Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:28, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: проблема методов финансового стимулирования предпринимательской деятельности в современных условиях становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью государства в надёжных организациях, выпускающих качественную продукцию. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цель исследования: анализ условий "Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансирования предпринимательства…….5
1.1. Понятие и методы финансирования предпринимательства………….....5
1.2. Методы финансового управления………………………………………...7
1.3. Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия………………………………………..9
Глава 2. Анализ малого предпринимательства………………………..……….12
2.1. Развитие малого предпринимательства в России………………………12
2.2. Инвестиции в основной капитал предприятий…………………………16
Глава 3. Состояние малого предпринимательства в настоящее время………18
3.1. Особенности финансового стимулирования малого предпринимательства в России…………………………………………………18
3.2. Роль предпринимательства в финансировании предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Финансы и кредит.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)

       Недостаток собственных средств, принципиально невосполнимый в рамках отдельного малого предприятия, в сочетании с невозможностью привлечь внешнее финансирование нередко ограничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот характерный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масштабов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыночные ниши опустели из-за деградации заполнявших их прежде крупных предприятий. Свернув нерентабельные производства, они не в силах "содержать себя" за счет оставшихся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. Заполнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, который либо отпочковался от крупного в процессе реструктуризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требует финансовой подпитки извне, причем в относительно сжатые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.       

       Другой пример. Малое предприятие  освоило выпуск продукции, чья конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках предполагает постоянное совершенствование технических параметров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать устойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого требуется достаточно серьезное (по масштабам малого предприятия) единовременное финансовое вливание, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

     И еще один случай. Он типичен для  инновационного предпринимательства. Если малая фирма опирается в  своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыльным, когда замкнется цепь: разработка — организация производства — сбыт. Чтобы "раскрутить" такой бизнес, необходимо соответствующее стартовое финансирование. В ситуации, когда стартовый капитал формируется исключительно за счет личных средств предпринимателей, научные разработки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновационные малые предприятия доводят разработки до пробных образцов и контрольных испытаний. В случае удачи их внедрением занимаются крупные фирмы. Другая возможность — привлечение венчурного капитала.                    

       Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями. На малой фирме этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично распоряжается доходами. Другой вариант — ускорение оборота денежных средств — доступен главным образом малому предприятию непроизводственной сферы. Руководители производственных фирм "размывают" профильную деятельность, занимаясь торговлей, посредничеством. Но относительное финансовое благополучие предприятия оборачивается потерей времени в конкурентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сворачивают ее.

 Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для малых предприятий без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно развитых стран, стартовая финансовая поддержка — лучшее условие для расширения масштабов малого предпринимательства. Привлечение внешнего капитала к финансированию перспективного бизнеса — залог поддержания оптимальной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и путем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование малых предприятий. 

    3.2. Роль государства в финансировании предпринимательской деятельности 

    Существенную  роль в финансировании предпринимательской  деятельности играет именно государство.

    Анализ  нормативных актов в этой сфере  с позиции их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

    Организационные структуры поддержки бизнеса  сегодня представлены в первую очередь  Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

    Вторую  группу мер поддержки предпринимательства  составляют различные фонды, источники  их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

    В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

    Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.

    Важной  сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

    Целью государственных программ является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:

  • открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;
  • учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
  • постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;
  • значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;
  • ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;
  • использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;
  • формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;
  • организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;
  • существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;
  • обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;
  • организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

    Тут следует сказать, что поддержкой бизнеса в России занимается не только правительство РФ, но и международные  организации.

    Международный Банк Реконструкции и Развития разработал проект поддержки российских малых предприятий на $200 миллионов.

    В 1995 году Всемирный Банк и ЕБРР начали реализацию совместного Проекта  поддержки предприятий, в рамках которого была открыта кредитная  линия в размере $300 млн. для правомочных  банков в целях перекредитования средств частным предприятиям. После кризиса 1998 г. проект был реструктурирован, и Всемирный банк возобновил свои операции для реализации данного проекта в начале 2001 г. ЕБРР также продолжает предоставлять финансирование, прежде всего, малым и средним предприятиям через правомочные российские банки. Средства указанных 2-х кредитных линий расходуются в рамках отдельных проектов. Реструктурированная кредитная линия Всемирного банка открыта на сумму $200 млн.

    Проект  преследует 2 основные цели:

    a) предоставление частным предприятиям среднесрочного финансирования на основе действия рыночных принципов для осуществления капитальных вложений и получения дополнительных средств оборотного капитала, помогая таким образом обеспечить доступ таких предприятий к финансам, необходимым для расширения своей деятельности и роста и/или для реструктуризации в целях производства конкурентоспособной продукции;

    б) оказание содействия основной группе коммерческих банков для запуска  механизмов предоставления срочных  кредитов частным предприятиям.

    Перечень  подпроектов Проекта поддержки  предприятий включает 43 субзайма на общую сумму выделенных средств  в объеме $63,13 млн., из этой суммы $50,712 млн. (включая долю ЕБРР) уже было освоено. В географическом плане, проекты  реализуются практически на всей территории Российской Федерации в 21 регионе. Из общего числа утвержденных проектов 33% проектов реализуется в Москве и Московской области, что представляет 34,73% от общей суммы утвержденных займов. Другими получателями значительного объема средств (более 1 млн. долларов США) из средств Проекта (в порядке убывания) являются Санкт-Петербург, Омск, Томск, Екатеринбург, Тюмень, Вологда, Нижегородская область и Приморский край.

    Механизм  программы: частные предприятия могут обратиться в отобранные частные банки, принимающие участие в программе Проекта. Для участия в данном проекте указанные банки должны удовлетворять критериям, определенным в рамках Проекта развития финансовых учреждений (Проект РФУ). В ходе реализации Проекта РФУ банкам оказывается поддержка в целях их институционального развития путем разработки совместно с каждым банком Программ коррективных мер (ПКМ), учитывающих особенности каждого банка, и проведения мониторинга их реализации. Банки, для которых была разработана такая программа, выполняют ее, а Министерство финансов предоставляет им доступ к кредитам в рамках Проекта поддержки предприятий.

    Всемирный банк проводит анализ и либо утверждает, либо отклоняет заявки на получение  займа в соответствии с процедурами  Проекта поддержки предприятий. Банки используют кредитные средства Проекта для финансирования предприятий только после представления и получения утверждения контрактов и документов по займу для финансирования конкретных проектов.

    Условия займа:

    • Максимальная сумма займа – $5 000 000 (может быть ограничена еще на 10% от капитала участвующего банка). Минимальная сумма займа – $200 000.
    • Все займы предоставляются в долларах США. Предприятие принимает на себя риск обмена иностранной валюты. Однако оплата по контрактам в рамках Проекта может производиться в любой валюте, указанной в руководстве Всемирного банка, описывающем процедуры расходования средств.
    • Процентная ставка и комиссия устанавливаются участвующим банком в соответствии со спросом и конкуренцией на рынке.
    • Условия займа: предоставляется не менее чем на 1 год и не более чем на 5 лет, включая льготный период, устанавливаемый не более чем на 1 год.

    Также ЕБРР предоставил программу подготовки финансовых и управленческих кадров. 
 
 

                                  
 
 
 
 
 

Заключение 

     Вопросам исследования методов финансового стимулирования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности". Я пыталась выяснить методы финансового регулирования на примере малого предпринимательства, чтобы более точно и конкретно раскрыть данную проблему.

     В работе был проведён сравнительный анализ количества микро и малых предприятий на территории Москвы и других крупных городов России. С помощью этого анализа мы можем сделать вывод: снижение численности сотрудников микро и малых предприятий Москвы в 2009 год было более, чем в три раза, сильнее, чем падение количества самих микро и малых предприятий, однако при этом наблюдался значительный рост количества индивидуальных предпринимателей. По России в целом более низкие темпы роста численности работников, занятых на микро и малых предприятиях в сравнении с темпами роста количества самих предприятий свидетельствуют об образовании новых микро и малых предприятий с одновременным сокращением сотрудников на уже действующих, а значит, о возможном росте деловой активности граждан и развитии самозанятости в стране.

Информация о работе Методы финансового стимулирования предпринимательской деятельности