Методы построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование методов построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах.
Задачами работы являются: исследование теоретических основ построения рейтинговых оценок и различных методов их создания, построение по одному из методов рейтинговой оценки для нескольких хозяйствующих субъектов.

Содержание

1.Введение 2
2.Рейтинг 3
3.Рэнкинг 5
4.Рейтинговые оценки 7
5.Методики рейтингового анализа 7
5.1Комплексная сравнительная рейтинговая оценка (По А.Д. Шеремету 7
5.2Экспресс-оценка финансового состояния (по Р.С. Сайфулину и Г.Г Кадыкову) 10
5.3Рейтинговая оценка (по Н.П. Кондракову) 12
5.4 Балльные оценки финансовой устойчивости предприятия 12
5.4.1 Зарубежные методики оценки финансового состояния организации (методика кредитного скоринга) 13
5.4.2 Анализ коэффициентов с помощью спектр-балльного метода 14
5.4.3 Методика Г.В. Савицкой 16
6.Составление рейтинговой оценки предприятий 16
Заключение 22
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсач123.docx

— 83.05 Кб (Скачать документ)
 

Оглавление

     1.Введение 2

     2.Рейтинг 3

     3.Рэнкинг 5

     4.Рейтинговые оценки 7

     5.Методики рейтингового анализа 7

     5.1Комплексная сравнительная рейтинговая оценка (По А.Д. Шеремету 7

     5.2Экспресс-оценка финансового состояния (по Р.С. Сайфулину и Г.Г Кадыкову) 10

     5.3Рейтинговая оценка (по Н.П. Кондракову) 12

     5.4 Балльные оценки финансовой устойчивости предприятия 12

     5.4.1  Зарубежные методики оценки финансового состояния организации (методика кредитного скоринга) 13

     5.4.2  Анализ коэффициентов с помощью спектр-балльного метода 14

     5.4.3  Методика Г.В. Савицкой 16

     6.Составление рейтинговой оценки предприятий 16

     Заключение 22

     Список литературы 23 

 

     1.Введение

     Финансовое состояние предприятия является важнейшей характеристикой финансовой деятельности. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.[3, c.235]

     Устойчивое  состояние предприятия – это  результат грамотного и рационального  управления всеми производственными  факторами предприятия.

     В финансовом анализе понятие «устойчивое финансовое положение» отражает не только качественную характеристику предприятия, но и количественную. Это позволяет сформулировать общие принципы построения методики оценки финансового состояния. Оценка предприятий зависит не только от производственных процессов, но и от внешнего состояния среды, которая формируется под воздействием контрагентов, партнеров и конкурентов, законодательной базы, налогового климата и других факторов. В условиях рыночной экономки достоверная информация о состоянии хозяйствующего субъекта является крайне важной как для партнеров, так и для конкурентов. Такую оценку можно получить различными методами и с использованием различных критериев.

     Целью данной работы является исследование методов построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах.

     Задачами  работы являются: исследование теоретических  основ построения рейтинговых оценок и различных методов их создания, построение по одному из методов рейтинговой  оценки для нескольких хозяйствующих  субъектов.

 

     2.Рейтинг

     Термин  «рейтинг» (англ. rating) переводится как «оценка, определение стоимости» или как «отнесение к классу, разряду, категории». Например, credit rating – оценка кредитоспособности, financial rating – оценка финансового положения. То есть, в самом определении рейтинга речь идет об оценке состояния самого субъекта или субъектов рейтингования, а не построении группы субъектов по некоторому ранжиру. В то же время оценка состояния субъекта вполне может предполагать сопоставление как с аналогичными субъектами данного типа, которое принимается как эталонное. [1, c.16].

     Рейтинги  в рыночной экономике используются практически везде, явления, которые  ранжируются с помощью них, относятся  к самым различным сферам жизни - радио, телевидение, экономика, бизнес, образование и т.д. Но, по сути, повсеместно используется лишь малая функциональность рейтинговых оценок. Чаще всего рейтинг отображает какое-либо положение объекта относительно других. Это выполняется по средством создания определенной ранжировки сходных явлений по конкретному признаку. Но это лишь один из видов рейтинга, самый простой и менее информационный – рэнкинг.

       Более подходят под понятия  рейтингов, использующихся в экономике,  системы спортивной классификации  маршрутов в альпинизме, скалолазании, спелеологии, в горном, водном  туризме и спортивном ориентировании. В этих классификаторах используются  как системы объективных показателей (протяженность, труднопроходимость, угол подъема), так и экспертные оценки трудности их преодоления. Результатом классификации является разделение маршрутов по различным группам в соответствии с квалификацией спортсмена.

     Рейтинг – это комплексная оценка состояния  субъекта, в которой используется совокупность многих показателей, не всегда  форматизированных. [1, c.17]. С помощью них относят хозяйствующие субъекты к некоторым классам или категория. При этом может сложиться ситуация, при которой объекты могут получить одинаковый рейтинг, но это не будет означать, что они выделены по какому-то признаку. Это означает, что им присвоено одинаковое положение.

Существуют  дистанционный методы формирования рейтингов, основанные на публичной  информации и бухгалтерской отчетности, и инсайдерские (очные), предполагающие доступ к исследованию внутренней деятельности субъекта.

 

      3.Рэнкинг

     Список  субъектов, упорядоченных (ранжированных) по величине какого-либо показателя деятельности, носит название рэнкинг. Рэнкинг позволяет выстроить субъекты экономики по ранжиру, т.е. по какому-то одному показателю. Популярны также списки нескольких показателей для субъектов, ранжированные по одному из показателей. К таким показателям относят характеристики масштаба субъекта – капитал, капитализация, активы, обороты хозяйственной деятельности и др.( [1, c.19]

     Существует  множество способов определения  таких рангов. Рейтингование может проводиться как на основе абсолютных значений важнейших (по мнению аналитика) статей отчетности, так и на основе относительных величин бухгалтерских коэффициентов.

       На пример В.В. Ковалев в качестве абсолютных показателей приводит:

      • объем продаж (выручка);
      • величина активов (итог баланса);
      • чистая прибыль;
      • уровень затрат.

     На  основе абсолютных показателей строится большинство рейтингов, публикуемых  западными информационными агентствами (например, Forbes, Fortune, Business Week), a также наиболее известные из российских рейтингов, например, регулярно публикуемый журналом "Эксперт" рейтинг "400 крупнейших предприятий России".

     По  мнению Ковалева, эти рейтинги имеют  свои плюсы – это простота расчета, а также относительную объективность (которая ограничивается только достоверностью бухгалтерских данных, представленных для анализа). Однако, он считает, что для целей микроэкономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий рейтинги, построенные на объемных показателях, не дают практически ничего, поскольку не позволяют сравнивать предприятия разных отраслей и разных масштабов деятельности. 

     
2009 год 2008 год Компания Регион Отрасль Объем реализации в 2008 г. (млн руб.)1 Объем реализации в 2007 г. (млн руб.) Темп  прироста (%) Объем реализации в 2008 г. (млн долл.) Прибыль до налогообложения в 2008 г. (млн руб.) Чистая  прибыль в 2008 г. (млн руб.) Отчетность
1 1 "Газпром"   нефтяная и  нефтегазовая промышленность 3518960,0 2423245,0 45,2 141551,1 1031632,0 742928,0 МСФО
2 2 Нефтяная  компания ЛУКОЙЛ   нефтяная  и нефтегазовая промышленность 2146412,4 1710227,6 25,5 86340,0 307418,8 227319,8 US GAAP
3 4 Нефтяная  компания "Роснефть"   нефтяная и  нефтегазовая промышленность 1140203,9 903562,3 26,2 45865,0 326138,3 276443,2 US GAAP
4 3 РЖД   транспорт 1101710,5 975590,2 12,9 44316,6 54774,9 13400,3 РСБУ
5 6 "ТНК-ВР  Холдинг"   нефтяная и  нефтегазовая промышленность 763773,8 637965,2 19,7 30723,0 206909,8 158706,2 US GAAP
6 8 Сбербанк  России   банки 696997,0 526974,0 32,3 28036,9 129921,0 97746,0 МСФО
7 7 "Сургутнефтегаз"   нефтяная и  нефтегазовая промышленность 576571,6 617278,2 -6,6 23192,7 195684,0 146609,4 РСБУ, сводная
8 10 "Северсталь"   черная металлургия 556682,9 396576,7 40,4 22392,7 64336,7 50565,4 МСФО

       

     4.Рейтинговые оценки

     Рейтинговая оценка учитывает все важнейшие  параметры (показатели) финансово-хозяйственной  и производственной деятельности  фирмы. При её построении используются данные о производственном потенциале фирмы, рентабельности её продукции, эффективности  использования производственных и  финансовых ресурсов, состоянии и  размещении средств, их источниках и  другие показатели. Точная и объективная  оценка финансового состояния не может базироваться на произвольном выборе показателей. Поэтому выбор  и обоснование исходных показателей  финансово-хозяйственной деятельности должны осуществляться на основе теории финансов предприятия, исходить из потребностей субъектов управления в аналитической  оценке.

     5.Методики рейтингового анализа

     В литературе по финансовому анализу  применяются различные методы рейтинговой оценки финансового состояния организации. Они различаются по степени сложности, по используемым коэффициентам, по цели анализа, по сферам применения. Каждая из методик имеют свои преимущества и недостатки.

     5.1Комплексная сравнительная рейтинговая оценка (По А.Д. Шеремету)

     Одна  из самых распространенных методик  – это сравнительная методика Анатолия Даниловича Шеремета [9]. Основная идея методики - сравнение показателей данного предприятия с соответствующими показателями эталонного предприятия. Поскольку финансово-хозяйственная деятельность каждого сравниваемого предприятия отражается несколькими показателями, то сравнение с эталонным предприятием носит многомерный характер. Степень «удаленности» от эталона (или «близости» к эталону) определяется путем расчета комплексного показателя, являющегося функцией сравниваемых показателей, аналогичной понятию расстояния между точками в многомерном пространстве.

     В рамках данной методики рейтинговая  оценка предприятия формируется  не на основе субъективных мнений экспертов, а в результате сравнения с  наилучшими результатами по всей совокупности анализируемых предприятий. Эталонные (наилучшие) значения показателей возникают  в результате конкуренции в условиях рынка. Эталонное предприятие, у которого все показатели наилучшие, может быть как условным, так и реальным.

     Рейтинговая оценка учитывает все основные параметры  деятельности предприятия. При ее построении используются данные о производственном потенциале, рентабельности и эффективности  использования всех видов ресурсов, состоянии и размещении средств, их использовании и другие данные.

Информация о работе Методы построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах