Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:46, курсовая работа
Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы межбюджетных отношений
1.1 Что такое межбюджетные отношения? Понятие «бюджетный федерализм» и его принципы.
1.2 Модели бюджетного федерализма
1.3 Этапы формирования российской модели бюджетного федерализма
1.4 Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика
2 Современное состояние межбюджетных отношений в России
2.1 Рейтинг дотационности регионов РФ - ожидает ли Россию изменение политики межбюджетных отношений
2.2 Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы
2.3 Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления
2.4 Межбюджетные трансферты
3 Перспектива развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2009 -2011 года
3.1 Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 годах (семинар совещания в Уфе)
3.2 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах
Заключение
Список использованной литературы
По мнению некоторых
ученых и специалистов-практиков, за
три года действия Федерального закона
№ 131-ФЗ перечень вопросов, переданных
на местный уровень, увеличился в 1,5
раза, а доходная база местных бюджетов
не пересматривалась, в результате чего
вновь возникают «нефинансируемые мандаты».
Бюджетный кодекс
РФ запрещает принимать решения
о передаче каких-либо полномочий с
одного уровня бюджетной системы
РФ на другой без соответствующего
обеспечения финансовыми
Что же касается
утверждения, что доходная база местных
бюджетов не пересматривалась, это тоже
не совсем так. В новой редакции Бюджетного
кодекса РФ предусмотрено дополнительное
закрепление за муниципальными образованиями:
госпошлины за совершение нотариальных
действий должностными лицами органов
местного самоуправления поселений и
городских округов (раньше зачислялась
в бюджеты субъектов РФ); платы за пользование
водными объектами в зависимости от права
собственности (раньше плата зачислялась
в федеральный бюджет, теперь -- в бюджеты
поселений, муниципальных районов, городских
округов). Увеличены нормативы зачисления
в местные бюджеты доходов от распоряжения
земельными участками до разграничения
государственной собственности на землю:
в границах городских округов -- с 70% до
80% в бюджеты городских округов, в границах
поселений -- с 10% до 50% в бюджеты поселений,
на межселенных территориях -- с 70% до 100%
в бюджеты муниципальных районов [11, с.
6].
2.3 Финансовое
обеспечение реформы местного
самоуправления
Завершился второй
год с начала полномасштабной реализации
Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Безусловно, во
многом успех реформы местного самоуправления
зависит от полноты финансового
обеспечения полномочий органов местного
самоуправления по решению вопросов местного
значения. В связи с этим очевидна актуальность
проведения анализа исполнения местных
бюджетов.
В 2006-2007 гг. в
результате положительной динамики
роста экономических
В 55 субъектах
РФ рост собственных доходов местных
бюджетов превысил средний уровень
по стране. Так, наибольший темп роста
отмечается в местных бюджетах Сахалинской
области (95,4%), Астраханской области (86,7%),
Кабардино-Балкарской Республики (79,2%),
Республики Калмыкия (61,5%), Ненецкого автономного
округа (61,2%), Волгоградской области (54,7%),
Курской области (53,7%), Чувашской республики
(52,4%), и Тульской области (50,7%). Незначительное
снижение темпов роста собственных доходов
местных бюджетов отмечается в 4 субъектах
РФ [12, с.7].
Значительный
рост доходов в течение 2007 г. позволил
перевыполнить первоначально
По субъектам
РФ исполнение плана собственных
доходов местных бюджетов сложилось
следующим образом:
- доходы выросли
с 20,9% до 50% первоначального плана
в 44 субъектах РФ;
- свыше 50% - в
3 субъектах РФ;
- ниже 20,9% - в
39 субъектах РФ.
В общем объеме
поступивших в 2007 г. собственных доходов
местных бюджетов налоговые и неналоговые
доходы составляют 59,1% (819,2 млрд. руб.), межбюджетные
трансферты (без учета субвенций из фондов
компенсаций) - 40,9% (568,0 млрд. руб.), в 2006 г.
- 58,9% и 41,1% соответственно.
Весьма актуальным
остается вопрос об укреплении доходной,
и, прежде всего, налоговой базы местного
самоуправления. Налоговые доходы местных
бюджетов в 2007 г. исполнены в сумме
579,5 млрд. руб. с перевыполнением
первоначального плана на 24,2%, или
62,5 млрд. руб.
В структуре
собственных доходов местных
бюджетов в среднем по РФ 41,8% (579,5
млрд. руб.) приходится на налоговые
доходы. В 36 субъектах РФ их удельный
вес в общем объеме собственных
доходов превысил вышеуказанное
среднее значение. Наибольшая доля
налоговых доходов отмечается в местных
бюджетах Тюменской области (78,0%), Республики
Хакасия (56,9%), Калужской области (56,2%), Приморском
крае (56,0%), Самарской области (54,4%), Курской
области (53,6%), Липецкой области (53,5%), Архангельской
области (51,8%), Волгоградской области (51,2%),
Орловской области (51,2%) [12, с. 7].
По сравнению
с 2006 г. темп роста налоговых
доходов, закрепленных за
Распределение
налоговых доходов по типам
муниципальных образований
Анализ приведенных
в таблице 1 данных показывает, что
в структуре налоговых доходов
в местных бюджетов основным бюджетообразующим
налогом в 2007 г. продолжает оставаться
налог на доходы физических лиц, удельный
вес которого составляет 66,8% или 388,7 млрд.
руб. (в 2006 г. - 61,4% или286,4 млрд. руб.).
В 2007 г. поступления
в местные бюджеты налога на доходы
физических лиц в порядке исполнения
субъектами РФ оценивается в 90,1 млрд. руб.
Таблица 1 - Перевыполнение
годовых плановых показателей налоговых
доходов местных бюджетов достигнуто
по всем типам муниципальных
Виды доходов
Городские округа
Муниципальные районы
Поселения
Всего
План
Факт
%
испол-нения
План
Факт
%
испол-нения
План
Факт
%
испол-нения
План
Факт
%
испол-нения
Налоговые доходы, всего
338,0
373,4
110,5
151,7
174,5
115,0
27,3
31,6
115,4
517,0
579,5
112,1
из них:
НДФЛ
219,5
243,3
110,8
109,5
126,6
115,6
15,9
18,8
117,6
344,9
388,7
112,7
Налог на имущество физических лиц
3,5
4,4
125,7
0,7
0,8
114,3
1,3
1,6
123,1
5,5
6,8
123,6
Земельный налог
41,1
45,0
109,5
7,7
8,7
112,9
9,4
10,2
108,5
58,2
63,9
109,8
Общий объем доходов,
полученных местными бюджетами в связи
с закреплением субъекта РФ налога на
доходы физических лиц (обязательного
и дополнительного сверх установленного
Бюджетным кодексом), составил 127,9 млрд.
руб.
Положительные
свойства этого налога как инструмента
межбюджетного регулирования (более равномерно
размещена налоговая база по сравнению
с другими налогами, немобильность, точность
расчета поступлений), делают его преимущественным
для закрепления за местными бюджетами
на постоянной основе.
Вместе с тем,
дополнительные и единые нормативы отчислений
сверх установленного Бюджетным кодексом
уровня в 40% закреплены лишь в 50 субъектах
РФ.
Доходы от налогов,
предусмотренных специальными налоговыми
режимами и закрепленных за бюджетами
муниципальных образований Бюджетным
кодексом РФ, составили 50 млрд. руб., из
них налог на вмененный доход, зачисляемый
в бюджеты городских округов и муниципальных
районов - 48,9 млрд. руб., или 8,4% налоговых
доходов местных бюджетов, единый сельскохозяйственный
налог - 1,1 млрд. руб., или 0,2%, соответственно
[12, с. 9].
Общий объем
доходов, поступивших за счет налогов,
нормативы по которым установлены
на федеральном уровне, оценивается
в 489,1 млрд. руб.
Поступления налогов,
которые были переданы на муниципальный
уровень в соответствии с законами
субъектов РФ, оцениваются в 90,4 млрд. руб.,
или 15,6% от общего объема налоговых доходов.
В целях формирования
налоговой статистики, необходимой
для осуществления межбюджетных
отношений на региональном уровне,
в 2007 году Минфином России были подготовлены
изменения в действующий порядок взаимодействия
органов государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления.
Так в соответствии с постановлением Правительства
РФ от 10.10.2007 г. № 663 в 2008 г., налоговые органы
в дополнение к 5 видам налогов начнут
формирование отчетности о налоговой
базе и структуре начислений еще по 16 видам
налогов и сборов, которые в соответствии
с Бюджетным кодексом участвуют в формировании
доходов бюджетов субъектов РФ.
Дополнительное
закрепление нормативов отчислений за
местными бюджетами привело к изменениям
(по сравнению с 2006 г.) в структуре налоговых
доходов консолидированных бюджетов субъектов
РФ.
Наряду с налоговыми
доходами следует отметить и существенный
рост неналоговых доходов местных
бюджетов, поступления которых в значительной
степени в отличие от налогов и сборов
зависят от эффективности деятельности
органов местного самоуправления. Фактические
поступления неналоговых доходов в 2007
г. составили 239,7 млрд. руб., что выше уровня
2006г. на 39,4%, или на 67,7 млрд. руб.
Распределение
неналоговых доходов по типам
муниципальных образований
2.4 Межбюджетные
трансферты
На раздел «Межбюджетные
трансферты» приходится более трети
всех расходов федерального бюджета
на 2007 год - 33,7%. Суммарные расходы
по этому разделу в проекте
бюджета составляют 777,2 млрд. рублей,
что на 46,8% больше, чем в бюджете 2006 г. (Справочно:
на национальную оборону и на общегосударственные
вопросы планируется по 15% всех расходов,
на национальную безопасность и правоохранительную
деятельность - 12,1%).
За последние
годы объемы перераспределения значительно
возросли.
Кроме того, бюджет,
начиная с 2005 г., строится на новой
системе разграничения
Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ,сущность и задачи