Механизмы взаимодействия в области НИР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание

Экономический рост в развитых странах базируется прежде всего на использовании научных знаний и технологий, при этом сфера исследований и разработок (ИР) получает значительную по масштабам и разнообразную по формам государственную поддержку, включая непосредственное участие государственных структур в организации и финансировании научных исследований. Необходимость такого регулирования ИР связана с особенностями научного "производства" и его продукции.

Содержание

Введение 3
Макроэкономические модели рынка нововведений и научно-технической продукции 4
Оборонно-ориентированная модель 4
Приоритетно-ориентированная модель 5
Сектор рынка научно-технической продукции промышленных предприятий 6
Бюджетное финансирование и направления НИР в развитых странах 8
США 10
Япония 10
Германия 11
Франция 12
Механизмы взаимодействия в области НИР 14
Развитие высшего образования 14
Налоговое стимулирование 15
США 19
Германия 21
Франция 23
Заключение 24
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

ГРНЭ - Готовый вариант ().doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

    Начиная с 2000 года было принято решение, согласованное  со всеми участниками процесса научно-технического развития страны, сократить число направлений, пользующихся статусом национальных приоритетов. Главным приоритетным направлением теперь считаются «науки о живом» (в более широком смысле, чем «биология»), включая исследования геномов, технологии, рассчитанные на применение в медицине, нейрофизиология и средства борьбы с инфекционными заболеваниями.

    К остальным приоритетным направлениям относятся:

    – информационные и коммуникационные технологии;

    – гуманитарные и социальные науки;

    – энергетика, включая возвращение к работам по возобновляемым источникам, продолжение исследований в области ядерного цикла и переработки отходов, а также в области топливных гальванических батарей;

    – транспорт и жизненное пространство, включая перспективы

    развития авиации и создание сети технологий городского гражданского строительства;

    – науки о планете и окружающей среде.

    Приоритетность  крупных технологических программ сохраняется.

    В отношении космической программы следует отметить, что Франция выделяется среди других европейских стран тем, что наряду с участием в работах Европейского космического агентства она развивает также национальную программу космических исследований. 

    В таблице приведены данные по  государственному финансированию и  исполнению НИР в % [5].  

    Страна Финансирование     Исполнение
    США     47,1     10,0
    Япония     19,6     10,0
    Германия     37,1     15,2
    Франция     45,7     20,2
    Великобритания     52,1     13,8
    Италия     42,6     21,5
    Канада     42,6     18,1
 
 

 

    

Механизмы взаимодействия в  области НИР

    Взаимодействие  частного и государственного секторов ИР, перелив средств из бюджета в корпорации обеспечены рядом организационных механизмов, в разработке и реализации которых участвуют законодательная и исполнительная ветви власти, аппараты министерств, агентств и специальных ведомств. Основной инструмент размещения госзаказа на научно-исследовательские работы, являющиеся обычно составной частью федеральных программ, - контракты и проекты.

Развитие  высшего образования

    Большую роль в развитии НИР играют университеты. Университеты занимают значительное место в государственном научно-техническом секторе. Роль университетских исследований имеет несколько аспектов. В первую очередь они являются неотъемлемой составной частью процесса подготовки научных кадров и при этом важнейшим фактором поддержания профессионального уровня преподавательского состава. Далее, университетские лаборатории являются в большинстве стран – в Австрии, Бельгии, Великобритании, и частично в Нидерлан дах – основной базой для проведения фундаментальных исследова ний. Одновременно в Бельгии, Великобритании, Германии и Фран ции университеты играют значительную роль в технологическом развитии своих стран. Там проводятся исследования прикладной направленности, а для их промышленной реализации создаются промежуточные структуры, пользующиеся соответствующими правами. В последнее время подобные структуры создаются и в Австрии. Наконец, имеются примеры, когда университет становится полюсом притяжения в свой регион предприятий из наукоемких отраслей (Лёвен в Бельгии, Кембридж в Великобритании) или, когда обеспеченность региона высококвалифицированными инженерными кадрами является мощным фактором его привлекательности для иностранных фирм, выпускающих продукцию высокой технологии (Уэльс). Указанные примеры подтверждают значимость высших учебных заведений, как фактора экономического развития региона на инновационной основе. Естественно, формы организации и порядок финансирования университетских исследований в разных странах различные [4].

Налоговое стимулирование

    Этот  вид государственной поддержки  ИР используется относительно недавно. Впервые в 1966 г. налоговые скидки были предоставлены японским компаниям. В США их ввели в 1981 г. В 80-е - начале 90-х годов налоговые привилегии, стимулирующие организацию и финансирование собственных научно-исследовательских подразделений, получают компании большинства развитых и новых индустриальных стран.

    Налоговое стимулирование ИР в рыночной экономике  имеет ряд преимуществ по сравнению с бюджетными субсидиями, поскольку оно:

    • сохраняет автономность частного сектора  и его экономическую ответственность  за выбор направлений ИР и их реализацию;

    • не создает искусственно поддерживаемого  государством рынка знаний и нововведений, далеко не всегда экономически целесообразных;

    • требует меньшей бюрократической  работы на всех уровнях государственной  власти, не привязано к ежегодному бюджетному процессу с необходимостью утверждения ассигнований, согласования интересов различных ведомств и принятия законодательных решений;

    • поощряет компании различных отраслей на основе равного принципа достигнутой  эффективности, соответствующей целям  и компании, и экономики в целом;

    • имеет психологические преимущества как с точки зрения получения льгот самими компаниями в результате их собственных усилий, так и с политической точки зрения (обычно налоговые льготы общего характера вызывают меньшее общественное сопротивление, чем субсидии избранным компаниям).

    Существуют  два основных вида налоговых скидок (tax credit) - объемный и приростной. Объемный принцип действия скидки дает льготу пропорционально размерам затрат. В данном случае при установленной законом скидке, например в 25%, компания получит возможность вычесть из общей суммы налогооблагаемого дохода 25 долл. из каждых 100 долл., затраченных на ИР. Наиболее высокую ставку этой скидки используют Австралия (150%) и Сингапур (200%). В Нидерландах объемную скидку применяют не ко всем затратам на ИР, а только к трудовому компоненту, т.е. к сумме заработной платы ученых и инженеров, занятых в этой сфере.

    Приростная  скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на ИР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. В этом случае при ставке скидки в размере 25% сумма налоговых платежей компании будет уменьшена на 25 долл. из каждых 100 долл. прироста затрат на ИР  в данном году. Максимальная приростная ставка - 50% - имеет место во Франции. В Канаде, США, Японии и на Тайване она составляет 20% [2].

    Некоторые страны используют одновременно оба  принципа, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая  приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных  исследований.

    Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на ИР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% суммы корпоративного налога (для мелких и средних японских компаний - 15%). В Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостный предел налоговой скидки. В США используется оригинальный подход - компания не может удваивать затраты на ИР в течение года и средняя наукоемкость (отношение затрат на ИР к стоимости продаж) не может превышать 16%. Эти ограничения имеют по крайней мере две взаимосвязанные причины: не допустить резких колебаний в суммах налоговых платежей частного сектора и исключить возможность манипуляции с корпоративной отчетностью для получения неоправданно высоких льгот.

    Специалисты большинства стран, где были введены  налоговые льготы, сходятся на положительной  оценке их результатов, так как они  в основном обеспечивают достижение целей, ради которых вводились. Косвенное  подтверждение этому - продление действия льгот, вводившихся обычно в качестве временно действующих мер.

    Сравнить  масштабы и значение налоговых льгот  в развитии сферы ИР разных стран  достаточно сложно из-за больших расхождений   в налоговых системах и структурах финансирования. По имеющимся оценкам, коэффициент покрытия затрат на ИР налоговой льготой в большинстве стран очень мал. В США, Японии, Италии и Дании он составляет менее 1%, во Франции и Нидерландах - 4-6% и лишь в Австралии и Канаде достигает значительно большей величины (соответственно 11 и 19% в 1991 г.).

    Если  же сравнивать данную льготу с объемом  государственного финансирования, получится  несколько иная картина. Так, в Японии сумма льгот достигает 2/3 бюджетного финансирования, в Нидерландах и  Канаде почти равна ему, а в Австралии превосходит в 4 раза. Это свидетельствует о том, что высокие и действующие продолжительное время налоговые льготы становятся не просто стимулом к инновационной деятельности частного сектора, а важной составляющей научной политики. В странах с традиционно низким уровнем бюджетного финансирования налоговые льготы могут обеспечивать финансовые потоки в сферу ИР, превышающие бюджетные ассигнования. 

    Рассмотрим  взаимодействия в области НИР на примере конкретных стран.

США

    Контракты и проекты являются частью федеральной контрактной системы (ФКС), обеспечивающей размещение любых федеральных заказов и управление ими.

    Функционирование  ФКС затрагивает все уровни федерального правительства, начиная от президента, Конгресса и федеральных министерств и кончая региональными и штатными подразделениями этих органов власти, а также представителями государства на фирмах - исполнителях заказов.

    В США в 1982 г. началась программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса (Small Business Innovation Research - SBIR), в соответствии с которой 11 федеральных ведомств, финансирующих науку, должны были целевым порядком финансировать SBIR в объеме 0,2% своего научного бюджета. В 1989 г. этот “налог” вырос до 1,25%, а с 1992 г. ежегодно увеличивался. С 1 октября 1996 г. его ставка подскочила с 2 до 2,5%. В результате скромная 50-миллионная программа 1983 г. выросла в бюджете 1997 г. до 1 млрд долл. Поскольку это произошло на фоне сокращения большинства других статей научного бюджета, программа SBIR привлекла пристальное внимание политиков, научной общественности и экономистов-аналитиков [2].

    Крупные штатские университеты в Соединенных  Штатах это университеты, расположенные  в штатах и получающие от них разную поддержку. Эти университеты представляют собой волнующие, динамичные и пользующиеся очень высокой репутацией центры высшего образования с уникальными традициями и глубокими связями с населением штата. Но эти университеты также привлекают в свои ряды таланты со всей страны и со всего мира.

    Степень интенсивности научной работы в  штатских университетах разная. Как  правило, гранты и контракты, присуждаемые на проведение научных исследований самым престижным штатским университетам, ежегодно составляют сотни миллионов долларов. Объем помощи, получаемой от штатов, разный. Университеты штата с большими бюджетами на проведение научных исследований обычно получают от 10 до 30 процентов своих бюджетов от штата, в котором они расположены. Остальная часть их бюджета поступает в форме платы за обучение и других платежей, грантов/контрактов и даров [6].

Германия

    Исполнительными органами правительства в сфере науки и технологического развития на уровне федерации являются Министерство образования, науки, исследований и технологии и Министерство экономики. В сфере создания и поддержки инфраструктуры инновационной деятельности действуют оба этих министерства, причем имеют место примеры совместного участия в отдельных формах финансовой поддержки.

    Диапазон  деятельности федерального министерства, отвечающего за вопросы научно-технического развития, намного шире, чем в любой другой стране, включая Францию. В порядке разработки предложений, касающихся научно-технической политики государства, министерство организует и финансирует прогностические исследования – анализ тенденций мирового развития, а также – подготовку ежегодного обзора "Конкурентоспособность Германии на мировом рынке технологий". В отличие от Великобритании, где основу научно-технической политики составляют рекомендации, выработанные по результатам прогноза ("форсайт"), федеральное правительство Германии руководствуется оценками текущего состояния в части конкурентоспособности своей страны.

Информация о работе Механизмы взаимодействия в области НИР