Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 11:37, курсовая работа
Целью данной работы дать характеристику межбюджетных отношений в Российской Федерации и определить основные пути совершенствования.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретические основы межбюджетных отношений в России. финансовый межбюджетный отношения
2. Проанализировать финансовые взаимоотношения бюджетов разных уровней за период 2007-2009 гг.
Введение 3
1. Понятие межбюджетных трансфертов, цели и необходимость их предоставления. 5
2. Анализ расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам на примере бюджета республики Татарстан 17
3 Анализ структуры расходов региональных и местных бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов на примере бюджетов республики Татарстан и Зеленодольского муниципального района 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Важным аспектом межбюджетных отношений является финансовые взаимоотношения между субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления регулирует федеральный закон от 06.10.2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон регулирует формирование финансовой основы местного самоуправления и межбюджетных отношений.
Рассмотрим
и проанализируем динамику межбюджетных
отношений республики Татарстан
и Зеленодольского
Таблица 4
Безвозмездные поступления в бюджет Зеленодольского муниципального района РТ за 2007-2009 гг.
Наименование | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |||
тыс. руб | уд.вес | тыс.руб. | уд.вес | тыс.руб | уд.вес | |
Безвозмездные
поступления |
575528,7 | 100% | 1067736,70 | 100% | 770 498,14 | 100% |
Дотации | 52202,4 | 9,07% | 97377 | 9,12% | - | - |
Субсидии | 122099,4 | 21,22% | 596539,3 | 55,87% | 401 249,25 | 52,08% |
Субвенции | 341589,5 | 59,35% | 344223,1 | 32,24% | 317 317,95 | 41,18% |
Иные
межбюджетные трансферты |
- | - | 1009,4 | 0,09% | 51 930,94 | 6,74% |
Взаимные расчеты | 59637,5 | 10,36% | 28587,9 | 2,68% | - | - |
В таблице 4 представлены безвозмездные поступления в бюджет ЗМР за 2007-2009 гг. С 2007 года наблюдается рост безвозмездных поступлений в 2008 году в 1,8 раза, в 2009 году – в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом. Доля субвенций в общей сумме безвозмездных поступлений составляет в 2007 году 59,35%, а в 2008 г. 32,24%, т.е. снижается. Доля субсидий, наоборот, по сравнению с 2007 годом – 21,22% в 2008 году – 55,87% увеличивается и в 2009 году держится на том же уровне - 52,08% от общей суммы безвозмездных поступлений.
В 2007 г. из бюджета республики Татарстан в бюджет Зеленодольского муниципального образования поступило 575 528,70 тыс. руб., что составляет 41,18 % от общей суммы доходов Зеленодольского муниципального района. Доходы бюджета данного муниципального района в 2007 г. составили 1 406 312,5 тыс. руб.
Основную
долю безвозмездных поступлений
составили субвенции 341 589,50 тыс. руб.
или 59,35% от общей суммы безвозмездных
поступлений в бюджет ЗМР. На втором
месте субсидии – 122099,4 тыс.руб. Наглядно
структура безвозмездных поступлений
в бюджет ЗМР представлена на рисунке
4.
Рис.3
Структура безвозмездных
Зеленодольского
муниципального образования в 2007 г.
В 2008 г. в доходы бюджета Зеленодольского муниципального образования поступило 1 929 703,6 тыс. руб. из них безвозмездные поступления составляют 55,33% или 1 067 736,7 тыс. руб. Самую значительную часть из них составляют субсидии 596 539,3 тыс. руб., т.е. 55,86% от общей суммы безвозмездных поступлений. Эта цифра почти в 5 раз больше, чем объем субсидий в 2007 году - 122099,4 тыс. руб. Третью часть безвозмездных поступлений в 2008 году составили субвенции, а именно 344 223,1 тыс. руб., по сравнению с 2007 годом эта цифра увеличилась незначительно, а именно, на 2633,6 тыс. руб. Дотации по сравнению с 2007 годом увеличились почти в 2 раза. В 2007 году объем дотаций был 52 202,4 тыс. руб., а в 2008 составил 97 377,0 тыс. руб. Поступления по статье «Взаимные расчеты» составили 28 587,9 тыс. руб., почти в 2 раза меньше, чем в 2007 году – 58 637,5 тыс. руб.
В 2009 году в бюджет Зеленодольского муниципального образования поступили безвозмездные поступления в размере 770 498,14 тыс. руб. Данная статья доходов составляет почти половину всего доходов, общий объем доходов - 1 464 136, 21 тыс. руб. Доходы бюджета в 2009 году снизились в 1,3 раза по сравнению с 2008 г., вернулись к уровню 2007 года.
В
структуре безвозмездных
-
субсидии бюджета
- субсидии бюджетам муниципальных районов на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи – 675 011,73 тыс. руб.;
-
субсидии бюджетам
-
субсидии бюджетам
-
субсидии бюджетам
-
субсидии бюджетам
-
субсидии бюджетам
-
субсидии бюджетам
-
субсидии бюджетам
-
прочие субсидии бюджетам
Объем предоставленных субвенций в 2009 г., также как и в 2007 и в 2008 гг., держится на одном уровне 317 317,95 тыс. руб.
Статья «Иные межбюджетные трансферты» составляет 51 930,94 тыс. руб. или 6,74% от общего объема безвозмездных поступлений в 2009 году. Эта сумма в 51 раз превышает сумму по этой же статье в 2008 году, тогда она составила всего 1 009,4 тыс. руб.
В
структуре безвозмездных
Рис.4
Динамика безвозмездных поступлений
в бюджет Зеленодольского муниципального
района 2007-2009 гг.
На Рисунке 4 изображено изменение структуры безвозмездных поступлений за 2007-2009 гг. и сравнение объемов финансирования по каждой статье за данный период. Как видно из рисунка субсидии составляют значительную часть безвозмездных поступлений в 2008-2009 гг., субвенции на протяжении анализируемого периода поступали в бюджет в примерно одинаковом объеме, дотации поступали в 2007-2008 гг.
Таким образом, безвозмездные поступления составляют почти 50% доходов бюджета Зеленодольского муниципального образования и поступают в виде дотаций, субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. За исследуемый период объем безвозмездных поступлений вырос, за счет значительного увеличения объема субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
Таким образом, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Главными участниками (субъектами) таких взаимоотношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления.
Основные принципы на которых основываются межбюджетные отношения являются принцип субсидиарности и соразмерности.
Существует множество моделей межбюджетных отношений. Выделяют две основные модели распределения бюджетных средств – это модели вертикального и горизонтального финансового выравнивания. Сущность модели вертикального выравнивания трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных источников, среди которых акцент делается на налоговые поступления.
Целью
горизонтального бюджетного выравнивания
является обеспечение единого
Выделяют следующие виды финансовой поддержки – это дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.
Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Дотации могут использоваться произвольно в пределах полномочий соответствующих органов власти с соблюдением различия между текущими и капитальными расходами.
Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.
Субвенции - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
Основным нормативно-правовым источником регулирования межбюджетных отношений в РФ является Бюджетный кодекс РФ. Также основополагающими в данных правоотношения являются федеральные законы. Субъекты РФ могут принимать свои нормативно-правовые акты, но не противоречить высшему законодательству.
Средства, выделяемые из федерального бюджета в бюджет республики Татарстан, составляют значительную часть дохода республики в 2007 году 16,55%, в 2008 году 21,77 %, а уже в 2009 году доля безвозмездных поступлений составила 42,25%.
Безвозмездные поступления составляют почти 50% доходов бюджета Зеленодольского муниципального образования и поступают в виде дотаций, субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. За исследуемый период объем безвозмездных поступлений вырос, за счет значительного увеличения объема субсидий и иных межбюджетных трансфертов.
I. Нормативно-правовые материалы:
1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 2009. – 21 января.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.08г. № 204-ФЗ// Российская газета. – 2008. – 26 ноября.
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07г. № 198-ФЗ// Российская газета. – 2007. – 30 июля.
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006, № 238- ФЗ. // Российская газета. – 2007.- 22 декабря.