Механизмы принятий решений в сфере мировых финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:26, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является выявление проблем и обозначение перспектив механизмов принятия решений в сфере мировых финансов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации в общей перспективе и на примере Международного валютного фонда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ МИРОВЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1. Эволюция мировой валютной системы 5
1.2. Международные финансовые организации 12
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ 24
2.1. Анализ взаимоотношений России с Международными финансовыми организациями 24
2.2. Характер взаимоотношений России с Международным валютным фондом 28
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЯ 41

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 85.76 Кб (Скачать документ)

       Основные  цели ВТО – развитие международной  торговли, взаимная либерализация доступа на рынки, предсказуемость условий деятельности предпринимателей на зарубежных рынках, регламентация действий правительств по регулированию внешней торговли.

       Таким образом, рассмотренные организации  образуют институциональную структуру  международных валютно-кредитных  и финансовых отношений.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

2.1. Анализ взаимоотношений России  с Международными финансовыми организациями

 

       Создание  международных организаций явилось  результатом поиска эффективных  мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни  государств. Когда усилия национальной дипломатии оказались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти  адекватные методы взаимодействия в  целях создания благоприятных условий  для многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.

       С 1992 г. Россия начала активно привлекать западные кредиты, увеличивая свой внешний долг, что активно поддерживалось за рубежом. Взамен финансовой поддержки от России требовалось держать курс на проведение реформ, направленных на минимизацию государственного вмешательства в экономику.

       В настоящее время проблема внешней  задолженности в России не стоит  так остро, как даже пять лет назад. В последние годы доля государственного внешнего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации неуклонно сокращалась. Это происходило вследствие осуществления  в 2003 – 2005 гг. мер по замещению внешних  заимствований внутренними, и его  досрочного погашения в 2005 – 2007 гг. за счет средств Стабилизационного  фонда РФ (таблица 1).

 
 
 

       Таблица 1

       Динамика  объема задолженности российской Федерации  перед международными финансовыми  организациями, млрд долл. США

Долг 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Государственный внешний долг Российской Федерации, всего 119,9 120,4 125,1 123,5 149,3 148,4 139,3 129,3 122,1 119,8 114,1 76,5 52,0
Задолженность по заимствованиям у МФО 5,4 11,4 15,5 18,7 26,0 19,4 16,2 14,9 13,9 11,8 9,7 5,7 5,5
 

       Источник: Данные Министерства финансов РФ

       Динамика  объема задолженности Российской Федерации  перед международными финансовыми  организациями за период с 1995 по 2007 гг. свидетельствует о том, что  максимальный объем как всего  внешнего долга Российской Федерации, так и задолженности перед  МФО приходился на 1999 г. Так, если в 1995 г. задолженность перед МФО составляла 4,55 от всего внешнего долга, то в 1999 г. – 17,4%.

       В дальнейшем происходило плавное  снижение задолженности и к 2007 г. она составляла уже 5,5 млрд долл. США против 26 млрд долл США в 1999 г.

       Период  с 1992 по 1993 гг. был ориентирован на поддержку  со стороны Мирового банка мер  по созданию условий для проведения ряда радикальных экономических  реформ. Общий объем займов, предоставленных  в этот период, составлял 750 млн долл. США. Заемные средства в этот период направлялись на либерализацию цен, содействие программе приватизации, укрепление и развитие системы социальной защиты и службы занятости в связи  с начавшимися процессами приватизации и реструктуризации предприятий.

       Период  с 1993 по 1994 гг. характеризовался реализацией  более широкой и комплексной  программы содействия развитию экономики  России. при этом она включала в себя не только поддержку структурных реформ, но и финансирование крупных инвестиционных проектов.

       Период  с 1995 по 1997 гг. характеризовался увеличением  объемов заимствований и расширением  областей деятельности, а также активным привлечением финансовых займов МБРР, с которым было подписано шесть  соглашений на общую сумму 5000 млн  долл. США, или около 80% от общего объема этих займов.

       В это время было начато финансирование из кредитных ресурсов Мирового банка  проектов в области транспорта, жилищно-коммунального  хозяйства, здравоохранения, образования, содействия повышению эффективности  государственного управления, экологии и др. Были одобрены инвестиционные проекты на общую сумму 2070,8 млн  долл. США.

       Период  с 1997 по 1998 гг. отличался ростом заимствований  на бюджетозамещающие цели. Это было связано со значительным увеличением  как внешнего, так и внутреннего  долга Российской Федерации и  дефицитом федерального бюджета.

       В период с 1998 по 1999 гг. существенное влияние  на взаимоотношения России с Международным  банком реконструкции и развития оказал финансовый кризис 1998 г. Было приостановлено расходование средств по большинству проектов. Резкое снижение платежеспособности конечных заемщиков привело к массовому отказу от выполнения обязательств по субзаймам. Объем привлеченных у МБРР средств резко сократился и вернулся на уровень 1993  г. (400 млн долл. США в год).

       Кризис  1998 г. показал опасность высоких объемов задолженности и валютных рисков, связанных с осуществлением внешних заимствований. Начиная с 1999 г. Правительство Российской Федерации начало проводить политику постепенного сокращения внешнего долга Российской Федерации, замещения внешних заимствований внутренними, оптимизации структуры внешнего долга.

       В 1999 г. заимствования практически прекратились. Правительство Российской Федерации и МБРР провели внеочередной обзор портфеля проектов МБРР, на котором был выработан комплекс мер по реструктуризации портфеля проектов, в том числе по выборочному сокращению заемных средств. Общий размер займов был сокращен на сумму свыше 2,2 млрд долл. США. Причиной таких решений стало резкое снижение платежеспособности конечных заемщиков (банков, администраций, предприятий) и, как следствие, выросшие риски Министерства финансов России по возврату перекредитованных средств займов.

       Период  с 2002 по 2004 гг. характеризовался задержками в подготовке к реализации ряда новых  проектов, подписание соглашений по которым  предусматривалось еще в 2001 г. Также продолжалась тенденция неудовлетворительных темпов освоения средств. Так, из 16 проектов, которые должны были быть завершены к концу 2003 г., только по 7 расходование средств составило более 90%. В 2004 г. из 15 планируемых к завершению проектов МФО фактически было завершено 9 проектов. По шести займам расходование средств в 2004 г. не осуществлялось.

         Проводимая в последние годы  долговая политика, направленная  на замещение государственных  внешних заимствований внутренними,  удлинение сроков государственных  заимствований, осуществляемых на  внутреннем рынке, и снижение  долговой нагрузки на экономику  страны, позволила сократить объем  государственного внешнего долга  Российской Федерации и обеспечила  возможность гарантированного выполнения  обязательств по его повышению  и обслуживанию.

       Рост  инвестиционной привлекательности  экономики повлиял на повышение  суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации ведущими международными рейтинговыми агентствами. В целом  текущие показатели «долговой устойчивости»  Российской Федерации, разработанные  в соответствии с международной  методикой, свидетельствуют о существенном сокращении бремени государственного внешнего долга. В настоящее время по основным показателям Российская Федерация относится к государствам с умеренным уровнем долговой нагрузки.

       В рамках стратегии сокращения внешнего долга государственная поддержка  в форме суверенных займов и гарантий должна предоставляться только в  случаях невозможности финансирования проекта с использованием коммерческих кредитов или частичных гарантий, а также при обосновании преимуществ  использования займов МФО перед  бюджетным финансированием.

     2.2. Характер взаимоотношений России с Международным валютным фондом

 

     В 2008 году исполнилось 16 лет с момента вступления России в Международный валютный фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика.

     Требования, с выполнением которых МВФ обычно связывает предоставление своих кредитов, подразделяются на три группы: осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации; приватизация и другие структурные преобразования экономической системы; либерализация внешнеэкономической деятельности.

     Первая  категория требований МВФ к России – ужесточение денежно-кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного транша в 1992 г. предусматривали усиление контроля за приростом денежной массы, в частности, ограничение кредитной эмиссии Банка России.

     Вторым  постоянным направлением требований МВФ  к России является приватизация государственной собственности и проведение структурных реформ в экономике. В последние годы в связи с тем, что выявилась недостаточная эффективность мер, направленных на достижение макроэкономической стабилизации, Фонд стал уделять этим проблемам особое внимание. Помимо собственно приватизации, наиболее важные конкретные условия в рамках данного направления, с выполнением которых МВФ связывает предоставление России кредитов, таковы:

  • всемерное поощрение частного сектора в промышленности и других отраслях национального хозяйства;
  • усиление роли рыночных сил в распределении и перемещении производственных и финансовых ресурсов;
  • полное устранение административного контроля за ценами и уровнем прибыли предприятий, за исключением, на первых порах, нескольких естественных монополий;
  • радикализация земельной и сельскохозяйственной реформы, отмена ограничений на куплю и продажу земли;
  • укрепление банковского сектора – усиление эффективности надзора над коммерческими банками со стороны Центрального банка, повышение уровня ликвидности банков, совершенствование платежной системы; формирование и развитие финансовых рынков, что предполагает создание более действенной правовой и организационной основы для функционирования рынка ценных бумаг, в частности, секретизацию долгов предприятий путем введения новых финансовых инструментов, в первую очередь стандартизированных векселей; обеспечение для иностранных инвесторов равных с национальными предпринимателями возможностей участия в приватизации собственности.

     Вопросы, относящиеся к приватизации собственности, роли государства в экономике, в том числе и в контексте соответствующих требований МВФ, являются предметом острых дискуссий в российском обществе и политической элите страны. В конечном счете, эти дискуссии отражают борьбу за выбор той или иной модели рыночной экономики, а диапазон таких моделей весьма широк – от ультралиберальной экономики США до Скандинавских стран с наиболее значительным удельным весом государственного сектора и акцентом на социальные цели.

     Третья  группа условий кредитов, предоставляемых МВФ России, - либерализация внешнеэкономической деятельности. В результате введения внутренней конвертируемости рубля единственным механизмом регулирования внешнеторговых операций стал инструментарий собственно торговой политики: лицензирование, количественные ограничения (квотирование) ввоза и вывоза, экспортные и импортные тарифы. Экспортные ограничения использовались с целью сдерживания чрезмерного вывоза, в первую очередь энергоносителей и сырья. Импортные тарифы направлены на обеспечение более благоприятных условий для национальных предприятий ради оживления производства в России. Однако в ходе осуществления согласованных с МВФ установок на либерализацию внешнеэкономической деятельности механизм государственного регулирования этой деятельности был в значительной мере демонтирован.

     Открытие  экономики России по линии внешней торговли началось в 1994 г. с ликвидации нетарифных мер регулирования экспорта. Были отменены квоты и лицензии по экспорту всех товаров, кроме нефти. А с 1 января 1995 г. правительство либерализовало и нефтяной экспорт. В 1995 г. были полностью устранены ограничения в отношении экспорта и импорта, а также на допуск хозяйствующих субъектов к участию во внешнеэкономической деятельности, завершена ликвидация (в декабре 1995 г.) тарифных льгот. Указом президента от 5 марта 1995 г. упразднен институт «специальных экспортеров» стратегических товаров, включая нефть. В июле 1996 г. вступил в силу принятый по настоянию МВФ порядок свободного доступа к нефтепроводам.

     Важным  преимуществом кредитов МВФ, доступных  для России в первой половине 90-х  годов, была их низкая стоимость по сравнению с рыночными ресурсами. Как известно, кредитные ресурсы  Фонда почти целиком состоят из взносов стран-участниц, источником которых выступают бюджетные ассигнования, то есть «бесплатные» средства налогоплательщиков. В то же время в первые годы самостоятельности для постсоветской России с ее денежно-кредитной системой, обремененной серьезными проблемами гиперинфляции и нестабильности банков, стагнации производства доступ к внешним частным ресурсам был практически закрыт. Не случайно, первый кредит, полученный Россией от Фонда, совпал по времени со вступлением в эту организацию. Всего за 90-е годы Фонд предоставил России кредитов на сумму 32.1 млрд долл., в том числе резервных кредитов – 7.8 млрд, кредитов в рамках механизма финансирования системных преобразований – 3 млрд, механизма расширенного финансирования – 13.1, дополнительного резервного финансирования – 5.3, компенсационного финансирования – 2.9 млрд долл.

Информация о работе Механизмы принятий решений в сфере мировых финансов