Место финансов предприятий в финансовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности финансовой системы, её основных сфер и звеньев, а также взаимосвязи между ними.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1: Сущность финансовой системы государства, взаимосвязь её сфер и звеньев……………………………………………………………………………..4

1.1 Финансовая система России………………………………………………….7

Глава 2:Общегосударственные финансы как основа финансовой системы…..8

2.1. Государственный бюджет……………………………………………………9

2.2 Государственные внебюджетные фонды…………………………………..13

2.3 Государственные фонды страхования….…………………………………..15

2.4 Государственный кредит………………………………………………........18

Глава 3: Место финансов предприятий в финансовой системе………………20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.Финансовая система России.doc

— 173.50 Кб (Скачать документ)

- добровольные  взносы физических и юридических  лиц;

- доходы  от ценных бумаг;

- кредиты  банков и других кредитных учреждений;

- прочие  источники.

     Размер отчислений в Фонд обязательного  медицинского страхования  Российской  Федерации, производимых работодателем  (страхователем) с выплат своим  работникам составляет 5,1 % от суммы начисленной заработной платы. 
 
 
 
 
 
 

2.4 Государственный  кредит.

    Государственный кредит — совокупность  экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления, с одной  стороны, и физическими и юридическими  лицами — с другой, при которых  государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

    В отличие от двух первых  видов кредитных отношений (заемщик,  кредитор), сразу же влияющих на  величину централизованных денежных фондов, последние не обязательно приводят к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

    Государственный кредит отличается  от банковского и коммерческого  кредитов. Так, если при предоставлении  банковского кредита в качестве  обеспечения обычно выступают  какие-то конкретные ценности  — товары на складе, незавершенное  производство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы какой-либо ее доход.

    Как экономическая категория  государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

        Как финансовая категория государственный  кредит выполняет две функции:  фискальную и регулирующую. Через  фискальную функцию государственного  кредита осуществляется формирование  централизованных денежных фондов  государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

    Регулирующая функция государственного кредита-  вступая в кредитные отношения, государство вольно невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

    Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства.

    Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов необходимых направлений экономики той иной территории.

Глава 3: Место финансов предприятий в финансовой системе.

    В финансовой системе государства определяющим звеном выступают финансы предприятий, поскольку они функционируют в сфере общественного производства, в которой создаются материальные блага, валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход общества, а также формируется основная часть финансовых ресурсов государства.

    Экономическую сущность финансов предприятий раскрывает совокупность денежных отношений, которые возникают у субъектов хозяйствования в процессе их создания и осуществление ими производственно-финансовой деятельности.

    Суть денежных отношений:

- между  предприятиями и их основателями, которые возникают при формировании  уставного фонда (капитала) - получение  денег из государственного бюджета,  поступление паевых взносов и др. Сумма уставного капитала государственного (муниципального) предприятия отображает размер уставного фонда, а акционерного общества - сумму выпущенных им акций;

- между  предприятиями и другими субъектами  хозяйствования (поставщиками, покупателями, строительными и другими организациями), что возникают в процессе купли-продажи продукции, предоставление услуг и т.п.;

- между  предприятиями и разнообразными  звеньями финансово-кредитной системы  относительно взносов в эти  звенья (бюджет, централизованные фонды и т.п.) разных видов налогов и платежей и получение из них средств на разные цели. К ним принадлежат также финансовые отношения предприятий с учреждениями банков, которые возникают в процессе получения и погашение кредитов, безналичных расчетов, а также отношения с органами имущественного и личного страхования по поводу уплаты в них предприятиями страховых взносов и получение от них соответствующих страховых возмещений. В эту группу включаются также отношения предприятий с фондовым рынком и инвестиционными фондами;

- между  предприятием и занятыми на  нем работниками по поводу  формирования фонда оплаты труда,  ее выплаты, материального поощрения;  выплаты дивидендов за акциями,  а также взыскание денег за  причинены убытки и содержание  налогов;

- в пределах предприятий, которые возникают при распределении получаемых доходов и накоплений, формировании разнообразных фондов денежных средств. Так, при распределении получаемой выручки часть его предприятия направляют прежде всего на возмещение стоимости потребленных в производстве основных и оборотных фондов, потом - на возмещение расходов живой работы, а из части, которая осталась, формируют чистый доход (прибыль), из которого создаются и пополняются соответствующие резервы и фонды: резервный, уставный, развития производства, дивидендов (в акционерных обществах) и т.п.

    Объектом финансов предприятий есть денежные отношения, связанные с получением доходов и накоплений, их распределением, формированием и использованием соответствующих фондов денежных средств. Субъектами являются предприятия и организации, учреждения (банковские и бюджетные), внебюджетные фонды и другие субъекты хозяйствования.

Материальным  условием появления и функционирования финансов есть деньги, положенные в  основу существования соответствующих видов денежных отношений предприятий. Возникают финансовые отношения на предприятиях в процессе их создания, осуществление ими производственно-финансовой деятельности, распределения доходов и накоплений, формирование соответствующих денежных фондов.

    Таким образом, финансы предприятий являются системой денежных отношений, которые возникают в процессе получения и распределения денежных доходов и накоплений, формирования и использования соответствующих фондов денежных средств.

    Материальной базой финансов предприятий является производство, т.е. в процессе производства продукции, ее продажи формируются соответствующие доходы предприятий, фонды денежных средств. Финансы предприятий и производство взаимосвязаны и влияют друг на друга. Чем стабильнее экономика предприятий, тем устойчивее их финансовое положение. Другими словами, стойкость финансового положения предприятий обеспечивается ростом производства и повышением эффективности деятельности предприятий.

    Среди финансовых показателей,  которые оценивают результаты деятельности предприятия по предприятиям, относящимся к сфере торговли, большинство специалистов выделяют такие показатели как темпы роста выручки, динамика развития торговой сети (увеличение/уменьшение количества филиалов, торговых точек), структура продаж и прочие.

Рассмотрим  это на примере сети магазинов «Дикси». 

«Количество магазинов на конец года(31 декабря)»        Таблица № 1 

 
 
Год 
 
 
 
2002
 
 
 
2003
 
 
 
2004
 
 
 
2005
 
 
 
2006
 
 
 
2007
 
 
 
2008
 
Количество  магазинов 
 
 
72
 
 
95
 
 
135
 
 
211
 
 
315
 
 
388
 
 
493
 
 
 

«Среднегодовые  темпы роста выручки»                     Схема № 2 

 
 

           Диаграмма № 1                              «Структура продаж по категориям»                        

    На основании приведённых схем и таблицы можно сделать вывод  о том, что сеть магазинов «Дикси» развивается достаточно динамично в сложившихся условиях рынка.

    Так как финансы предприятий  занимают исходное место в  финансовой системе, то необходимо  рассмотреть участие финансов  организаций в формировании бюджета. Рассмотрим это на примере отражения доходов бюджета страны от организаций в доходной части Федерального бюджета за период с 2008 по 2010 годы.  

«Налог  на прибыль организаций»                                          Таблица № 2 

 
 
           Год 

 

 
 
 
2008
 
 
 
2009
 
 
 
2010
 
Налог на прибыль организаций

(Федеральный  бюджет),

(млн.руб.) 

 
 
 
533375,2
 
 
 
583761,4
 
 
 
 
636278,0

 

На основании  данных таблицы можно сделать  вывод о наличии динамики роста  доходов Федерального бюджета, поступающих непосредственно от предприятий. Следовательно, финансовое положение предприятий по стране в целом улучшается, а так как это напрямую связано и со всей финансовой системой России, то можно говорить об улучшении и её состояния.  
 
 
 
 

Заключение

    В данной курсовой работе была поставлена цель провести изучение сущности финансовой системы, её основных  сфер и звеньев, а также взаимосвязи между ними.

    На основании изученного материала  можно сделать следующие выводы: финансовая система России делится на две подсистемы ( централизованные и децентрализованные финансы), неразрывно связанные между собой финансовыми отношениями, которые возникают между их звеньями в результате процессов распределения и перераспределения финансовых ресурсов; формирование основной части финансовых ресурсов происходит на уровне финансов организаций (предприятий), поэтому финансам организаций отводится исходное место в финансовой системе России; распределение и перераспределение сформированных финансовых ресурсов происходит на уровне таких звеньев финансовой системы как государственный бюджет, государственные фонды страхования, государственные внебюджетные фонды и государственный кредит; основную часть доходов бюджета Российской Федерации, а также бюджетов внебюджетных фондов и фондов страхования составляют различные виды налогов, взимаемых с граждан Российской Федерации, а также предприятий, задействованных в сфере материального производства; расходование средств вышеперечисленных бюджетов звеньев финансовой системы осуществляется прежде всего в соответствии с экономическими, политическими и социальными задачами, выполняемыми государством, то есть главным образом оно осуществляется с целью повышения благосостояния и уровня жизни граждан страны. Таким образом, можно говорить о «круговороте» денежных средств между звеньями финансовой системы России. 
 
 
 

Информация о работе Место финансов предприятий в финансовой системе