что получение  прибыли в результате предпринимательской  деятельности является обязательным условием функционирования предприятия в  рыночной экономике.

  Жизнеспособность  предприятия, целесообразность деловой  активности во многом зависят от того, в какой мере обеспечена финансовая отдача от вложенных средств, насколько  достигнутый уровень доходности создает экономические стимулы  дальнейшего роста производства.

  В этой связи важно прежде всего  выяснить, каким по величине должен быть минимально допустимый объем реализации товара, чтобы не возникла ситуация получения убытков от вашей деятельности.

  Анализ  безубыточности начинается с определения  выручки - разницы между розничной  ценой и переменными затратами на единицу продукции

  т.е. Выручка = Доход от продажи - Переменные затраты.

  Безубыточность  это своеобразная точка равновесия между убытком и прибылью.

  В конкурентной борьбе за повышение доли участия в рынке, за прибыльное ведение  производства предприниматель сознательно  идет на ряд коренных изменений в  производстве и реализации продукции  или услуг. С этой целью может  применяться более совершенная  технология производства, другие виды сырья и материалов, не ухудшающие качество продукции, могут вноситься изменения в конструкцию изделия без снижения его потребительских достоинств, а  также другие меры. Реализовать продукцию на рынке можно напрямую, минуя оптовых покупателей - посредников. Может быть до известных пределов снижена цена продукции.

  Следует, однако, отметить, что забота о снижении издержек производства  и цен  на свою продукцию, с тем чтобы  дать потребителю подешевле товар  прежнего качества, не является главной  для предпринимателя. Основное, как  показывает опыт предпринимателей западных стран, - это способность фирмы  дать потребителю товар более  высокого качества, чем прежде, или  обладающий какими-то новыми свойствами, и притом за ту же цену и при тех  же издержках производства. Такой  путь позволит быстрее завоевать  новых потребителей и победить своих  конкурентов.

  Таким образом, в зависимости от конъюнктуры  рынка и конкретных условий производства предприниматель избирает наиболее приемлемый в каждом случае вариант  производства и реализации продукции.

Оборотный капитал и управление денежными средствами

  Для эффективного управления финансовыми  потоками большое значение имеет  определение оптимального размера  оборотного капитала. Недостаток наличных средств может привести предприятие  к банкротству, и чем быстрее  темпы развития фирмы, тем больше риск остаться без наличных денег.

  С другой стороны, чрезмерное накопление оборотного капитала не является показателем  благополучия, так как приводит к "омертвлению" капитала и снижает  эффективность его использования, поскольку фиксированные активы приносят большую прибыль, чем текущие.

  Оборотный капитал равен разнице между  текущими активами и кратковременными обязательствами. Состав тех и других представлен в табл. 1 Эффективное  управление финансами предполагает стремление к тому, чтобы сроки  оплаты предприятием своих долгов превышали  сроки погашения задолженности  ее дебиторами с учетом сумм задолженностей. 

  Текущие активы      Краткосрочные обязательства   
  Наличные  деньги и банковские депозиты      Счета, подлежащие уплате кредиторам, и др.   
  Счета дебиторов (за вычетом резервов по безнадежным  долгам)      Векселя к оплате   
  Другие  краткосрочные векселя и акцептованные  счета дебиторов (за вычетом резервов)      Платежи, по которым наступили сроки оплаты   
  Товарные  запасы (включая сырье, незавершенное  производство, готовую продукцию  и другие средства, необходимые для  производства)      Облигации и другие долгосрочные обязательства, срок оплаты которых наступит в текущем  году   
      Дивиденды, подлежащие выплате наличными, акционерам   
 

  Превышение  сумм неоплаченных закупок над неоплаченными  продажами позволит сократить размер требуемого оборотного капитала и в  результате получить дополнительные доходы. Некоторые рекомендации по ускорению  и отсрочке платежей приведены в  табл. 2. 

  Ускорение платежей

  
  Отсрочка  платежей   
  Перевод средств между банками по телеграфу   Увеличение  сроков межбанковских расчетов путем  оплаты через отдаленные отделения  банков   
  Предоставление  скидок для досрочных платежей      Пересылка чеков через почту   
  Досрочное выставление счетов покупателям      Использование аккредитивов с правом отзыва   
  Личные  контакты и переписка с дебиторами      Отказ от излишнего депонирования средств   
  Расчеты в порядке предоплаты или аккредитивами  и др.      Максимальное  использование сроков акцепта и  др.
 
 

  Важнейшим вопросом планирования финансов является прогноз движения наличности. Назначение такого прогноза состоит в том, чтобы  держать владельца (менеджера) предприятия  в курсе всех поступлений денежных средств и производственных платежей. Деньги есть жизненные соки, питающие организм предприятия. Они нужны  для оплаты счетов и закупки материалов, оборудования, а без них бизнес обречен. Расчет нужен для того, чтобы  предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принимать  соответствующие меры. В процессе хозяйственной деятельности фирмы  непрерывно происходят изменения - увеличение либо уменьшение денежных средств.

  Уменьшение  наличности происходит по мере приобретения материалов и необходимых услуг  для производства готовой продукции, при погашении задолженности  поставщикам. Затем после реализации запасов готовой продукции возникает  входящий денежный поток, появляются и  счета дебиторов (т.е. возникает задолженность  покупателей вашей фирмы). После  оплаты счетов покупателями дебиторская  задолженность сокращается, а поток  денежных поступлений увеличивается. Но должники часто медлят с оплатой  поставок отгруженной или готовой  продукции, поэтому приток денежных средств может возникнуть лишь спустя какое-то время.

  Вот почему руководитель малого предприятия  должен постоянно следить за движением  оборотных средств, обращать внимание на любые изменения и предвидеть их последствия для финансового  положения фирмы. В этих целях  составляется карта прогноза движения наличных денег.

  Управление  движением наличности предполагает:

  - регулярное проведение анализа  движения наличности;

  - прогноз ее движения;

  - контроль и регулирование денежных  операций;

  - предусмотрение "худших вариантов  расклада".

Анализ  финансов малого бизнеса

  Для успешного ведения дел и грамотного управления финансовыми потоками очень  важное значение имеет анализ финансового  состояния фирмы. Анализ позволяет  увидеть реальное положение дел, сопоставить фактические данные с плановыми, разобраться в отклонениях  от намеченного плана и их причинах, принять необходимые меры для  совершенствования работы фирмы.

  Оценка  финансового состояния предприятия  включает анализ:

  1. доходности и рентабельности
  2. финансовой устойчивости
  3. скорости оборота капитала
  4. окупаемости вложенных средств

  Доходность  фирмы характеризуется абсолютными  и относительными показателями. Абсолютный показатель – это сумма прибыли  или доходов. Относительный показатель – это уровень рентабельности.

  Различают прибыль валовую, чистую и остаточную. Под валовой прибылью понимается разница между выручкой от реализации и переменными затратами. Чистая прибыль – это прибыль от всех видов деятельности за вычетом убытков  и уплаченного налога. Остаточная прибыль представляет собой чистую прибыль за вычетом общей суммы  активов, скорректированной на стоимость  капитала.

  Одной из важных задач финансового менеджера  является распределение прибыли  на развитие производства и выплату  дивидендов собственникам.

  Рентабельность  предприятия – это отношение  валовой прибыли к средней  стоимости основных и оборотных  средств. Рентабельность, рассчитанная в динамике, дает возможность оценить, как меняется доходность работы предприятия, выяснить, какие факторы повлияли на эти изменения.

  В целом анализ прибыли и рентабельности позволяет судить о степени эффективности  работы предприятия и использования  его ресурсов.

  Важным  показателем, позволяющим определить финансовую устойчивость предприятия, является коэффициент покрытия (ликвидности) и коэффициент устойчивости (надежности). Коэффициент покрытия рассчитывается путем деления текущих активов  на краткосрочные обязательства  и свидетельствует о способности  предприятия быстро погасить свои краткосрочные  долги.

  При предоставлении предприятию краткосрочных  ссуд коэффициент покрытия считается  одним из самых важных критериев  его текущей платежеспособности и гарантией краткосрочного кредитования. В то же время надо помнить, что  высокий коэффициент покрытия, вызванный  большой дебиторской задолженностью и чрезмерными запасами, - это  негативное явление.

  Очевидно, что коэффициент покрытия возрастет, если сумма текущих активов увеличится, а срочные обязательства останутся  неизменными. Если это вызвано увеличением  наличности, то это положительный  факт.

Информация о работе Малый бизнес