Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:22, курсовая работа
Экономический рост в развитых странах базируется прежде всего на использовании научных знаний и технологий, при этом сфера исследований и разработок (ИР) получает значительную по масштабам и разнообразную по формам государственную поддержку, включая непосредственное участие государственных структур в организации и финансировании научных исследований. Необходимость такого регулирования ИР связана с особенностями научного "производства" и его продукции.
Введение 3
Макроэкономические модели рынка нововведений и научно-технической продукции 4
Оборонно-ориентированная модель 4
Приоритетно-ориентированная модель 5
Сектор рынка научно-технической продукции промышленных предприятий 6
Бюджетное финансирование и направления НИР в развитых странах 8
США 10
Япония 10
Германия 11
Франция 12
Механизмы взаимодействия в области НИР 14
Развитие высшего образования 14
Налоговое стимулирование 15
США 19
Германия 21
Франция 23
Заключение 24
Список литературы 27
В
сфере компетенции данного
Министерство осуществляет отбор и финансирование приоритетных программ технологического развития.
Научные учреждения университетов и высших технических школ находятся на втором месте по объему работ в финансовом измерении и по численности занятых. На их долю приходится 16,8% от суммарного объема ассигнований по стране, а численность научно-исследовательского персонала (100,6 тыс. чел.) составляет 21,9%. Научно-технический потенциал германских высших учебных заведений в значительной степени является предметом внимания руководства земель и проводимой на этом уровне политики социальноэкономического развития, ввиду большей ответственности региональных властей за данный сектор и больших возможностей для оказания влияния. Университеты и высшие профессиональные училища (Fach Hochschuhlen) выступают важным субъектом развития региона в более широком аспекте, нежели только научно-технический.
Деятельность университетов и высших технических училищ, связанная с учебным процессом, полностью финансируется из бюджетных средств земель по месту их нахождения. Их научная деятельность в значительной мере финансируется из бюджета земель в рамках локальных программ научно-технического развития, а также из 26 фондов Немецкого исследовательского общества. Последнее практикует преимущественно выделение персональных грантов зарекомендовавшим себя ученым. Федерация участвует на долевых началах с землями в оснащении университетов дорогостоящими исследовательскими установками. Это обязательство закреплено Актом о развитии системы высшего образования [4].
Непосредственное отношение к реализации государственной научно-технической и инновационной политики имеют сразу несколько министерств – научных исследований, экономики, финансов и промышленности, обустройства территории и окружающей среды. Национальные (государственные) научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения находятся в ведении центрального правительства. Поэтому вопросы планирования и финансирования выполняемых ими работ, а также вопросы технологического развития относятся к сфере компетенции Министерства научных исследований.
В соответствии с разделением сферы компетенции министерства в его составе выделены две дирекции – исследований и технологии.
Соответственно, наряду с Бюджетом гражданских исследований, который является основным источником средств для финансирования научных работ в государственном секторе, в распоряжении министерства имеются также два целевых фонда: Национальный фонд науки и Фонд технологических исследований.
Вузовский научно-исследовательский потенциал от личается своеобразием. Наряду с обычными для большинства стран формами организации научно-исследовательской работы широкое распространение получили совместные лаборатории, создаваемые специализированным агентством при Министерстве научных исследований. Поэтому полностью раздельное рассмотрение вузовского и вневузовского научного потенциала в данном случае не представляется возможным.
Характерной чертой научно-технического потенциала Франции является его рассредоточение по различным районам страны. Это явилось результатом проводившейся в период 1982–1992 годов политики децентрализации.
Центральным
звеном в государственном секторе
научно-технического потенциала Франции
является Национальный центр научных
исследований (CNRS), подведомственный Министерству
научных исследований. В соответствии
со специальным декретом, принятым в ноябре
1982 года, CNRS выполняет смешанные функции,
свойственные как научному учреждению,
имеющему собственные лаборатории, так
и агентству соответствующего министерства.
Бюджет CNRS составляет 14102 млн франков в
год [4].
Основу эффективности национальной экономики любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Научно - технический прогресс, научно - технический потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. Решающее значение в условиях нового этапа НТР, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно - технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.
Научно-технический прогресс - это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно - технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
Непосредственным результатом научно - технического прогресса являются инновации или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.
Создание наукоемкой продукции, формирование рынка сбыта, маркетинг, расширение производства - к решению этих проблем оказались готовы только те коллективы, которые умели решать конкретные научно-технические задачи, освоили сложный процесс внедрения технологии на производстве.
Ни одна страна в мире не может сегодня решить проблемы роста доходов и потребления населения без экономически эффективной реализации мировых достижений научно - технического прогресса.