Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:46, курсовая работа
Осуществление политических и экономических преобразований в России потребовало формирования качественно новой бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, разработки принципиально иной модели межбюджетных отношений.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы межбюджетных отношений
1.1 Что такое межбюджетные отношения? Понятие «бюджетный федерализм» и его принципы.
1.2 Модели бюджетного федерализма
1.3 Этапы формирования российской модели бюджетного федерализма
1.4 Формы финансовой поддержки субъектов Федерации, их характеристика
2 Современное состояние межбюджетных отношений в России
2.1 Рейтинг дотационности регионов РФ - ожидает ли Россию изменение политики межбюджетных отношений
2.2 Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы
2.3 Финансовое обеспечение реформы местного самоуправления
2.4 Межбюджетные трансферты
3 Перспектива развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на 2009 -2011 года
3.1 Межбюджетные отношения в РФ в 2009-2011 годах (семинар совещания в Уфе)
3.2 О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2009-2011 годах
Заключение
Список использованной литературы
На семинаре-совещинии
были обсуждены и одобрены подготовленный
Минфином России проект «Концепции повышения
эффективности межбюджетных отношений
и качества управления финансами
субъектов РФ и муниципальных
образований на период 2009-2011 годов»,
а также Рекомендации семинара-совещания
по дальнейшему развитию межбюджетных
отношений в РФ.
Рекомендации
семинара-совещания
Участники семинара-совещания
по вопросам совершенствования межбюджетных
отношений считают целесообразным в процессе
подготовки проекта федерального бюджета
на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011
годов и подготовки изменений в бюджетное
законодательство Российской Федерации
осуществить следующее:
1. Одобрить в
целом Концепцию повышения
- формирование
стимулов к увеличению
- совершенствование
механизмов предоставления межбюджетных
трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных
образований, прежде всего, консолидация
субсидий по отраслевому принципу; сокращение
объема средств компенсационного характера
в составе дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности; наделение органов государственной
власти субъектов РФ правом утверждения
на плановый период нераспределенного
между муниципальными районами (городскими
округами) объема дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности в случае утверждения
трехлетнего бюджета;
- формирование
нового качества финансового
менеджмента региональных и
2. Считать целесообразным
осуществление мер
3. Согласиться
с предложениями по
4. Рассмотреть
возможность уточнения в 2009 г. нормативов
зачисления доходов от акцизов на автомобильный
бензин, прямогонный бензин, дизельное
топливо, моторные масла для дизельных
и карбюраторных (инжекторных) двигателей.
5. Рекомендовать
Министерству финансов РФ до 1
сентября 2008 г. обобщить опыт внедрения
программного планирования в бюджетный
процесс и направить соответствующие
материалы в финансовые органы субъектов
РФ.
6. Продолжить
работу по совершенствованию
законодательства РФ в части
упорядочения предоставления
7. Рекомендовать
Министерству финансов РФ и
Министерству экономического
8. Министерству
финансов РФ и Министерству
экономического развития РФ
3.2 О Концепции
повышения эффективности
Целью Концепции
является повышение эффективности
управления государственными и муниципальными
финансами на всех уровнях бюджетной
системы, направленное на наиболее полное
удовлетворение спроса граждан на бюджетные
услуги с учетом объективных различий
в потребностях населения и особенностей
социально-экономического развития территорий.
Работа по совершенствованию
межбюджетных отношений явилась
предпосылкой для создания законодательной
базы разграничения полномочий между
федеральными органами власти, органами
государственной власти субъектов Федерации
и органами местного самоуправления.
В соответствии
с Федеральным законом от 6 октября
1999 г. № 184-Ф3, более 70 вопросов отнесены
к полномочиям органов
Расходные обязательства
субъектов РФ и муниципальных
образований обеспечены доходными
источниками, закрепленными за соответствующими
бюджетами на постоянной основе. Это
предопределяет устойчивость доходной
базы бюджетов субъектов РФ и обеспечивает
ее стабильный рост. Среднегодовые темпы
роста доходов консолидированных бюджетов
в период 2001-2008 гг. составляют около 25%,
что практически вдвое выше показателей
инфляции.
Доходы в расчете
на душу населения увеличились в
2001-2007 гг. с 9 тыс. руб. до 33,9 тыс. руб. Общее
увеличение доходов консолидированных
бюджетов субъектов РФ складывается
благодаря положительной
Полномочия РФ,
передаваемые для осуществления
органам государственной власти
субъектов РФ, в полном объеме обеспечиваются
финансовыми ресурсами, о чем
свидетельствует наличие
Бюджетные обязательства
субъектов Федерации и
Повышается уровень
бюджетной дисциплины, существенно
снизилось число нарушений
Более 95% объема
межбюджетные трансферты распределяются
на основе единых методик исходя из объективных
показателей, адекватно отражающих факторы,
определяющие потребность в финансировании.
Переход к среднесрочному
бюджетному планированию на федеральном
уровне обусловил планирование межбюджетных
трансфертов на среднесрочную перспективу.
Большинство межбюджетных трансфертов
субъектам РФ распределено между ними
на три года, что создает благоприятные
условия для повышения качества финансового
планирования в регионах. Возможность
прогнозировать объемы финансовой помощи
из федерального бюджета служит дополнительной
предпосылкой к введению среднесрочного
бюджетного планирования и создает стимулы
к увеличению налоговых и неналоговых
доходов на региональном и местном уровнях.
Изменение порядка
определения объема средств Фонда финансовой
поддержки регионов, в соответствии с
которым объем дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности субъектов Федерации
определяется исходя из необходимости
достижения минимального уровня расчетной
бюджетной обеспеченности субъектов РФ,
позволило обеспечить минимальный гарантированный
уровень бюджетной обеспеченности субъектов
Федерации.
Принят ряд
мер, направленных на стимулирование регионов
к повышению качества управления
региональными финансами. Бюджетным
кодексом РФ закреплены различные условия
осуществления бюджетного процесса субъектами
Федерации в зависимости от степени их
дотационности.
Системной
стала методологическая помощь
регионам и муниципальным
В 2007 г. осуществлен
первый опыт по оценке эффективности управления
региональными финансами с поощрением
субъектов Федерации.
Основными задачами
по совершенствованию управления региональными
и муниципальными финансами на ближайшие
четыре года являются:
-продолжение
работы по приведению расходных
обязательств Российской Федерации и
субъектов РФ в соответствие с разграничением
полномочий;
-формирование
новых стимулов к увеличению
доходной базы бюджетов
-совершенствование
механизмов предоставления межбюджетных
трансфертов бюджетам субъектов Федерации
и муниципальных образований;
-формирование
нового качества финансового
менеджмента на всех уровнях
управления региональными и
Приведение расходных
обязательств в соответствие с разграничением
полномочий.
В незначительном
количестве, но сохраняются полномочия,
относящиеся к компетенции
Определился круг
полномочий, финансирование которых
в настоящее время осуществляется
практически за счет средств федерального
бюджета, но которые относятся к компетенции
органов государственной власти субъектов
РФ. Такие полномочия в перспективе должны
войти в состав расходных обязательств
субъектов Федерации, а в переходный период
- софинансироваться Российской Федерацией
в уменьшающейся пропорции.
Предполагается
изменение состава полномочий органов
государственной власти субъектов
РФ, в том числе за счет сокращения
числа делегируемых полномочий путем
их перевода в собственные полномочия
органов государственной власти субъектов
Федерации. При этом возможен обмен полномочиями,
при котором Российская Федерация принимает
на себя обязательства по финансовому
обеспечению ряда полномочий, осуществляемых
в настоящее время за счет средств региональных
бюджетов, передавая в соответствующем
объеме полномочия, которые в настоящее
время реализуются за счет федерального
бюджета.
Формирование
стимулов к увеличению доходной базы
бюджетов субъектов РФ и муниципальных
образований.
В настоящее время
разграничение налоговых источников между
федеральным центром и регионами в целом
соответствует современному этапу развития
федеративных отношений в РФ, и существенный
пересмотр данного разграничения в среднесрочной
перспективе нецелесообразен.
Перспективным
источником формирования доходов бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов
является налог на недвижимость. Предполагается
провести анализ обоснованности его
введения и при решении вопроса
о распределении доходов от данного
налога в бюджеты разных уровней
бюджетной системы РФ исходить из необходимости
концентрации этих доходов по месту их
формирования - в бюджеты поселений.
Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ,сущность и задачи