Межбюджетные трансферты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 11:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы дать характеристику межбюджетных отношений в Российской Федерации и определить основные пути совершенствования.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть теоретические основы межбюджетных отношений в России. финансовый межбюджетный отношения
2. Проанализировать финансовые взаимоотношения бюджетов разных уровней за период 2007-2009 гг.

Содержание

Введение 3
1. Понятие межбюджетных трансфертов, цели и необходимость их предоставления. 5
2. Анализ расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов нижестоящим бюджетам на примере бюджета республики Татарстан 17
3 Анализ структуры расходов региональных и местных бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов на примере бюджетов республики Татарстан и Зеленодольского муниципального района 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Павлов. КУРС. Межбюджетные трансферты.doc

— 298.50 Кб (Скачать документ)

 

3 Анализ структуры расходов региональных и местных бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов на примере бюджетов республики Татарстан и Зеленодольского муниципального района

 

     Важным  аспектом межбюджетных отношений является финансовые взаимоотношения между  субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления регулирует федеральный закон от 06.10.2003 г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон регулирует формирование финансовой основы местного самоуправления и межбюджетных отношений.

     Рассмотрим  и проанализируем динамику межбюджетных отношений республики Татарстан  и Зеленодольского муниципального образования за 2007-2009 гг.  

     Таблица 4

     Безвозмездные поступления в бюджет Зеленодольского муниципального района РТ за 2007-2009 гг.

Наименование 2007 год 2008 год 2009 год
тыс. руб уд.вес тыс.руб. уд.вес тыс.руб уд.вес
Безвозмездные

 поступления

575528,7 100% 1067736,70 100% 770 498,14 100%
Дотации 52202,4 9,07% 97377 9,12% - -
Субсидии 122099,4 21,22% 596539,3 55,87% 401 249,25 52,08%
Субвенции 341589,5 59,35% 344223,1 32,24% 317 317,95 41,18%
Иные 

межбюджетные

трансферты

- - 1009,4 0,09% 51 930,94 6,74%
Взаимные  расчеты 59637,5 10,36% 28587,9 2,68% - -
 

     В таблице 4 представлены безвозмездные  поступления в бюджет ЗМР за 2007-2009 гг.  С 2007 года наблюдается рост безвозмездных  поступлений в 2008 году  в 1,8 раза, в 2009 году – в 1,3 раза по сравнению  с 2007 годом. Доля субвенций в общей  сумме безвозмездных поступлений составляет в 2007 году 59,35%, а в 2008 г. 32,24%, т.е. снижается. Доля субсидий, наоборот, по сравнению с 2007 годом – 21,22% в 2008 году – 55,87% увеличивается и в 2009 году держится на том же уровне - 52,08% от общей суммы безвозмездных поступлений.

     В 2007 г. из бюджета республики Татарстан  в бюджет Зеленодольского муниципального образования поступило 575 528,70 тыс. руб., что составляет 41,18 % от общей суммы доходов Зеленодольского муниципального района. Доходы бюджета данного муниципального района в 2007 г. составили 1 406 312,5 тыс. руб.

     Основную  долю безвозмездных поступлений  составили субвенции 341 589,50 тыс. руб. или 59,35% от общей суммы безвозмездных  поступлений в бюджет ЗМР. На втором месте субсидии – 122099,4 тыс.руб. Наглядно структура безвозмездных поступлений в бюджет ЗМР представлена на рисунке 4. 

     

     Рис.3 Структура безвозмездных поступлений  в бюджет

     Зеленодольского муниципального образования в 2007 г. 

     В 2008 г. в доходы бюджета Зеленодольского муниципального образования поступило 1 929 703,6 тыс. руб. из них безвозмездные поступления составляют 55,33% или 1 067 736,7 тыс. руб. Самую значительную часть из них составляют субсидии 596 539,3 тыс. руб., т.е. 55,86% от общей суммы безвозмездных поступлений. Эта цифра почти в 5 раз больше, чем объем субсидий в 2007 году - 122099,4 тыс. руб. Третью часть безвозмездных поступлений в 2008 году составили субвенции, а именно 344 223,1 тыс. руб., по сравнению с 2007 годом эта цифра увеличилась незначительно, а именно, на 2633,6 тыс. руб.  Дотации по сравнению с 2007 годом увеличились почти в 2 раза. В 2007 году объем дотаций был 52 202,4 тыс. руб., а в 2008 составил 97 377,0 тыс. руб. Поступления по статье «Взаимные расчеты» составили 28 587,9 тыс. руб., почти в 2 раза меньше, чем в 2007 году – 58 637,5 тыс. руб.

     В 2009 году в бюджет Зеленодольского  муниципального образования поступили  безвозмездные поступления в  размере 770 498,14 тыс. руб. Данная статья доходов составляет почти половину всего доходов, общий объем доходов - 1 464 136, 21 тыс. руб. Доходы бюджета в 2009 году снизились в 1,3 раза по сравнению с 2008 г., вернулись к уровню 2007 года.

     В структуре безвозмездных поступлений  значительную долю составляют субсидии 52,08% от общего объема безвозмездных поступлений или 401 249,25 тыс. руб., а это почти в 4 раза больше, чем в 2007 году и в 1,5 раза меньше, чем в 2008 году. Из них:

     - субсидии бюджета муниципальных  районов на обеспечение жильем  молодых семей – 14 276,43 тыс. руб.;

     - субсидии бюджетам муниципальных районов на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи – 675 011,73 тыс. руб.;

     - субсидии бюджетам муниципальных  районов на реализацию федеральных целевых программ – 900,00 тыс. руб.;

     - субсидии бюджетам муниципальных  районов на комплектование книжных  фондов библиотек муниципальных  образований – 487,00 тыс. руб.;

     - субсидии бюджетам муниципальных  районов на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований – 15 000,00 тыс. руб.;

     - субсидии бюджетам муниципальных  районов на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности – 7 429,49 тыс. руб.;

     - субсидии бюджетам муниципальных  районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера – 105 310,40 тыс. руб.;

     - субсидии бюджетам муниципальных  районов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счёт средств, поступивших от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 118 894,52 тыс. руб.;

     - субсидии бюджетам муниципальных  районов на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счёт средств бюджетов – 65 076,67 тыс. руб.;

     - прочие субсидии бюджетам муниципальных  районов – 67 124,62 тыс. руб.

     Объем предоставленных субвенций в 2009 г., также как и в 2007 и в 2008 гг., держится на одном уровне 317 317,95 тыс. руб.

     Статья  «Иные межбюджетные трансферты»  составляет 51 930,94 тыс. руб. или 6,74% от общего объема безвозмездных поступлений в 2009 году. Эта сумма в 51 раз превышает сумму по этой же статье в 2008 году, тогда она составила всего 1 009,4 тыс. руб. 

     В структуре безвозмездных поступлений  в 2009 году отсутствуют поступления по статьям «Дотации» и «Взаимные расчеты».

 

     

     Рис.4 Динамика безвозмездных поступлений  в бюджет Зеленодольского муниципального района 2007-2009 гг. 

     На  Рисунке 4 изображено изменение структуры безвозмездных поступлений за 2007-2009 гг. и сравнение объемов финансирования по каждой статье за данный период. Как видно из рисунка субсидии составляют значительную часть безвозмездных поступлений в 2008-2009 гг., субвенции на протяжении анализируемого периода поступали в бюджет в примерно одинаковом объеме, дотации поступали в 2007-2008 гг.

     Таким образом, безвозмездные поступления  составляют почти 50% доходов бюджета  Зеленодольского муниципального образования  и поступают в виде дотаций, субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. За исследуемый период объем безвозмездных поступлений вырос, за счет значительного увеличения объема субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

 

Заключение

 

     Таким образом, межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Главными участниками (субъектами) таких взаимоотношений выступают: государство, налогоплательщики, бюджетополучатели, финансовые посредники, контрольные органы и иные органы власти и управления.

     Основные  принципы на которых основываются межбюджетные отношения являются принцип субсидиарности и соразмерности.

     Существует  множество моделей межбюджетных отношений. Выделяют две основные модели распределения бюджетных средств – это модели вертикального и горизонтального финансового выравнивания. Сущность модели вертикального выравнивания трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных источников, среди которых акцент делается на налоговые поступления.

     Целью горизонтального бюджетного выравнивания является обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных  услуг жителями различных регионов страны.

     Выделяют  следующие виды финансовой поддержки  – это дотации, субвенции, субсидии и межбюджетные трансферты.

     Дотация – это средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы на безвозмездной и безвозвратной  основах для покрытия текущих расходов. Дотации могут использоваться произвольно в пределах полномочий соответствующих органов власти с соблюдением различия между текущими и капитальными расходами.

     Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов. В составе бюджета субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств.

     Субвенции - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

     Основным нормативно-правовым источником регулирования межбюджетных отношений в РФ является Бюджетный кодекс РФ. Также основополагающими в данных правоотношения являются федеральные законы. Субъекты РФ могут принимать свои нормативно-правовые акты, но не противоречить высшему законодательству.

     Средства, выделяемые из федерального бюджета  в бюджет республики Татарстан, составляют значительную часть дохода республики в 2007 году 16,55%, в 2008 году 21,77 %, а уже  в 2009 году доля безвозмездных поступлений  составила 42,25%.

     Безвозмездные поступления составляют почти 50% доходов бюджета Зеленодольского муниципального образования и поступают в виде дотаций, субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов. За исследуемый период объем безвозмездных поступлений вырос, за счет значительного увеличения объема субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

 

Список использованной литературы

 

     I. Нормативно-правовые материалы:

1. Конституция  РФ / Федеральный конституционный  закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская  газета. – 2009. – 21 января.

2. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31.07.98 г. № 145-ФЗ (с последующими  изменениями и дополнениями). // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.

3. Федеральный  закон «О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24.11.08г. № 204-ФЗ// Российская газета. – 2008. – 26 ноября.

4. Федеральный  закон «О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07г. № 198-ФЗ// Российская газета. – 2007. – 30 июля.

5. Федеральный  закон «О федеральном бюджете на  2007 год» от 19.12.2006, № 238- ФЗ. // Российская газета. – 2007.- 22 декабря.

Информация о работе Межбюджетные трансферты