Место финансов предприятий в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансовой системы, её основных сфер и звеньев, а также взаимосвязи между ними.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1: Сущность финансовой системы государства, взаимосвязь её сфер и звеньев……………………………………………………………………………..4

1.1 Финансовая система России………………………………………………….7

Глава 2:Общегосударственные финансы как основа финансовой системы…..8

2.1. Государственный бюджет……………………………………………………9

2.2 Государственные внебюджетные фонды…………………………………..13

2.3 Государственные фонды страхования….…………………………………..15

2.4 Государственный кредит………………………………………………........18

Глава 3: Место финансов предприятий в финансовой системе………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Финансовая система России.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1: Сущность финансовой системы государства, взаимосвязь её сфер и звеньев……………………………………………………………………………..4

1.1 Финансовая система России………………………………………………….7

Глава 2:Общегосударственные финансы как основа финансовой системы…..8

2.1. Государственный  бюджет……………………………………………………9

2.2 Государственные внебюджетные фонды…………………………………..13

2.3 Государственные фонды страхования….…………………………………..15

2.4 Государственный кредит………………………………………………........18

Глава 3: Место финансов предприятий в финансовой системе………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  литературы………………………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. В условиях мирового экономического кризиса, разразившегося в августе 2008 года, всё больше российских специалистов экономического профиля говорят о необходимости корректировки финансовой системы, которая функционирует в нашей стране. Они и выделяют необходимость реформирования финансовой системы страны как один из путей выхода России из экономического кризиса.

     Целью данной курсовой работы  является  изучение сущности финансовой системы, её основных  сфер и звеньев, а также взаимосвязи между ними.

Для осуществления  поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить состав финансовой системы, которая функционирует в Российской Федерации, подробно рассмотреть такие её звенья как государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования и государственный кредит, также необходимо дать характеристику  особенности организации финансовых отношений предприятий и финансовые показатели, дающие оценку результатов деятельности предприятия. 
 

     

     
 
 
 

Глава 1: Сущность финансовой системы государства, взаимосвязь её сфер и звеньев.

    Финансовая система – это совокупность звеньев финансовых отношений и элементов государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными организациями различного назначения.

Финансовые  отношения по своей природе являются распределительными, причём распределение  стоимости прежде всего происходит по субъектам.

    Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от роли, которую они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование, поэтому в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений используют именно роль субъекта в общественном производстве. В соответствии с названным критерием в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

    Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, при этом группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.

    Сферы и звенья финансовых  отношений взаимосвязаны, образуя  в совокупности единую финансовую  систему.

    Каждое звено финансовой системы,  в свою очередь, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой финансовых взаимосвязей, содержащихся в нем . Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

    Важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

    Одним из главных звеньев финансовой  системы является государственный  бюджет. С его помощью правительство  концентрирует в своих руках  значительную часть национального  дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Финансовая  система России.

    Финансовая система Российской  Федерации включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятий различных форм собственности, а также финансы домашних хозяйств.

    Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы (централизованные финансы), обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы), которые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

    Разграничение финансовой системы  на отдельные звенья обуславливается  различиями в задачах, выполняемых  каждым звеном, а также в методах  формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная  роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами использования финансовых ресурсов выступают бюджетные и  внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.     Децентрализованные  фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

    Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой  системы обусловлены единой сущностью  финансов.

    Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. 

«Финансовая система Российской Федерации»                     Схема № 1

Глава 2: Общегосударственные финансы как основа финансовой системы.

    Общегосударственные  (централизованные) финансы представляют собой систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций и задач государства путем распределения и перераспределения национального дохода, который создаётся хозяйствующими субъектами.

    Централизованные финансы являются  одной из двух главных подсистем финансовой системы Российской Федерации. В своей структуру они включают следующие звенья:

- государственный  бюджет;

- государственные  внебюджетные фонды;

- государственный  кредит;

- государственные  фонды страхования;

- территориальные  финансы.

    В данной главе будут рассмотрены основные характеристики и особенности функционирования отдельных звеньев централизованных финансов – государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственного кредита и государственных фондов страхования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Государственный бюджет

    Государственный бюджет является главным звеном общегосударственных финансов, а также главной составной частью всей финансовой системы России. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, поскольку бюджет является главным составной частью финансовой системы России, как уже было сказано выше. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету, принято выделять следующие функции:

- контрольная  функция. Бюджет позволяет осуществлять  контроль за действиями исполнительной  власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др.. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия Правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

- информационная функция. Бюджет выступает в роли индикатора текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

- регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

     Бюджет состоит из двух взаимосвязанных  групп статей: доходных и расходных.  В доходной части бюджета содержатся  источники поступления средств  и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

    Основной статьей доходной части  государственного бюджета являются налоги. Основные федеральные налоги включают в себя:

а) налог  на добавленную стоимость;

б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в) налог  на операции с ценными бумагами;

г) таможенная пошлина;

Информация о работе Место финансов предприятий в финансовой системе