Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:02, реферат
Цель банковского маркетинга - создание необходимых условий приспособления к требованиям рынка капитала, разработка системы мероприятий по изучению рынка, повышение конкурентоспособности и прибыльности. В современных условиях ставится задача интенсификации деятельности банка путем создания системы дополнительных услуг, предоставления различных льгот и премий своим клиентам, ведение рекламы, в том числе престижной, позволяющей создать благоприятное мнение о банке и его деятельности.
Введение………………………………………………………………………….......3
1 Организация маркетинга в коммерческом банке……………………………......4
1.1 Сущность и концепции маркетинга………………………………………....4
1.2 Особенности и виды банковского маркетинга...............……………..5
1.3 Составные части банковского маркетинга…………………………………7
2 Маркетинговые стратегии коммерческого банка………………………….…….9
3 Пути совершенствования банковского маркетинга……………………………11
Заключение………………………………………………………………………….12
Список использованных источников……………………………………………...13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Организация маркетинга в коммерческом банке……………………………......4
1.1 Сущность и концепции маркетинга………………………………………....4
1.2 Особенности и виды банковского маркетинга...............……………
1.3 Составные части банковского маркетинга…………………………………7
3 Пути совершенствования
банковского маркетинга……………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
Введение
Интегрирование в мировое хозяйство, становление высокоэффективной казахстанской экономики невозможно без развитого финансового рынка. Развитие рыночных отношений в Казахстане, возрастающая роль потребителя в формировании спроса на конкретные услуги, как по количеству, так и по качеству объективно выдвигают новые требования к системе управления банками, увеличению объема продаж банковских продуктов, совершенствованию существующих услуг, а также внедрению новой технологии передачи расчетной документации и другой информации клиентам. Первоначально маркетинг ограничивался рамками реализации произведенной банковской продукции и услуг, но сейчас он превратился в теорию и практику управления всей производственно-сбытовой деятельностью банка.
Цель банковского маркетинга - создание необходимых условий приспособления к требованиям рынка капитала, разработка системы мероприятий по изучению рынка, повышение конкурентоспособности и прибыльности. В современных условиях ставится задача интенсификации деятельности банка путем создания системы дополнительных услуг, предоставления различных льгот и премий своим клиентам, ведение рекламы, в том числе престижной, позволяющей создать благоприятное мнение о банке и его деятельности.
Все
это определило актуальность темы и ее
выбор для исследования. Главной целью
анализа является изучение поведения
банка в условиях обостряющейся конкуренции
на финансовом рынке Казахстана. Результатом
анализа должны быть практические рекомендации
по совершенствованию маркетинговой работы
в банке. Это необходимо для повышения
его устойчивости. В данной работе будут
рассмотрены некоторые аспекты маркетинговых
мер воздействия на рынок.
1 Организация маркетинга в коммерческих банках
1. 1. Сущность и концепции
маркетинга
Термин «маркетинг» происходит от английского «рынок» и означает, деятельность в сфере рынка, сбыта. Долгое время маркетинговая деятельность отождествлялась со сбытом. Задача сбыта - заставить покупателя купить то, что ему может предложить компания. В связи с этим классическое понятие маркетинга сводилось к следующему: это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю. Однако маркетинг, как система экономических взглядов, включает гораздо большее. Основная цель сбыта - реализовать уже произведенные товары, а маркетинг ставит перед собой задачу создания спроса и выпуска товаров в соответствии с ними.
Один из крупнейших теоретиков маркетинга Ф. Котлер дает следующее определение: «Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Само понятие достаточно широко, и включает как изучение рынка и развитие производства новых видов продукции, так и создание спроса, формирование потребностей и покупательских предпочтений, наряду с физическим распределением продуктов. Это современная трактовка, и здесь главное - ориентация на потребителя.
Голубков Е. П. дает следующее определение: «Маркетинг - это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности и получение компанией прибыли, необходимой для ее существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем». Следовательно, сущность маркетинга заключается в следующем: производить и продавать нужно только то, что требуется рынку, а не навязывать покупателю то, что уже произведено. Из этого вытекает концепция маркетинга - интегрированная целевая философия, ее идеология, политика и стратегия деятельности, ориентированная на потребителя.
Ф. Котлер выделяет
пять концепций маркетинговой
В свою очередь, исходя из целей маркетинга, уже будут формироваться достаточно конкретные стратегии маркетинга, которые могут быть различных типов:
1. Продажа освоенных услуг своим старым клиентам;
2. Стратегия
проникновения (продажа
3. Стратегия развития (продажа старых услуг на новом рынке);
4. Стратегия сбыта новых услуг на старом рынке; 5.
Стратегия диверсификации (продажа новых услуг на новом рынке).
Таким
образом, маркетинг банка (в широком смысле)
- это внешняя и внутренняя идеология,
стратегия, тактика и политика его деятельности
в зависимости от общественно-политических
и экономических факторов.
1.2
Особенности и виды
банковского маркетинга
Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены, прежде всего, спецификой банковской продукции. В нашей экономической литературе и в практике термин «банковская продукция» появился в процессе перехода к рыночной экономике. Под ним подразумевается любая услуга или операция, совершенная банком. В Казахстане коммерческие банки развивают кроме традиционных услуг, связанных с расчетными, денежными и другими операциями по поручению владельцев счетов (вкладчиков), такие услуги, как факторинговые, лизинговые, доверительные, консультационные, информационные и другие. Особое место в системе услуг банка занимают факторинговые операции. Факторинг представляет собой форму деятельности на рынке, связанную с взысканием средств с предприятий покупателей, являющихся клиентами учреждения. Факторинговые отделы имеются в ряде казахстанских банков. Практикуется факторинг с оборотом и без оборота.
Лизинговые услуги заключаются в том, что банк может выступать арендодателем либо посредником между арендодателем и арендатором. Создание лизинговых подразделений в банках может сократить издержки, облегчить получение кредита для приобретения средств производства, сдаваемых в аренду, гарантировать надежность лизинговой сделки за счет имиджа банка. Если банк выступает в роли посредника, лизинговые услуги состоят из поиска арендодателя и арендатора, разработки условий лизинговой операции, программы для ЭВМ, позволяющей отобрать наилучший вариант банку и другим участникам сделки, определения верхнего и нижнего пределов платы до начала переговоров, моделирования поведения арендатора и т. д.
Доверительные (трастовые) услуги банка могут быть связаны с ценными бумагами, депозитными операциями и управлением имуществом. Первая разновидность доверительных услуг включает обслуживание облигационного займа, размещение акций, агентские функции по передаче собственности на акцию, облигацию, оплату купонов, хранение ценных бумаг. Развитие подобных услуг связано с созданием рынка и ценных бумаг. В условиях нашей страны могут стать активными посредниками между акционерными обществами и покупателями-предпринимателями и гражданами.
Наибольшие условия для развития имеет вторая разновидность доверительных услуг. Банк оказывает помощь клиентам в определении стабильной части денежных средств, которая может быть превращена в срочный депозит. Для этого у коммерческого банка есть статистическая информация об остатках средств на счетах до востребования. В основу методики расчета стабильной части остатка могут быть положены параметры нормального распределения.
Третья разновидность заключается в распоряжении имуществом клиента после его смерти, опекунских функциях, консультациях по продаже имущества. В настоящее время имеется и большая потребность в развитии информационных услуг. Для этого требуется создание внутрибанковских или межбанковских отделов информации, а также компьютеризация информационной системы. Информационные услуги связаны со сбором и предоставлением информации о кредитоспособности клиентов коммерческих банков, о рынке банковских услуг, процентах по активным и пассивным операциям банков.
Спрос на информацию связан с перестройкой механизма кредитования, развитием факторинговых операций, рисковым кредитованием, коммерческим кредитованием.
Консультационные услуги коммерческих банков заключаются в консультировании клиента по вопросам повышения его кредитоспособности, предложению методики разработки условий лизинговых операций, приемлемых вариантов кредитования и расчетов в конкретных экономических ситуациях, составлении отчетности.
Несомненный приоритет в банковском маркетинге имеют депозитные услуги, поскольку без привлеченных ресурсов коммерческий банк функционировать не может. Источником денежных средств банка выступает собственный капитал, депозиты и займы.
Депозиты подразделяются на: срочные, до востребования, условные. Промежуточное положение между срочными депозитами и депозитами до востребования занимают сберегательные вклады. Кредитные карточки возникли в 60-х годах. Доход по ним поступает от торговых фирм, акцептовавших карточки, и от владельцев карточек. От торговых фирм - в виде скидки по предъявленным к оплате векселям, а от населения - в виде процента и годового или месячного гонорара. Сумма процента ограничивается единым кодом потребительского кредита.
Таким
образом, специфической чертой маркетинговой
деятельности банка выступает широкая
гамма факторов, которые постоянно приходится
держать под контролем: денежный оборот
и кредитные отношения на макро- и микро
- уровнях, наличие немалого риска при
выполнении денежных операций, вытекающего
из сложного переплетения действий многочисленных
внутренних и внешних обстоятельств. В
конечном счете, банковский маркетинг
направляется на осуществление единой
цели: рациональное использование доходов
и временно высвобождающихся денежных
средств в хозяйстве.
Иными словами, система маркетинговой деятельности начинается с осознания того факта, что производители, в том числе и банки, существуют благодаря наличию спроса на их продукцию (банковские услуги). Если изучать банковский маркетинг более подробно, то в качестве составленных его частей можно выделить:
1. Сбор информации, необходимой для познания рынка, анализ собственных возможностей (ресурсов).
2. Комплекс маркетинга.
Комплекс маркетинга, в свою очередь,
состоит из следующих
а) анализ продуктов ряда (продуктовая стратегия);
б) определение цены (ценовая стратегия);
в) методы распространения;
г) комплекс стимулирования.
Целью сбора информации является определение реального (освоенного) и потенциального рынка данного коммерческого банка, изучение потребностей и ожидания этого рынка. Для характеристики рынка определяется общая доля, принадлежащая банку, в т. ч. для рынка займов и депозитов, а также доля рынка отдельных видов услуг.
Большое значение для детального изучения рынка имеет его сегментация. В основе сегментации рынка лежит:
1. Характер банковских услуг: кредитные; операционные; инвестиционные; прочие.
2. Клиентурный
признак: юридические лица; физические
лица; корпорации; банки-корресподенты;
правительство. Используются
При осуществлении маркетинговых исследований должен соблюдаться научный подход. Он базируется на следующих принципах: объективность и точность (тщательность). Объективность означает, что исследования проводятся без каких-либо смещений и учитывают все факторы. Заключения и выводы не формируются до тех пор, пока не будут собраны и проанализированы все данные. Точность относится к применению инструментов исследования, которые тщательно разрабатываются и испытываются. Каждый элемент исследования должен планироваться и выполняться. Подобная тщательность связана с комплексным характером исследования. Если исследования недостаточно глубоки или объемны, можно получить неправильные заключения. При проведении маркетинговых исследований используют два вида информации: первичную и вторичную. Главными источниками вторичной информации, которую применяют при проведении, так называемых, кабинетных исследований, являются внутренние и внешние источники. Внутренними источниками являются: статистическая отчетность, бухгалтерская отчетность, оценочные отчеты по кредитованию, акты ревизий и проверок, отчеты региональных управляющих, результаты внутренних исследований. Данная информация характеризует банк с точки зрения внутреннего состояния дел. Внешние источники информации - это: газеты, журналы, телевидение, радио, публикуемые годовые отчеты, банковские справочники, финансовая пресса. Полученную вторичную информацию необходимо подвергать проверке.
Информация о работе Маркетинговая стратегия коммерческого банка