Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:46, курсовая работа
Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы межбюджетных отношений
1.1 Что такое межбюджетные отношения? Понятие «бюджетный федерализм» и его принципы.
1.2 Модели бюджетного федерализма
1.3 Этапы формирования российской модели бюджетного федерализма
1.4 Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика
2 Современное состояние межбюджетных отношений в России
2.1 Рейтинг дотационности регионов РФ - ожидает ли Россию изменение политики межбюджетных отношений
2.2 Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы
2.3 Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления
2.4 Межбюджетные трансферты
3 Перспектива развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2009 -2011 года
3.1 Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 годах (семинар совещания в Уфе)
3.2 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах
Заключение
Список использованной литературы
Необходимо создать
на федеральном уровне законодательные
условия, позволяющие региональным
властям разрабатывать и
В целях обеспечения
стабильности исполнения обязательств
субъектов РФ представляется целесообразным
формирование за счет доходов региональных
бюджетов фондов. Рекомендуется создавать
фонды финансовых резервов, прежде всего,
регионам, доходы которых значительно
зависят от одного доходного источника,
поступления по которому могут изменяться.
Закрепленное
в 2006-2008 гг. положение о замене дотаций
на выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований дополнительными
нормативами отчислений в бюджеты муниципальных
образований не только от налога на доходы
физических лиц, учитывает многообразие
типов муниципальных образований, различая
в специфике их инфраструктуры и экономическом
потенциале. Это является дополнительным
инструментом повышения заинтересованности
органов местного самоуправления муниципальных
образований в наращивании налогового
потенциала. Предполагается закрепить
данное положение на постоянной основе.
Важным шагом
на пути приведения бюджетного федерализма
в России в соответствие с его фундаментальными
принципами стало закрепление доходных
источников за бюджетами различных уровней
бюджетной системы. В тоже время закрепленные
по единым нормативам доходные источники
способствуют увеличению различий в уровне
бюджетной обеспеченности отдельных публично-правовых
образований, так как не учитывают присущие
им особенности, в том числе уровень экономического
развития и налоговый потенциал.
Представляется
целесообразным на долгосрочной основе
закрепить право за субъектами Федерации
устанавливать в определенных законом
пределах единые нормативы отчислений
от налога на доходы физических лиц в бюджеты
поселений и муниципальных районов. Согласно
действующему законодательству изменение
дополнительных нормативов отчислений
в бюджеты поселений и муниципальных районов
(городских округов) не допускается лишь
в течение одного финансового года. Поскольку
целью замены дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности дополнительными
отчислениями является создание стимулов
у местных органов власти к принятию мер,
направленных на увеличение налоговой
базы, то закрепление дополнительных нормативов
на один год представляется недостаточным.
Данные решения
положительно скажутся на росте доходов
населения в среднесрочной перспективе.
Поэтому велика вероятность того, что
местные власти не будут заинтересованы
в росте налоговой базы по дополнительно
закрепленным налогам, так как в следующем
финансовом году дополнительные нормативы
по данным налогам могут быть значительно
сокращены при росте (при прогнозе роста)
налоговой базы и одновременно уменьшатся
дотации на выравнивание уровня бюджетной
обеспеченности, так как налоговый потенциал
муниципалитета возрастет.
Таким образом,
представляется правильным закреплять
подобные дополнительные нормативы отчислений
на среднесрочную перспективу либо в рамках
(на три года), либо отдельными законодательными
аспектами субъектов Российской Федерации
на срок от трех до пяти лет.
Заключение
В Российской Федерации
в течение десятилетия реформ сложился
принципиально отличный от существовавшего
ранее механизм бюджетных взаимоотношений
органов власти различного уровня. Был
совершен переход к системе делегирования
и разграничения полномочий, проведена
бюджетно-налоговая децентрализация.
В то же время
реформа межбюджетных отношений
на данном этапе рассматривает такие
основополагающие блоки системы
межбюджетных отношений, как разграничение
расходов и доходов между уровнями
бюджетной системы, распространение
реформы на уровень субъектов Федерации
(взаимоотношения региональных и местных
властей), развитие нормативно-правовой
базы бюджетного процесса на региональном
и местном уровнях.
Основная причина
хронического кризиса межбюджетных
отношений и региональных финансов
России -- резкая диспропорция между переданными
на субнациональный уровень финансовыми
ресурсами и ответственностью за их использование.
Официальная (легальная) система межбюджетных
отношений остается чрезмерно централизованной
даже по меркам унитарных государств,
заведомая невыполнимость (нерациональность)
ее требований позволяет субнациональным
властям переложить основную политическую
и финансовую ответственность на федеральный
центр, сохранив за собой почти неограниченные
теневые полномочия. Отсутствие легальных
полномочий по управлению общественными
финансами означает отсутствие легальной
ответственности за его результаты, следствием
чего являются принятие решений по принципу
политической целесообразности и неэффективное
управление общественными финансами.
Принятые в 2007 году
поправки в Бюджетный кодекс Российский
Федерации завершили закрепление на долгосрочной
основе доходов за субъектами РФ и муниципальными
образованиями. Наряду с заложенными в
методиках выравнивания бюджетной обеспеченности
регионов стимулами, это стало одним из
факторов устойчивого роста налоговых
и неналоговых доходов консолидированных
бюджетов РФ [17, с. 5].
В целом оправдывает
себя и механизм делегирования субъектам
РФ исполнения федеральных полномочий,
финансовое обеспечение которых осуществляется
за счет субвенций из федерального бюджета.
Оправдал себя
механизм содействия позитивным структурным
изменениям в регионах, предусматривающий
предоставление субъектам РФ федеральных
субсидий.
Начиная с 2008 года
впервые на законодательном уровне
созданы стимулы для сокращения дотационности
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов
за счет расширения бюджетных полномочий
субъектов РФ и муниципальных образований
с высокой степенью бюджетной самообеспеченности.
Серьезную озабоченность
вызывает и тот факт, что ряд субъектов
РФ отложили до 2009 года завершение реформы
местного самоуправления и формирование
связанных с ней инструментов и методов
межбюджетных отношений.
Далеко не всегда
органами государственной власти субъектов
РФ соблюдаются установленные Бюджетным
кодексом Российской Федерации принципы
финансовых взаимоотношений с муниципальными
образованиями, в том числе - закрепление
за местными бюджетами на долгосрочной
основе отчислений от налогов, подлежащих
зачислению в бюджеты субъектов РФ. С трудом
преодолеваются традиции «централизованного
регулирования» доходов и расходов местных
бюджетов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Финансы и
кредит: Учебник / Под ред. проф.
М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой.
- М.: Юрайт-Издат, 2004. - 575 с.
2. Вахрин П.И.,
Нешитой А.С. Бюджетная
3. Глущенко В.В.,
Глущенко И.И. Финансы / В.В. Глущенко,
И.И.Глущенко. - М.: - 2001г. - 83 с.
4. Христенко
В.Б., Лавров А.М.. Новый этап реформы
межбюджетных отношений / В.Б.
Христенко, А.М. Лавров // Финансы.
- 1999. - №2. - С. 3-9.
5. Грефф К.
Как создать оптимальные
6. Финансы: учеб.
- 2-е изд., перераб. и доп. / под
ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2006. - 640 с.
7. Берлин С.И. Теория
финансов: Учеб. пособие / С.И. Берлин. -
М.- 2001, 256 с.
8. Христенко
В.Б. Межбюджетные отношения и
управление региональными
9. Финансовый
менеджмент: Учебное пособие для
вузов / Г.Б.Поляк и др.; Под ред. проф.
Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003 - 518 с.
10. Российская
Федерация. Законы. Бюджетный кодекс
Российской Федерации. - М.: Омега-Л,
2006. - 224 с. - (Библиотека Российского
законодательства).
11. Межбюджетные
отношения: потоки финансовой помощи
будут оптимизированы (Интервью заместителя
министра финансов РФ А.Г. Силуанова) //
Финансы. - 2008. - № 4. - С. 3-6.
12. Карчевская
С.А., Хворостухина Д.С. Финансовое
обеспечение реформы местного
самоуправления / С.А. Карчевская, Д.С.
Хворостухина // Финансы. - 2008. - №4. - С. 7-9.
13. Тенденции
развития межбюджетных
14. Межбюджетные
отношения в РФ в 2009-2011 годах
(семинар-совещание в Уфе) // Финансы. - 2008.
- №6. - С. 3-6.
15. Рекомендации
семинара-совещания
16. Юрин А.В.
О концепции повышения
17. Бюджетное
послание Президента
Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ,сущность и задачи