Механизмы взаимодействия в области НИР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:22, курсовая работа

Описание

Экономический рост в развитых странах базируется прежде всего на использовании научных знаний и технологий, при этом сфера исследований и разработок (ИР) получает значительную по масштабам и разнообразную по формам государственную поддержку, включая непосредственное участие государственных структур в организации и финансировании научных исследований. Необходимость такого регулирования ИР связана с особенностями научного "производства" и его продукции.

Содержание

Введение 3
Макроэкономические модели рынка нововведений и научно-технической продукции 4
Оборонно-ориентированная модель 4
Приоритетно-ориентированная модель 5
Сектор рынка научно-технической продукции промышленных предприятий 6
Бюджетное финансирование и направления НИР в развитых странах 8
США 10
Япония 10
Германия 11
Франция 12
Механизмы взаимодействия в области НИР 14
Развитие высшего образования 14
Налоговое стимулирование 15
США 19
Германия 21
Франция 23
Заключение 24
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

ГРНЭ - Готовый вариант ().doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

    В сфере компетенции данного министерства находится преобладающая часть  государственного научно-технического потенциала – научные общества, институты и исследовательские  центры. В отличие от остальных стран в Германии университетский исследовательский потенциал в компетенцию центрального правительства не входит.

    Министерство  осуществляет отбор и финансирование приоритетных программ технологического развития.

    Научные учреждения университетов и высших технических школ находятся на втором месте по объему работ в финансовом измерении и по численности занятых. На их долю приходится 16,8% от суммарного объема ассигнований по стране, а численность научно-исследовательского персонала (100,6 тыс. чел.) составляет 21,9%. Научно-технический потенциал германских высших учебных заведений в значительной степени является предметом внимания руководства земель и проводимой на этом уровне политики социальноэкономического развития, ввиду большей ответственности региональных властей за данный сектор и больших возможностей для оказания влияния. Университеты и высшие профессиональные училища (Fach Hochschuhlen) выступают важным субъектом развития региона в более широком аспекте, нежели только научно-технический.

    Деятельность  университетов и высших технических училищ, связанная с учебным процессом, полностью финансируется из бюджетных средств земель по месту их нахождения. Их научная деятельность в значительной мере финансируется из бюджета земель в рамках локальных программ научно-технического развития, а также из 26 фондов Немецкого исследовательского общества. Последнее практикует преимущественно выделение персональных грантов зарекомендовавшим себя ученым. Федерация участвует на долевых началах с землями в оснащении университетов дорогостоящими исследовательскими установками. Это обязательство закреплено Актом о развитии системы высшего образования [4].

Франция

    Непосредственное отношение к реализации государственной научно-технической и инновационной политики имеют сразу несколько министерств – научных исследований, экономики, финансов и промышленности, обустройства территории и окружающей среды. Национальные (государственные) научно-исследовательские учреждения и высшие учебные заведения находятся в ведении центрального правительства. Поэтому вопросы планирования и финансирования выполняемых ими работ, а также вопросы технологического развития относятся к сфере компетенции Министерства научных исследований.

    В соответствии с разделением сферы  компетенции министерства в его составе выделены две дирекции – исследований и технологии.

    Соответственно, наряду с Бюджетом гражданских исследований, который является основным источником средств для финансирования научных работ в государственном секторе, в распоряжении министерства имеются также два целевых фонда: Национальный фонд науки и Фонд технологических исследований.

    Вузовский научно-исследовательский потенциал от личается своеобразием. Наряду с обычными для большинства стран формами организации научно-исследовательской работы широкое распространение получили совместные лаборатории, создаваемые специализированным агентством при Министерстве научных исследований. Поэтому полностью раздельное рассмотрение вузовского и вневузовского научного потенциала в данном случае не представляется возможным.

    Характерной чертой научно-технического потенциала Франции является его рассредоточение по различным районам страны. Это явилось результатом проводившейся в период 1982–1992 годов политики децентрализации.

    Центральным звеном в государственном секторе  научно-технического потенциала Франции является Национальный центр научных исследований (CNRS), подведомственный Министерству научных исследований. В соответствии со специальным декретом, принятым в ноябре 1982 года, CNRS выполняет смешанные функции, свойственные как научному учреждению, имеющему собственные лаборатории, так и агентству соответствующего министерства. Бюджет CNRS составляет 14102 млн франков в год [4]. 

Заключение

    Основу  эффективности национальной экономики  любой современной страны составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами, и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.

    Научно - технический прогресс, научно - технический  потенциал любой страны является основным двигателем экономик стран. Решающее значение в условиях нового этапа  НТР, в условиях структурной перестройки мирового хозяйства приобретает вопрос научно - технического потенциала, тенденции к интенсификации развития, саморазвития на основе накопленного промышленного и научного потенциала.

    Научно-технический  прогресс - это непрерывный и сложный  процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно - технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.

    Непосредственным  результатом научно - технического прогресса являются инновации или  нововведения. Это изменения техники  и технологии, в которых реализуются  научные знания.

    Создание  наукоемкой продукции, формирование рынка сбыта, маркетинг, расширение производства - к решению этих проблем оказались готовы только те коллективы, которые умели решать конкретные научно-технические задачи, освоили сложный процесс внедрения технологии на производстве.

    Ни  одна страна в мире не может сегодня решить проблемы роста доходов и потребления населения без экономически эффективной реализации мировых достижений научно - технического прогресса.

 

Список литературы

  1. Интернет-сайт www.wikipedia.org
  2. Интернет-сайт http://vasilievaa.narod.ru
  3. Интернет-сайт http://www.kylbakov.ru/
  4. Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территория высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС, М., 2001
  5. Science and Engineering Indicators - 1996. - National Science Board. - Washington, D.C. - 1966. - P.156-157.
  6. Интернет –сайт http://www.imcl.ru/

Информация о работе Механизмы взаимодействия в области НИР