Малый бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Описание

Важную роль в формировании структуры рынка, в преодолении не только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия.
Малому бизнесу принадлежит особое место в становлении новой социальной структуры общества, в решении проблем хронического дефицита, унаследованного от командной экономики, в решении многих и многих социально-экономических проблем, которые не могут быть решены более крупными хозяйственными структурами в силу громоздкости их управления, отсутствия у них обратных связей с потребителями.
Малые предприятия в каком-то смысле находятся между крупными хозяйственными структурами и потребителями, заполняя незаполненные ниши между ними.
Как правило, деятельность малого бизнеса носит специализированный характер, что позволяет при незначительных вложениях первоначального капитала иметь своих покупателей и успешно конкурировать с крупными фирмами.

Содержание

1)Введение
2)Малый бизнес в системе рыночной экономики
3)Финансовые ресурсы предприятия малого бизнеса
4)Источники финансовых ресурсов
5)Управление финансовой деятельностью
Финансовая устойчивость предприятия
Планирование финансов малого бизнеса
Безубыточность бизнеса
Оборотный капитал и управление денежными средствами
Анализ финансов малого бизнеса
6)Заключение

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес.docx

— 111.54 Кб (Скачать документ)
 

     Собственные привлеченные финансовые ресурсы – это базовая часть всех финансовых ресурсов фирмы, которая базируется на момент создания фирмы и находится в ее распоряжении на всем протяжении ее жизни. Эту часть финансовых ресурсов принято называть уставным фондом или уставным капиталом фирмы. В зависимости от организационно-правовой формы фирмы ее уставной капитал формируется за счет выпуска и последующей продажи акций (обыкновенных, привилегированных или их комбинации), вложений в уставной капитал паев, долей и т.д. За время жизни фирмы ее уставной капитал может дробиться, уменьшаться и увеличиваться, в том числе за счет части внутренних финансовых ресурсов фирмы.

     Источниками собственных финансовых ресурсов являются:

  • уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
  • резервы, накопленные предприятием;
  • прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).

     Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово-хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Самофинансирование – обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности в средствах потребность в них может обеспечиваться за счет заемных финансовых ресурсов.

     Привлеченные  заемные финансовые ресурсы фирмы  наиболее часто встречаются в  форме:

    • банковских кредитов и ссуд;
    • средств от выпуска и продажи облигаций фирмы;
    • займов от других небанковских субъектов рынка.
    • средств от выпуска и продажи облигаций фирмы;
    • займов от других небанковских субъектов рынка.
 

                                 

                               Источники финансовых ресурсов

  Основные  источники финансирования

 

  Финансовый  менеджмент можно определить как  организацию управления финансовыми  потоками. В целях наиболее эффективного использования капитала и получения  максимальной прибыли. Финансы в  бизнесе, правильное управление ими  играют решающую роль. Выдающийся менеджер, президент корпорации «АТТ» Гарольд  Дженин утверждал, что «есть только одна непоправимая ошибка в бизнесе  – остаться без денег. Почти все  другие ошибки в той или иной мере можно исправить. Но если вы остаетесь  без денег, вы выбываете из игры».

  Начиная дело, необходимо, прежде всего, решить вопрос об источниках финансирования.

  Успех малого бизнеса, его развитие во многом зависит от возможностей его финансирования, то есть привлечения необходимого капитала. Капитал нужен на стадии организации  и открытия дела (основной капитал), в дальнейшем для финансирования и осуществления текущей деятельности предприятия (оборотный капитал). Характерной  особенностью малого бизнеса является ограниченность финансовых ресурсов. Поэтому изыскание необходимых  денежных ресурсов и эффективное  управление ими для большинства  малых фирм является проблемой номер  один. Решение этой проблемы следует  начать с осмысления следующих вопросов:

  1. Для какой цели требуются финансовые ресурсы и на какой период (краткосрочный или долгосрочный)?
  2. Когда и сколько нужно денежных средств?
  3. Можно ли изыскать необходимые средства в рамках фирмы или придется обращаться к другим источникам?
  4. Каковы будут затраты при уплате догов?
  5. Когда можно ожидать возврата вложенных средств и получения дохода? Какова будет величина этого дохода?

  Тщательно взвесив возможные варианты, можно  выбрать наиболее приемлемый источник получения финансовых ресурсов.

  Источники финансирования обычно делят на две  категории: собственные и заемные. К собственным можно отнести: личные средства, средства партнеров, прибыли, амортизация, продажа активов, продажа акций, дебиторская задолженность. К заемным средствам относятся: банковский кредит, кредиты поставщиков, страховые возмещения, правительственные  программы, кредиты под активы, венчурный (рисковый) капитал. Естественно, что  самый простой и надежный источник, – собственные средства. Собственный  капитал может состоять из своих  сбережений или средств, полученных от продажи какой-либо собственности.

  Однако  совсем не обязательно вести дело в одиночку, можно привлекать и  партнеров. Они станут совладельцами  предприятия и будут иметь  право участвовать в его управлении. Партнеры делают свой вклад либо в  деньгах, либо предоставляют свои знания и опыт, либо передают иные ценности – например, оборудование или помещения.

  По  мере развития бизнеса в качестве собственных  источников будет использоваться прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций (для акционерных обществ), активов  предприятия, а также дебиторская  задолженность.

  Кредиты

  Если  для открытия бизнеса или ведения  дела нужна крупная сумма денег, можно обратиться за кредитом. В  зависимости от того, на какое время  берется кредит, различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до трех лет) и долгосрочные кредиты (от трех до пяти лет).

  Кредитование  имеет две разновидности:

  1. Кредитование деятельности в форме прямой выдачи денежных ссуд (банковский кредит).
  2. Кредитование как разновидность расчетов, то есть расчетов с рассрочкой платежей (торговый кредит).

  Для получения кредита заемщик подает в банк заявку и другие требующиеся  документы. В заявке указывается  цель получения кредита, сумма и  срок, на который испрашивается кредит. Другие документы устанавливаются  конкретным банком-кредитором. К ним  обязательно относятся учредительные  документы, карточки с образцами  подписей и печатей, баланс.

  Получив документы, банк-кредитор оценивает  кредитоспособность и платежеспособность заемщика. Затем заключается кредитный  договор, который содержит вид кредита, сумму и срок кредита, расчеты  процентов и комиссионных вознаграждений банка за его расходы, связанные  с выдачей кредита, вид обеспечения  кредита и форму передачи кредита  заемщику.

  Важным  условием выдачи кредита является его  обеспечение. Обеспечение кредита  – это ценности, служащие для  кредитора залогом полного и  своевременного возврата должником  полученной ссуды и уплаты процентов. Основными видами обеспечения кредита  могут быть поручительство, гарантия, залог и страхование ответственности  заемщика за непогашение кредита. Поручителем  или гарантом может являться любой  хозяйствующий субъект (банк, предприятие, ассоциация и др.).

  Банковский  кредит выдается на конкретный срок под  определенный кредитный процент. Кредит может выдаваться под долговое обязательство, именуемое векселем. Одна из форм банковского  кредита состоит в том, что  банк разрешает фирме расходовать  деньги сверх суммы на ее расчетном  счете. Такой кредит называется овердрафтом, за него также уплачивается процент  банку.

  Следует отметить, что из-за высоких процентных ставок, действующих в настоящее  время в России, использование  банковских кредитов для многих предприятий  малого бизнеса затруднено.

  Торговый  кредит, именуемый также коммерческим, заключается в том, что предприниматель  приобретает товар с отсрочкой  платежа. Это равносильно получению  в долг от продавца товара на сумму  его стоимости. Торговым кредитом пользуются преимущественно оптовые покупатели товара. Предприниматель, приобретающий  товар таким образом, обязуется  выплатить проценты за кредит, предоставленный  в виде товара.

                              Управление финансовой деятельностью

Финансовая  устойчивость предприятия

 

  Правильное  понимание финансовых вопросов особенно важно для малого бизнеса. Плохая организация финансовой деятельности остается одной из основных причин краха малых предприятий, и поэтому  очень важно, чтобы сам владелец контролировал приход и расход денежных средств и старался предвидеть потребности в них.

  Вопросы финансовых ресурсов и финансовой устойчивости (например, сколько денег на счете  и в какой степени погашение  долгов влияет на работу предприятия) требуют постоянного внимания, а  решение вопросов о расходовании средств невозможно без достоверной  информации. Поэтому очень важен  точный и постоянный учет движения средств.

  Финансовая  устойчивость предполагает, что предприятие:

  - может оплатить все текущие  долги из дохода после получения  денег от своих заказчиков;

  - в состоянии погасить будущие  обязательства на основе ожидаемого  дохода из вырученных средств;

  - имеет достаточные суммы для  плановых вложений в основные  средства (машины, оборудование, транспорт  и здания);

  - имеет дополнительные средства для покрытия незапланированных расходов или возможность получить эти средства в любой момент путем займа (кредита) или продажи акций.

  В идеальном варианте эти четыре требования должны обеспечиваться одновременно. Они представляют собой идеальное состояние дел, соответствующее требованиям управления малым предприятием. Основы финансовой устойчивости - наличность и прибыль. Четыре названных выше требования предполагают, что для выполнения текущих обязательств предприятию необходима наличность.

  Для поддержания положительного движения наличности лучше всего получать прибыль из каждой сделки и с помощью  системы финансового контроля как  можно быстрее превращать прибыль  в наличность.

  Таким образом, хотя получение прибыли - необходимое  условие положительного движения наличности, оно никоим образом не является достаточным  условием. Необходимо организовать надежную систему получения платежей с  оплатой счетов в точно установленном  порядке.

  Известны  предприятия, которые терпели крах, несмотря на получение прибыли, поскольку  они не предпринимали никаких  попыток, чтобы обеспечить поступление  наличности в соответствующие сроки.

Планирование  финансов малого бизнеса

  Первейшая задача каждого предпринимателя - добиться наиболее прибыльного ведения дела за счет эффективного использования  ресурсов предприятия. Эта цель может  быть наилучшим образом достигнута путем составления финансового  плана (бюджета).

  Необходимо  отметить, что многие владельцы малых  предприятий действуют вслепую, не видя перед собой конечной цели, они просто стараются продержаться еще одну неделю, еще один месяц, следуя принципу "там видно будет". Если же не пренебрегать таким надежным инструментом управления, как финансовое планирование, и составлять планы  на год и больший период, то вы сможете уверенно и осознанно  двигаться в выбранном направлении. Финансовый план включает:

  1. План доходов и расходов.

  2. Расчет точки безубыточности.

  3. Прогноз движения наличности.

  Таким образом, план о доходах и расходах дает информацию о результатах работы фирмы по разным направлениям.

  В процессе анализа деятельности предприятия, рассмотрения его финансового состояния  необходимо выделять переменные и постоянные затраты.

  Переменные  затраты - это затраты, зависящие  от объема реализации продукции, постоянные - не зависящие от объема. Покупая  автомобиль, вы делаете постоянные затраты, поскольку его цена не зависит  от того, будете ли вы им пользоваться каждый день или нет. А вот сумма, расходуемая на бензин, колеблется каждый день в зависимости от того, насколько интенсивно вы используете  машину. Следовательно, это - переменные  затраты.

Информация о работе Малый бизнес