Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление проблем и обозначение перспектив механизмов принятия решений в сфере мировых финансов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации в общей перспективе и на примере Международного валютного фонда.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ МИРОВЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Эволюция мировой валютной системы 5
1.2. Международные финансовые организации 12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ 24
2.1. Анализ взаимоотношений России с Международными финансовыми организациями 24
2.2. Характер взаимоотношений России с Международным валютным фондом 28
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41
Во-вторых,
в рамках Ямайской валютной системы
узаконена демонетаризация
В-третьих, Ямайская валютная система дает странам право выбрать любой режим валютного курса.
В-четвертых,
МВФ, сохранившийся от Бреттонвудской
системы, призван усилить
Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттонвудская система, приспособилась к нестабильности платежных балансов, валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем ее функционирование порождает ряд сложных проблем: противоречия между юридической демонетаризацией золота и фактическим сохранением его роли как чрезвычайных мировых денег; несовершенство режима плавающих валютных курсов; деятельность МВФ, который стал объектом критики.
Кроме того, развивающиеся страны недовольны своим зависимым положением в мировой валютной системе и настаивают на ее реформировании с учетом их интересов.
С марта 1979 г. по 1998 г. в Западной Европе функционировала международная (региональная) валютная система – Европейская валютная система (ЕВС). Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации Общего рынка в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС – стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза – Европейского Союза (ЕС), укрепление позиций Западной Европы.
Особенности западноевропейской экономической интеграции определили структурные принципы ЕВС, отличающиеся от Ямайской системы:
ЕВС
была более стабильна, чем Ямайская
система, так как колебания курсов
валют меньше. Однако и она испытывала
трудности в связи с
Маастрихтский договор3 положил начало поэтапному формированию Экономического и валютного союза (ЭВС), который заменил Европейскую валютную систему в 1999 г.
Первый этап формирования ЭВС начался в июле 1990 г. и предусматривал окончательную отмену валютных ограничений стран-членов в конце 1992 г. Большое внимание уделялось сближению темпов инфляции, сокращению бюджетного дефицита.
На
втором этапе был создан Европейский
валютный институт в составе управляющих
12 центральных банков для подготовки
к организации Европейской
Третий этап наступил в конце XX в. С января 1999 г. – 11, с 2001 г. – 12 из 15 стран ЕС ввели евро в форме записи на банковских счетах для безналичных расчетов, с 2002 г. – в наличной форме вместо национальных денежных единиц. Постепенно увеличится число стран ЕС, присоединившихся к зоне евро. Для осуществления единой монетарной политики в целях стабилизации евро 1 июля 1998 года создан Европейский центральный банк.
Валютная система России формировалась с учетом структурных принципов Ямайской валютной системы, поскольку страна вступила в МВФ. В августе 1993 г. взамен рубля бывшего СССР введен в обращение российский рубль как основа денежной и национальной валютной системы. Установлены правила ее частичной (внутренней) конвертируемости с 1992 г., а затем с 1 июля 2006 г. – свободной конвертируемости [21, с. 286].
В соответствии с валютным законодательством России 2003 г. в валютные ценности включаются иностранная валюта и ценные бумаги, выпущенные за рубежом и номинированные в иностранной валюте (природные драгоценные камни исключены в отличие от законодательства 1992 г.).
В
России применяется режим
Законодательством
установлены правила
Операции на валютном рынке осуществляются только уполномоченными коммерческими банками, имеющими соответствующую лицензию. Валютные операции осуществляются и на восьми валютных биржах, лидирующее место среди которых занимает ММВБ.
Наиболее распространена, в том числе в России, прямая котировка, при которой курс единицы иностранной валюты выражается в национальной валюте (например, 1 доллар = 28 руб.). При косвенной котировке за единицу принята национальная валюта (в Великобритании и некоторых других странах).
Различаются курсы продавца и покупателя. Банки продают иностранную валюту дороже (курс продавца, или курс продажи), чем покупают ее (курс покупателя, или курс покупки). Курсовая разница служит одним из источников прибыли и покрытия расходов банка, связанных с валютными операциями.
Соотношение требований и обязательств банка в иностранной валюте определяет его валютную позицию. В случае их равенства по конкретной валюте валютная позиция считается закрытой, а при несовпадении – открытой.
Различается короткая открытая валютная позиция, если пассивы и обязательства по проданной валюте превышают активы и требования в ней, и длинная, если активы и требования по купленной валюте превышают пассивы и обязательства. При наличии открытой валютной позиции всегда существует валютный риск – риск потерь в связи с обесценением валюты. Это требует контроля за состоянием валютной позиции банка, оценки валютного риска и применения методов его страхования.
Процесс создания международных организаций начался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое осознание необходимости обсуждения насущных политических и экономических проблем в рамках всего мирового сообщества. Основой международного сотрудничества должен был стать новый мировой порядок, базирующийся на либерализме, сотрудничестве, открытости и диалоге, свободном от какой бы то ни было конфронтации. Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения сложных, чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в виде многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.
Насущной необходимостью стала разработка совместной валютно-финансовой политики, достижение в этой области стабильности, способной обеспечить конвертируемость национальных валют, облегчить взаимные расчеты [10, с. 18].
Огромная
разница в социально-
В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механизмов регулирования была возложена на международные экономические организации. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них — Организация Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени и не имеют устава и рабочих органов [13, с. 368].
Международные
валютно-кредитные организации
Международные
финансовые организации (МФО) создаются
путем объединения финансовых ресурсов
странами-участниками для
Для осуществления своих функций международные финансовые организации используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются специализированные команды или институты экспертов международной квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).
Значительное развитие международные финансовые организации получили во второй половине XX в [18, с. 358]. Например, со временем одними из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР, образовавшие группу Всемирного банка в составе еще трех международные финансовые организации. Вместе они существенно потеснили коммерческих кредиторов, одновременно «привив» властям соответствующих государств вкус к дешевым заимствованиям, над задачей обслуживания и погашения которых придется думать, вероятно, не должникам, а последующим поколениям.
Участие
России в международных финансовых
организациях дает ей возможность заимствовать
у них на определенных условиях средства,
что способствует развитию экономики,
если международные кредиты
Участие России в международных финансовых организациях требует выполнения ряда обязанностей, приведения национального законодательства (банковского и валютного) в соответствие с международными соглашениями, правовыми нормами.
Заимствование кредитов, особенно в МВФ, налагает на Россию обязательство соблюдать их условия, выполнять одобренную Фондом стабилизационную программу страны.
За внешней либеральностью условий кредитов международных финансовых институтов скрываются жесткие требования, позволяющие им влиять на экономику, денежное обращение, банковскую систему стран-заемщиков.
Ведущими международными валютно-кредитными организациями являются Международный валютный фонд (МВФ) и Группа Всемирного банка (ВБ).
МВФ и Группа ВБ имеют общие черты. Они организованы по аналогии с акционерной компанией, поэтому размер взноса и капитал определяет возможность влияния страны на их деятельность. Доля 25 развитых стран (14,5% числа членов МВФ) в его капитале (290,4 млрд дол.) составляет 63%, в том числе США – 17,5%, 15 стран ЕС – 30,3%, Японии – 6,3%, России – 2,8% (она занимает 10-е место по величине квоты – 8,1 млрд дол.).
Принятие решений по важным вопросам требует квалифицированного большинства голосов (85%). Это обеспечивает контроль за принятием решений (вплоть до вето) США и странам ЕС. США располагает в ВБ 17% всех голосов, то есть имеют столько голосов, сколько 140 развивающихся стран в совокупности. Штаб-квартира МВФ и группы ВБ находятся в Вашингтоне.
Информация о работе Механизмы принятий решений в сфере мировых финансов