Межбюджетные отношения в РФ,сущность и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы межбюджетных отношений

1.1 Что такое межбюджетные отношения? Понятие «бюджетный федерализм» и его принципы.

1.2 Модели бюджетного федерализма

1.3 Этапы формирования российской модели бюджетного федерализма

1.4 Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика

2 Современное состояние межбюджетных отношений в России

2.1 Рейтинг дотационности регионов РФ - ожидает ли Россию изменение политики межбюджетных отношений

2.2 Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы

2.3 Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления

2.4 Межбюджетные трансферты

3 Перспектива развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2009 -2011 года

3.1 Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 годах (семинар совещания в Уфе)

3.2 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

межбюдж.отношения.doc

— 215.50 Кб (Скачать документ)

Необходимо создать  на федеральном уровне законодательные  условия, позволяющие региональным властям разрабатывать и применять собственные механизмы повышения стабильности бюджетной системы.  

В целях обеспечения  стабильности исполнения обязательств субъектов РФ представляется целесообразным формирование за счет доходов региональных бюджетов фондов. Рекомендуется создавать  фонды финансовых резервов, прежде всего, регионам, доходы которых значительно зависят от одного доходного источника, поступления по которому могут изменяться. 

Закрепленное  в 2006-2008 гг. положение о замене дотаций  на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных образований не только от налога на доходы физических лиц, учитывает многообразие типов муниципальных образований, различая в специфике их инфраструктуры и экономическом потенциале. Это является дополнительным инструментом повышения заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований в наращивании налогового потенциала. Предполагается закрепить данное положение на постоянной основе. 

Важным шагом на пути приведения бюджетного федерализма в России в соответствие с его фундаментальными принципами стало закрепление доходных источников за бюджетами различных уровней бюджетной системы. В тоже время закрепленные по единым нормативам доходные источники способствуют увеличению различий в уровне бюджетной обеспеченности отдельных публично-правовых образований, так как не учитывают присущие им особенности, в том числе уровень экономического развития и налоговый потенциал. 

Представляется  целесообразным на долгосрочной основе закрепить право за субъектами Федерации устанавливать в определенных законом пределах единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты поселений и муниципальных районов. Согласно действующему законодательству изменение дополнительных нормативов отчислений в бюджеты поселений и муниципальных районов (городских округов) не допускается лишь в течение одного финансового года. Поскольку целью замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными отчислениями является создание стимулов у местных органов власти к принятию мер, направленных на увеличение налоговой базы, то закрепление дополнительных нормативов на один год представляется недостаточным. 

Данные решения  положительно скажутся на росте доходов  населения в среднесрочной перспективе. Поэтому велика вероятность того, что местные власти не будут заинтересованы в росте налоговой базы по дополнительно закрепленным налогам, так как в следующем финансовом году дополнительные нормативы по данным налогам могут быть значительно сокращены при росте (при прогнозе роста) налоговой базы и одновременно уменьшатся дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, так как налоговый потенциал муниципалитета возрастет. 

Таким образом, представляется правильным закреплять подобные дополнительные нормативы отчислений на среднесрочную перспективу либо в рамках (на три года), либо отдельными законодательными аспектами субъектов Российской Федерации на срок от трех до пяти лет. 

Заключение 
 

В Российской Федерации  в течение десятилетия реформ сложился принципиально отличный от существовавшего ранее механизм бюджетных взаимоотношений органов власти различного уровня. Был совершен переход к системе делегирования и разграничения полномочий, проведена бюджетно-налоговая децентрализация.  

В то же время  реформа межбюджетных отношений  на данном этапе рассматривает такие  основополагающие блоки системы  межбюджетных отношений, как разграничение  расходов и доходов между уровнями бюджетной системы, распространение  реформы на уровень субъектов Федерации (взаимоотношения региональных и местных властей), развитие нормативно-правовой базы бюджетного процесса на региональном и местном уровнях. 

Основная причина  хронического кризиса межбюджетных отношений и региональных финансов России -- резкая диспропорция между переданными на субнациональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Официальная (легальная) система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия. Отсутствие легальных полномочий по управлению общественными финансами означает отсутствие легальной ответственности за его результаты, следствием чего являются принятие решений по принципу политической целесообразности и неэффективное управление общественными финансами. 

Принятые в 2007 году поправки в Бюджетный кодекс Российский Федерации завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами РФ и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами, это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов РФ [17, с. 5].  

В целом оправдывает  себя и механизм делегирования субъектам  РФ исполнения федеральных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. 

Оправдал себя механизм содействия позитивным структурным  изменениям в регионах, предусматривающий  предоставление субъектам РФ федеральных  субсидий.  

Начиная с 2008 года впервые на законодательном уровне созданы стимулы для сокращения дотационности бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за счет расширения бюджетных полномочий субъектов РФ и муниципальных образований с высокой степенью бюджетной самообеспеченности.  

Серьезную озабоченность  вызывает и тот факт, что ряд субъектов РФ отложили до 2009 года завершение реформы местного самоуправления и формирование связанных с ней инструментов и методов межбюджетных отношений.  

Далеко не всегда органами государственной власти субъектов  РФ соблюдаются установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе - закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. С трудом преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходов местных бюджетов. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Финансы и  кредит: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 575 с. 

2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Бюджетная система  Российской Федерации: Учебник  / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - 3-е  изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 340 с. 

3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы / В.В. Глущенко, И.И.Глущенко. - М.: - 2001г. - 83 с.  

4. Христенко  В.Б., Лавров А.М.. Новый этап реформы  межбюджетных отношений / В.Б.  Христенко, А.М. Лавров // Финансы. - 1999. - №2. - С. 3-9. 

5. Грефф К.  Как создать оптимальные региональные  финансовые системы в России? / К. Грефф // Методика распределения трансфертов ФФПР: итоги реформы 1999-2001 годов. М.: РЕЦЭП. - 2001. - С. 56 

6. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. / под  ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2006. - 640 с. 

7. Берлин С.И. Теория финансов: Учеб. пособие / С.И. Берлин. - М.- 2001, 256 с. 

8. Христенко  В.Б. Межбюджетные отношения и  управление региональными финансами  / В.Б. Христенко. - М.- 2002г, 158 с.  

9. Финансовый  менеджмент: Учебное пособие для  вузов / Г.Б.Поляк и др.; Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003 - 518 с. 

10. Российская  Федерация. Законы. Бюджетный кодекс  Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2006. - 224 с. - (Библиотека Российского  законодательства). 

11. Межбюджетные  отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы (Интервью заместителя министра финансов РФ А.Г. Силуанова) // Финансы. - 2008. - № 4. - С. 3-6. 

12. Карчевская  С.А., Хворостухина Д.С. Финансовое  обеспечение реформы местного  самоуправления / С.А. Карчевская, Д.С.  Хворостухина // Финансы. - 2008. - №4. - С. 7-9.  

13. Тенденции  развития межбюджетных отношений  в Российской Федерации / Аналитический  вестник Совета Федерации ФС  РФ. - 2006. - № 23 (311). 

14. Межбюджетные  отношения в РФ в 2009-2011 годах  (семинар-совещание в Уфе) // Финансы. - 2008. - №6. - С. 3-6. 

15. Рекомендации  семинара-совещания руководителей  финансовых органов субъектов  РФ «Межбюджетные отношения в  РФ в 2009-2011 гг.» // Финансы. -2008. - №6. - С. 7-8. 

16. Юрин А.В.  О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах / А.В. Юрин // Финансы. - 2008. - № 6. - С. 9-10. 

17. Бюджетное  послание Президента Российской  Федерации Федеральному Собранию  Российской Федерации // Финансы. -2008. - №7. - С. 3-5.

Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ,сущность и задачи