Методы построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование методов построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах.
Задачами работы являются: исследование теоретических основ построения рейтинговых оценок и различных методов их создания, построение по одному из методов рейтинговой оценки для нескольких хозяйствующих субъектов.

Содержание

1.Введение 2
2.Рейтинг 3
3.Рэнкинг 5
4.Рейтинговые оценки 7
5.Методики рейтингового анализа 7
5.1Комплексная сравнительная рейтинговая оценка (По А.Д. Шеремету 7
5.2Экспресс-оценка финансового состояния (по Р.С. Сайфулину и Г.Г Кадыкову) 10
5.3Рейтинговая оценка (по Н.П. Кондракову) 12
5.4 Балльные оценки финансовой устойчивости предприятия 12
5.4.1 Зарубежные методики оценки финансового состояния организации (методика кредитного скоринга) 13
5.4.2 Анализ коэффициентов с помощью спектр-балльного метода 14
5.4.3 Методика Г.В. Савицкой 16
6.Составление рейтинговой оценки предприятий 16
Заключение 22
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

курсач123.docx

— 83.05 Кб (Скачать документ)

     Выбор показателей должен осуществляться согласно целям оценки и потребностям в аналитической оценке. При этом выделяются четыре группы показателей:

     - показатели оценки прибыльности  хозяйственной деятельности (общая  рентабельность, чистая рентабельность, рентабельность собственного капитала, общая рентабельность производственных  фондов);

     - показатели оценки эффективности  управления (чистая прибыль на  один рубль объема продажи,  прибыль от продажи на один  рубль объема продажи, прибыль  до налогообложения на один  рубль объема продажи);

     - показатели оценки деловой активности (отдача всех активов, отдача  основных фондов, оборачиваемость  оборотных фондов, оборачиваемость  запасов, оборачиваемость дебиторской  задолженности, оборачиваемость  наиболее ликвидных активов, отдача  собственного капитала);

     - показатели оценки ликвидности  и рыночной устойчивости (коэффициент  текущей ликвидности, коэффициент  критической ликвидности, индекс постоянного актива, коэффициент автономии, обеспеченность запасов собственными оборотными средствами).

     В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение  предприятий по каждому показателю финансового состояния, рентабельности и деловой активности с условным эталонным предприятием, имеющим  наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. База сравнения представляет собой сложившиеся высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов.

     Алгоритм  сравнительной рейтинговой оценки представлен последовательностью  действий:

     1. Исходные данные представляются  в виде матрицы (аij) по строкам (i) номера показателей, по столбцам (j) номера предприятий.

     2. По каждому показателю находится  максимальное значение и заносится  в столбец условного эталонного  предприятия.

     3. Исходные показатели матрицы  стандартизируются в отношении  соответствующего показателя эталонного  предприятия по формуле: 

     хij = аij / max аij (1.1)

     4. Для каждого анализируемого предприятия  значение его рейтинговой оценки  определяется по формуле:

       (1.2)

     где Rj – рейтинговая оценка для j –го предприятия;

     x1j,x2j,…xnj – стандартизированные показатели для j –го предприятия.

     5. Предприятия упорядочиваются (ранжируются)  в порядке убывания рейтинговой  оценки. Наивысший рейтинг имеет  предприятие с минимальным значением  R.

     Алгоритм  может применяться на дату составления  баланса или в динамике. При  составлении рейтинга в динамике показатели рассчитываются как темповые коэффициенты роста. Таким образом, получают оценку усилий предприятия по изменению показателя на перспективу.

     Достоинства методики:

     - она базируется на комплексном  многомерном подходе к оценке  финансовой деятельности предприятия;

     - оценка осуществляется на основе  публичной отчетности;

     - оценка является сравнительной,  так как учитывает реальные  достижения всех конкурентов;

     - для получения рейтинговой оценки  используется гибкий алгоритм, реализующий  возможность математической модели  сравнительной комплексной оценки.

5.2Экспресс-оценка финансового состояния (по Р.С. Сайфулину и Г.Г Кадыкову)

     Р.С.Сайфулин и Г. Г. Кадыков предложили использовать для экспресс–оценки финансового состояния рейтинговое число R, определяемое по формуле: R = L / (1/LNi * Ki) , i=1

     где L – число показателей; Ni – критерий (норма) для i – го коэффициента; Ki – i – ый коэффициент; I / LN - весовой индекс i – того коэффициента.

     При полном соответствии значений коэффициентов  К1… КL их нормативным минимальным уровням рейтинг организации будет равен 1, выбранной в качестве рейтинга условной удовлетворительной организации. Финансовое состояние с рейтинговой оценкой менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

     В случае проведения пространственной рейтинговой  оценки получим   n оценок (n – количество организаций), которые упорядочиваются в порядке возрастания. При проведении динамической рейтинговой оценки получим   m – оценок (m – количество сравниваемых периодов), которые представляют собой временной ряд и далее подвергаются обработке по правилам математической статистике.

     Авторы  предполагают использовать 5 показателей, наиболее часто применяемых и  полно характеризующих финансовое состояние:

     1. Коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными источниками  (критерий данного коэффициента >= 1).

     2. Коэффициент текущей ликвидности,  характеризует степень общего  покрытия (оборотными активами) суммы  срочных обязательств 

     (критерий >= 2).

     3. Интенсивность оборота авансируемого  капитала характеризует объем  выручки от реализации продукции,  приходящейся на 1 рубль капитала, определяется по формуле: КИ = выручка от реализации / общая  сумма капитала, критерий >= 2,5

     4. Коэффициент менеджмента (эффективность  управления предприятием) характеризуется  соотношением прибыли от реализации  продукции и выручки от реализации, определяется по формуле: КМ = прибыль от реализации / выручка  от реализации, критерий >= ( n-1 ) / r, где r – учетная ставка Центробанка России

     5. Рентабельность собственного капитала, характеризует прибыль до налогообложения, на 1 рубль собственного капитала определяется по формуле: КР = прибыль до налогообложения / собственный капитал, критерий >= 0,2

     При полном соответствии значений финансовых коэффициентов минимальным нормативным  уровням (критерию) рейтинговое число  будет равно 1. Финансовое состояние  предприятий с рейтинговым числом менее 1 характеризуется как неудовлетворительное.

     Согласно  формуле R= L / (1/LNi * Ki) рейтинговое число, определяемое на основе 5 вышеуказанных коэффициентов, выглядит следующим образом:

     R = 2 х КСОС + 0, 1 х КТЛ + 0,08 х КИ + 0,45 х КМ + КР

     5.3Рейтинговая оценка (по Н.П. Кондракову)

     Н.П. Кондраков предлагает рейтинговую оценку R финансовой (рыночной) устойчивости проводить на основе шести основных показателей:

     1. Коэффициент автономии: Ка = собственный капитал / общая стоимость источников.

     2. Коэффициент маневренности собственного  капитала (мобильности): Кмоб. = собственные оборотные средства / собственный капитал.

     3. Коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными источниками:  Ксос = собственные оборотные средства /оборотные активы.

     4. Коэффициент устойчивости экономического  роста: Куэр = (чистая прибыль - дивиденды выплаченные акционерам) / Собственный капитал.

     5. Коэффициент чистой выручки: Кчв = (чистая прибыль + амортизация) / выручка от реализации продукции.

     6. Коэффициент соотношения производственных  активов к стоимости имущества:  Кп/к = производственные активы / общая стоимость имущества Для получения рейтинговой оценки R используется формула:

     

     5.4 Балльные оценки финансовой устойчивости предприятия

     Учитывая  многообразие финансовых процессов, множественность  показателей финансовой устойчивости, различие в уровне их критических  оценок, складывающуюся степень отклонения от них фактических значений коэффициентов  и возникающие в связи с  этим сложности в общей оценке финансовой устойчивости предприятий, проводится интегральная балльная оценка.

     Сущность  методики комплексной (балльной) оценки финансового состояния организации  заключается в классификации  организаций по уровню финансового  риска, то есть любая организация  может быть отнесена к определенному  классу в таблице 2 в зависимости от набранного количества баллов, исходя из фактических значений ее финансовых коэффициентов. Оценка рисков и финансовой устойчивости с помощью относительных показателей осуществляется посредством анализа отклонений от рекомендуемых значений.

     
Класс Количество  баллов Характеристика
1 100-97 организации с  абсолютной финансовой устойчивостью  и абсолютно платежеспособные
2 96-67 организации нормального  финансового состояния
3 66-37 организации, финансовое состояние которых можно оценить  как среднее
4 36-11 организации с  неустойчивым финансовым состоянием
5 10-0 организации с  кризисным финансовым состоянием.

     Расчет  коэффициентов представлен в  приложении в таблице 3, а интегральная балльная оценка финансового состояния организации представлена в таблице 4.

     5.4.1  Зарубежные методики оценки финансового состояния организации (методика кредитного скоринга)

     Методика  кредитного скоринга впервые была предложена американским экономистом Д. Дюраном в начале 40-х годов XX в. Ее сущность заключается в классификации фирм по степени риска, исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивости и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах на основе экспертных оценок.

     Скоринг представляет собой классификационную задачу, где исходя из имеющейся информации необходимо получить функцию, наиболее точно разделяющее выборку клиентов на «плохих» и «хороших». Существует два основных подхода, которые пригодны для работы как с количественными, так и с качественными характеристиками:

  1. Преобразовать каждый признак в отдельную двоичную переменную (приводит к большому количеству переменных, хотя он не навязывает никаких дополнительных отношений между зависимой и независимыми переменными)
  2. Преобразовать каждую характеристику в переменную, которая будет принимать значения, соответствующие отношению числа «плохих» клиентов с данным признаком к числу «хороших» клиентов с этим же признаком. Более усложненный вариант - взять логарифм этого отношения. Таким образом, каждый признак получает числовую величину, соответствующую уровню его «рискованности».

     Методы  собственно классификации весьма разнообразны и включают в себя:

    • статистические методы, основанные на дискриминантном анализе (линейная регрессия, логистическая регрессия)
    • различные варианты линейного программирования
    • дерево классификации или рекурсионно-партиционный алгоритм (РПА)
    • нейронные сети
    • генетический алгоритм
    • метод ближайших соседей.

     5.4.2  Анализ коэффициентов с помощью спектр-балльного метода

     Российскими специалистами - Р. С. Сайфулиным и А. Д. Шереметом - была предложена методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия.

Информация о работе Методы построения рейтинговой оценки и раскрытие их на конкретных примерах