Методы и субъекты финансового контроля. Классификация финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 09:27, контрольная работа

Описание

Понятие и функции, классификация финансового контроля. Разрешение проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля. Значение финансового контроля.

Содержание

Введение
Сущность, цель задачи и функции финансового контроля
Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
Методы финансового контроля
Роль финансового контроля
Задача 3.3
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

финансы гос-ный контроль.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов. Деятельность Минфина РФ в области валютного и экспортного контроля тесно связана с Центробанком России и Федеральной таможенной службы. Основной задачей в этой области являются поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих осуществлять беспрепятственный отток валютных активов за рубеж; создания банка данных потенциальных нарушителей валютного законодательства. Минфин России в области валютного и экспортного контроля имеет право проверять все финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право осуществления таких операций в случае выявления несоблюдения валютного и экспортного законодательства, непредставления отчётных документов.

Оперативный контроль

Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующая в рамках Минфина Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, а также органы Федерального казначейства (федеральной службы). Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Минфина РФ, созданная Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" является приемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Вышеназванная Федеральная служба и его территориальные подразделения обязаны проводить комплексные ревизии и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.

На него возложены следующие задачи:

- Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения.

- Контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы.

- Контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ.

- Контроль     государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, который должен был закончится в 1999 году, призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. В настоящее время предусмотрена серьёзная административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, что резко повышает степень эффективности государственного контроля. Существует довольно обширная практика дел, возбуждённых по фактам нецелевого использования государственных ресурсов и доведённых до суда.

Финансовый контроль со стороны специализированных органов.

Помимо рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование. В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему. Главная задача налоговых органов – обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы финансового контроля

 

Финансовый контроль,  осуществляется различными методами, под которы­ми понимаются приемы, способы и средства его осуществления. К ним отно­сятся: ревизии, наблюдение, обследование, анализ, проверки и др.

       Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверя­емого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финан­совой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и оп­рос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий*. Анализ также направлен на выяв­ление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитичес­ких приемов.

Основным  Методы финансового контроля является ревизия, т.е. обследо­вание с целью установления законности финансовой дисциплины на кон­кретном объекте. Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Доку­ментальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых доку­ментов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На основе анализа финансовых документов можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии прове­ряются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материаль­ных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию материальных ценнос­тей, проверяют состояние материальных и вещевых складов, производят подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находя­щихся на складах, контрольные обмеры на строительстве и т. д.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии носят плановый характер. О проведении ревизии изве­щаются руководители подлежащих проверке предприятий или учреждений. При необходимости проводятся и внеплановые ревизии в случае поступле­ния жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих не­медленной проверки.

Внеплановые ревизии могут проводиться различными контрольными ор­ганами, о которых подробно говорилось ранее.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансо­вая деятельность проверяемого субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплекс­ные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры не­скольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, правильность исчис­ления налогов).

Ревизоры наделены широким кругом прав, а именно:

- проверять первичные документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактичес­кое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основ­ных фондов;

- проводить частичные или сплошные инвентаризации;

- опечатывать склады, кассы, кладовые;

- проверять в их финансовых учреждениях и кредитных организациях до­стоверность документов, связанных с операциями ревизуемого предприятия;

- привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

- получать от должностных и материально ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Наряду с этим ревизор может изъять некоторые документы, если их со­хранность не может быть гарантирована или совершены подлоги и подделки материалов. Изъятия производятся только на основании постановления орга­нов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда. Изъятие должно оформляться протоколом, копия которого вручается под расписку должностному лицу проверяемого предприятия, организации.

Проведение ревизий в системе отраслевых министерств и ведомств имеет свою специфику, вместе с тем можно выделить общие требования, предъяв­ляемые к проведению ревизии, независимо от проверяемого субъекта.

Ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений минис­терства, ведомства, состоящих на республиканском бюджете Российской Фе­дерации, проводятся не реже одного раза в два года, а в подразделениях, со­стоящих на хозяйственном расчете, - не реже одного раза в год. Ревизии проводятся, как правило, комплексно, т.е. охватывают не только финансово-хозяйственную, но и производственную деятельность. Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к ревизуемому подраз­делению руководителей, по решению судебно-следственных органов, при ликвидации подразделения либо смене его руководителя, начальника финан­совой службы.

Срок проведения ревизии не может превышать, как правило, 30 дней. При проведении ревизии ревизор проверяет, анализирует и использует различные. документы, например, материалы инвентаризаций, первичные документы (кассовые ордера, выписки банка, накладные и т. п.), хозяйственные догово­ры, материалы обследований и проверок, проведенных банком.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности проводятся путем:

- проверки отчетных, бухгалтерских документов в целях установления их законности и подлинности, правильности оформления, а также целесообраз­ности производственных операций;

- проверки соответствия бухгалтерских записей содержанию операций, фактическому выполнению работ или оказанию услуг;

- внезапной проверки фактического наличия денежных средств, матери­альных ценностей, бланков строгой отчетности и их соответствия учетным данным;

- взаимного контроля операций и документов;

- проведения встречных проверок;

- анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности подразде­лений.

При проведении ревизии, проверки применяются сплошной и выбороч­ный методы проверки документов. При сплошном методе проверяются все без исключения документы, относящиеся к данному виду операций. Кассо­вые и банковские документы проверяются только сплошным методом

При выборочном методе проверяется часть документов. Объем выбороч­ной проверки определяется ревизором в зависимости от необходимости, а так же характером проверяемых операций. При этом ревизор обязан указать, ка­кой конкретно объем документации и период проверен выборочно. В тех слу­чаях, когда выборочной проверкой установлены факты серьезных нарушений или злоупотреблений, проверку документов следует производить сплошным методом , а в случае необходимости - за период, охваченный предыдущими ре­визиями.

При проверке ревизор должен обратить особое внимание на документы, оплаченные наличными деньгами вместо безналичных расчетов, а также за­чтенные по взаимным расчетам за реализованные ценности и оказанные ус­луги, на документы и наряды, по которым произведена оплата лицам, не со­стоящим в штате подразделения, на акты по списанию товарно-материальных ценностей и др.

Ревизии и проверки могут подразделяться на следующие виды:

ревизия, проверка кассы и кассовых операций;

ревизия банковских операций;

ревизия операций по начислению денежного довольствия и заработной платы;

ревизия расчетных операций;

ревизия сохранности и использования материальных ценностей;

ревизия основных средств;

ревизия учета бланков строгой отчетности;

проверка организации бухгалтерского учета;

проверка пенсионной работы;

проверка работы с письмами, заявлениями и жалобами по вопросам бесхозяйственности и др.

Информация о работе Методы и субъекты финансового контроля. Классификация финансового контроля