Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:22, курсовая работа
Экономический рост в развитых странах базируется прежде всего на использовании научных знаний и технологий, при этом сфера исследований и разработок (ИР) получает значительную по масштабам и разнообразную по формам государственную поддержку, включая непосредственное участие государственных структур в организации и финансировании научных исследований. Необходимость такого регулирования ИР связана с особенностями научного "производства" и его продукции.
Введение 3
Макроэкономические модели рынка нововведений и научно-технической продукции 4
Оборонно-ориентированная модель 4
Приоритетно-ориентированная модель 5
Сектор рынка научно-технической продукции промышленных предприятий 6
Бюджетное финансирование и направления НИР в развитых странах 8
США 10
Япония 10
Германия 11
Франция 12
Механизмы взаимодействия в области НИР 14
Развитие высшего образования 14
Налоговое стимулирование 15
США 19
Германия 21
Франция 23
Заключение 24
Список литературы 27
Содержание
Научно техническое развитие - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Научно-технический результат - продукт научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
Научно-техническая
продукция - научно-технический результат,
в том числе результат
Экономический рост в развитых странах базируется прежде всего на использовании научных знаний и технологий, при этом сфера исследований и разработок (ИР) получает значительную по масштабам и разнообразную по формам государственную поддержку, включая непосредственное участие государственных структур в организации и финансировании научных исследований. Необходимость такого регулирования ИР связана с особенностями научного "производства" и его продукции. В их числе - непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же (и это отмечают все современные учебники по экономике) рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку - так называемый "провал рынка" (market failure). Аргумент, что рынок в принципе не может гарантировать оптимальный или социально приемлемый уровень научных расходов, в последние 40 лет является главным при обосновании необходимости государственного регулирования сферы научных ИР. Цель государственной научно-технической политики - разработка и реализация мер для компенсации "рыночного провала", уменьшения риска, связанного с проведением ИР и другими фактами инновационного процесса [2].
Оборонно-ориентированная модель рынка нововведений предполагает существование широкой сети государственных структур, которые являются заказчиками (от имени государства) научно-технической продукции оборонного профиля. Причем эта модель может быть представлена двумя разновидностями — замкнутой и ступенчатой.
Замкнутая
оборонно-ориентированная
Ступенчатая оборонно-ориентированная модель предполагает существование развернутой, эшелонированной системы разработчиков — от специализированных государственных научно-технических организаций до частных гражданских предприятий и организаций.
Обычно такие лаборатории заняты решением проблем обороны, энергетики, здравоохранения, сельского хозяйства. Разновидностью данной формы участия можно считать финансирование государством НИР в лабораториях или научных центрах частного сектора в случае выполнения ими государственного заказа (как правило, на производство систем вооружений или космической техники) [3].
Приоритетно-
Модель государственного сегмента рынка научно-технической продукции предполагает финансирование со стороны государства НИОКР по широкой системе государственных приоритетов и программ (невоенных). Эта модель также имеет две разновидности:
• бюджетную;
• смешанно-долевую.
Бюджетная приоритетно-ориентированная модель характерна для почти стопроцентного финансирования НИОКР по государственным научно-техническим приоритетам и программам за счет средств государственного бюджета. Участниками работ здесь являются научно-технические организации различных форм собственности. В качестве примера тут можно привести развитие нанотехнологий в нашей стране, которые активно поддерживаются и финансируются государством.
Смешанно-долевая приоритетно-ориентированная модель. В этом случае государство принимает участие в финансировании НИОКР совместно с частными (коммерческими и некоммерческими) научными организациями. Владельцами научно-технической продукции выступают здесь смешанные государственно-частные организационные структуры. Они же могут быть как ее потребителями, так и ее продавцами.
В
данном случае осуществляется предоставление
безвозмездных субсидий на проведение
фундаментальных научных
Сектор рынка научно-технической продукции промышленных предприятий.
На этом рынке можно выделить:
• контрактную модель;
• монопсоническую модель (модель одного заказчика);
• полипсоническую модель;
• модель монополии разработчика;
• конкурентную модель.
Контрактная модель характеризуется наличием разработчиков НИОКР, не обладающих четкой специализацией. Эти разработчики не имеют постоянных заказчиков. Заключаемые ими контракты нередко носят случайный характер.
Монопсоническая модель (модель одного заказчика) характеризует ситуацию, когда разработчик научно-технической продукции работает в основном на одного потребителя. Такая ситуация характерна для узкоспециализированных научно-технических организаций, работающих в отрасли, состоящей из одного предприятия (или объединения предприятий). При этом предприятие-заказчик может получать научно-техническую продукцию от других разработчиков. Такая модель была характерна для СССР: единственным заказчиком выступало государство.
Полипсоническая модель формируется тогда, когда один разработчик связан с несколькими предприятиями-потребителями. Такой рынок может иметь место среди прочего в двух ситуациях — в случае наличия в отрасли нескольких однотипных самостоятельных предприятий и в случае диверсифицированности разработчика.
Модель монополии разработчика возникает в условиях ориентации потребителя на одного разработчика научно-технической продукции. В этом случае разработчик диктует свои условия производителю, имеет место его низкая заинтересованность в удовлетворении существующих потребностей производителя. Данная модель является преобладающей в ряде отраслей российской промышленности. Во многом к такой ситуации привела многолетняя борьба против дублирования работ. Напротив, конкурентная модель предполагает наличие выбора потребителем разработчиков научно-технической продукции. В этом случае разработчики конкурируют между собой за рынки сбыта продукции и за потребителя [3].
Использование средств госбюджета - главный финансовый инструмент научно-технической политики развитых стран. Государство берет на себя от 1/5 до половины национальных научных расходов, при этом для фундаментальных исследований этот показатель значительно выше - от половины до 2/3. За счет госбюджета практически полностью финансируется фундаментальная наука в университетах, исследования оборонного характера в гослабораториях и по контрактам в частном секторе, а также создание наиболее сложных и дорогостоящих экспериментальных установок "большой науки" (ускорители, телескопы, космические станции и т.д.).
Доля затрат на науку в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна: 6-7% в США, 4-5% во Франции, Германии, Великобритании, Италии, 3-3,5% в Японии. Финансирование оборонных НИР поглощает большую часть государственных научных бюджетов США (55,3% в 1994 г.)1, Великобритании (44,5%), Франции (33,5%). Фундаментальные исследования необоронного характера стоят на первом месте в Японии (51,2%), Германии (51,4%), Канаде (35%) и Италии (46,4%) [2].
Основными получателями бюджетных средств могут быть не только государственные лаборатории или университеты, что характерно для Японии, Германии, Канады, но и компании частного сектора, как это имеет место в США, для которых характерны приоритетно-ориентированная модель рынка. Снижение доли частного сектора в бюджетном финансировании ИР после 1985 г. (когда она достигла 48,6%) связано с некоторым сокращением масштабов оборонного заказа промышленности после свертывания программы стратегической оборонной инициативы.
Повышение
эффективности использования
Считается доказанным, что наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на ИР является мелкий наукоемкий бизнес. Однако мелкое инновационное предпринимательство - очень рискованная сфера с традиционно высоким уровнем банкротств и хронической нехваткой средств. В этих условиях помощь государства во многих случаях является единственным источником выживания мелких инновационных компаний.
В уровне государственной поддержки частного сектора США существуют большие отраслевые различия. В аэрокосмической промышленности 3/4 научных расходов обеспечивается федеральным бюджетом и лишь 1/4 - за счет собственных средств компании отрасли. В то же время в других отраслях - автомобилестроении, химической и нефтеперерабатывающей, фармацевтической, пищевой - это соотношение носит принципиально иной характер, и доля самофинансирования НИОКР составляет 95-100%.
В Японии частный сектор практически не получает прямой государственной поддержки. Доля бюджетного финансирования в общем объеме отраслевых НИОКР составляет здесь всего 1,2% (в США - 34%, Франции - 22,4, Великобритании - 16,5%). Главная причина - низкая доля оборонного компонента в японской экономике в целом и в НИР в частности. Непосредственно из бюджета финансируются НИР в университетах и некоторых государственных компаниях. Частный сектор получает поддержку преимущественно в виде налоговых льгот. НИР могут проводится как в государственных научных центрах и лабораториях, так и в частных.
В Германии непосредственная финансовая поддержка проектов из федерального бюджета осуществляется в рамках целевых программ федерального Министерства образования, науки, исследований и технологии.
Поддержку получают исследования и разработки повышенной значимости для страны в целом, имеющие целью поднять до мирового уровня достижения отечественной науки и техники в избранных областях. Преимущество отдается НИОКР долгосрочного характера, сопряженным со значительным риском, требующим больших затрат, в финансировании которых участвует также и частный капитал. Сюда относятся, в частности, межотраслевые разработки в области критических технологий.
Базовыми принципами программно-целевого финансирования НИОКР в Германии являются:
– содержание программы должно быть точно определено;
– финансовая поддержка оказывается однократно;
– результаты должны иметь открытый характер.
Финансовую поддержку в течение периода 1996–2000 годов получили 20 специальных программ. Средства выделялись из бюджетаминистерства. В качестве примера здесь можно указать программу «Лазер 2000».
Во Франции в полной мере сохраняется целевой подход к распределению средств между различными направлениями науки и техники.