Международный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фир­мы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Функции, роль и формы международного кредита……………...………….4
1.1. Функции международного кредита………………………………………...4
1.2. Роль кредита………………………………………………………………...5
1.3. Формы международного кредита………………………………….………5

2. Международные валютно-кредитные организации……………..……..…...18
2.1. Международный валютный фонд……………….…………………....……19
2.2. Банк международных расчетов…………………………………….……....23
2.3. Всемирный банк………………………………………………………..…...24
2.4. Европейский банк реконструкции и развития……………………….……29
2.5. Региональные валютно-кредитные организации…………………………30

3. Факторы развития внешней торговли…………………..…………….....….32
3.1. Кредитование экспорта…………………………………………….……....32
3.2. Кредитование импорта………………………………………………….….35
3.3. Кредитование экспортно-импортных операций в России…………….…38
3. 4. Перелив капитала………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Форфейтирование, как правило, применяется при поставках машин, оборудования на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа (до 5 - 7 лет)

Механизм форфетирования заключается в следующем:

Форфейтор (т. е. банк или финансовая компания) приобретает у экспортера вексель с определенным дисконтом, т. е. за вычетом всей суммы процентов или части их.

Размер дисконта зависит от платежеспособности импортера, срока кредита, рыночных процентных ставок в данной валюте.

Форфейтирование дороже для экспортера, чем банковский кредит.

Форфейтирование - это форма трансформации коммерческого векселя в банковский вексель.

Так как форфейтирование предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю (т.е. к форфейтору), он требует обычно гарантию первоклассного банка страны, в которой функционирует должник (покупатель оборудования).

В большинстве стран платеж по долговому обязательству может быть произведен через несколько дней после окончания срока платежа по нему. Для того чтобы сделать поправку на это положение, форфейторы обычно при расчете размера дисконта добавляют несколько дней к фактическому числу, остающемуся до срока платежа. Это так называемые льготные дни.

13 Вексельный кредит

 Вексельный кредит - это кредит, оформляемый путем выставления пе­реводного векселя на импортера, акцептующего его по получении товаро­сопроводительных и платежных документов. Срок вексельного кредита за­висит от вида товара. Поставки машин и оборудования обычно кредитуют­ся на срок до 3 - 7 лет. При экспорте сырья и материалов предоставляются краткосрочные вексельные кредиты.

Использование векселя в качестве средства обращения и платежа в международных расчетах связано с тем, что часть внешнеторгового оборо­та осуществляется за счет кредита. При расчетах по внешнеторговым опе­рациям применяются переводной вексель (тратта) и простой век­сель. Наиболее широко используется переводный вексель, представляющий собой безусловное предложение трассанта (кредитора), адресованное трассату (должнику), уплатить третьему лицу (ремитенту) в установленный срок сумму, указанную на векселе.

Обращение простого векселя обусловлено продажей товаров с рассроч­кой платежа. Простой вексель выписывает сам должник (векселедатель). По существу, простой вексель - это долговая расписка должника на имя его кредитора (векселедержателя). Таким образом, если в обращении перевод­ного векселя участвуют три лица, в операциях с простым векселем – два лица.

В сфере международного платежного оборота применяются нормы на­ционального и международного права. Так, в 1930 г. ряд стран приняли Еди­нообразный вексельный закон. На его основе государства-участницы соглашения, в том числе Советский Союз, унифицировали национальное вексельное законодательство. Их стали называть странами Женевской век­сельной системы права. Это европейские страны, кроме Великобритании, а также Аргентина, Бразилия. В некоторых странах, в основном с англо-американским правом, сохранились и действуют нормативные акты, отлич­ные от Женевского соглашения. Это Великобритания, Австралия, Индия. Они руководствуются Английским вексельным законом 1882 г.

Третью, самостоятельную группу образуют страны, чье вексельное законодательство нельзя отнести к первым двум системам вексельного пра­ва. Эти страны используют свое законодательство. Поэтому в международ­ных расчетах по коммерческим кредитам участники внешнеэкономических связей должны учитывать имеющиеся различия и особенности вексельного законодательства, применяемого в разных странах, и предусматривать в тор­говых контрактах, какой из действующих нормативных актов будет регули­ровать их отношения с партнером по сделке.

Учетный кредит также связан с векселем.

Учет векселя - это покупка векселя банком (или учетным домом) до на­ступления срока оплаты по нему. Покупка такого векселя сопровождается индоссаментом владельца векселя (векселедержателя), в результате чего век­сель, а вместе с ним и право требования платежа по нему полностью пере­ходят от векселедателя в распоряжение банка. Вексель, предъявленный к учету в банке, немедленно им оплачивается, т.е. векселедержатель получает кредит от банка.

Таким образом, учетный кредит - это кредит, предоставляемый банком векселедержателю путем покупки векселя до наступления срока платежа по нему.

Учет векселя производится банком за плату. Плата, взимаемая банком за авансирование денег при учете векселя, называется учетный процент. Он представляет собой разницу между номиналом векселя и суммой, уплаченной банку при его покупке.

14 Акцептный кредит

Акцептный кредит - это кредит, предоставляемый банком в форме акцепта переводного векселя (тратты), выставляемого на банк экспортерами и импортерами. При этой форме кредита экспортер получает возможность выставлять на банк векселя на определенную сумму в рамках кредитного лимита. Банк акцептует эти векселя, гарантируя тем самым их оплату должником в установленный срок.

При реализации товара в кредит экспортеры заинтересованы в акцепте векселя крупным банком. Такой вексель в любое время может быть учтен или продан. При акцептном кредите формально кредит предоставляет экспортер, но в отличие от вексельного кредита акцептантом векселя выступает банк.

Выдавая акцепт, банк не предоставляет кредита и не вкладывает в операцию свои средства, но обязуется оплатить тратту при наступлении срока платежа. В тех случаях, когда экспортер требует платежа наличными, проводятся операции рефинансирования, т.е. банк импортера акцептует тратту, выставленную на него импортером, учитывает ее и уплачивает экспортеру наличными деньгами. Стоимость акцептного кредита складывается из двух элементов: комиссии за акцепт и учетной ставки, которая обычно ниже ставки по учету векселя.

Термин «акцептный кредит» применяется обычно в тех случаях, когда банки акцептируют тратты только экспортеров своей страны.

Однако крупными банками акцептные кредиты предоставляются не только своим, но и иностранным экспортерам. Так, до первой ми­ровой войны, когда мировым финансовым центром был Лондон, крупнейшие лондонские банки обслуживали внешнюю торговлю не только Англии, но и других стран. После второй мировой войны большие масштабы приобрели акцептные операции американских банков.[4]

Разновидностью акцептного кредита является акцептно-рамбурсный кредит.

Рамбурс в международной торговле означает оплату купленного товара через посредство банка в форме акцепта банком импортера тратт, выставленных экспортером.

Термин «акцептно-рамбурсный кредит» применяется в тех случаях, когда банки акцептуют тратты, выставляемые на них иностранными коммерческими фирмами. В этом случае в операцию по акцепту тратты включаются банки других стран, играющие вспомогательную роль и принимающие на себя ответственность перед банками-акцептантами по своевременному переводу (рамбурсированию) на их счета валюты, необходимой для оплаты акцептованных тратт.

 

2. Международные валютно-кредитные организации.

Современные международные валютные отношения очень нестабильны, ситуации, возникающие на валютных рынках отличаются большим риском и неопределенностью для участ­ников валютных сделок. Все это заставляет многие страны учас­твовать в координации экономической политики в этой облас­ти. Эту координацию на практике осуществляют такие органы, как  Международный валютный фонд, Международ­ный банк реконструкции и развития.

Интеграция России в мировую экономику предполагает, в частности, её подключение к межгосударственным институциональным структурам, предназначенным для регулирования мировых экономических и валютно-финансовых отношений, членство в ведущих международных организациях, в первую очередь в МВФ и Всемирном банке. В условиях резко возросшей взаимозависимости современного мира страна не могла без ущерба своих интересов оставаться в стороне от участия  в формировании международного валютно-финансового механизма, с которым она реально взаимодействовала при осуществлении внешнеторговых связей. Кроме того, вступление в эти организации открывает доступ к важному источнику валютных кредитов.  

Международные и региональные валютно-кредитные и финан­совые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. Эти учреждения появились в текущем столетии, они следуют своим целям, решают разные задачи и действуют в глобальном или региональном масштабах.

Роль международных финансовых институтов повышается в условиях интернационализации хозяйственных связей. В их дея­тельности переплетаются тенденции партнерства и противоречия, характерные для всемирного хозяйства.

2.1 Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) — меж­дународная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им фи­нансовом помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте, фонд имеет статус специа­лизированного учреждения ООН. Практически он служит институциональной основой мировой ва­лютной системы.

МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1444 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Его штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Совет управляющих – высший руково­дящий орган МВФ - в котором каждая страна-член пред­ставлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центра­льных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пере­смотр величины их долей в капитале, выборы ис­полнительных директоров. Управляющие собира­ются на сессии обычно один "раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время. Директорат – исполнительный орган включает 6 представителей от стран с наибольшей долей капитала в Фонде и 16 – от остальных стран, избираемых по географическому признаку. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Средне­го Востока и Западного полушария.

Официальные цели МВФ: "способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего уч­реждения"; ''содействовать расширению и сбалан­сированному росту международной торговли", что имело бы своим следствием развитие производст­венных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и реальных доходов всех государств-чле­нов; "обеспечивать стабильность валют, поддержи­вать упорядоченные отношения в валютной облас­ти среди государств-членов" и не допускать "обес­ценения валют с целью получения конкурентных преимуществ"; оказывать помощь в создании мно­госторонней системы расчетов по текущим опера­циям между государствами-членами, а также в уст­ранении валютных ограничений; предоставлять на временной основе государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им воз­можность "исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах".

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968 — 1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976 — 1978 гг. — вторая серия поправок, которая отражала замену Бреттонвудской валютной системы новой, Ямайской валютной системой. Согласно Уставу МВФ, государства-члены должны были на базе фиксированных курсов валют вводить их обратимость по теку­щим международным операциям и проводить политику по пол­ному устранению валютных ограничений. На практике эти поло­жения не могли быть выполнены многими странами (валютные ограничения отменены лишь в 60 странах).

Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов в соответствии с установленными квотами, величина которых зависит от экономического потенциала и активности страны в международной торговле

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоя­щий из шести членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета уп­равляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран.

В устав МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась за 1947 -1987 тт. с 36,2 до 20,1%, в общем количестве голосов с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и квот развивающихся стран, главным образом стран-экспортеров нефти.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

1) кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через опре­деленный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты;

2) кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-эко­номического положения страны и выполнения требовали и МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограни­чение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулирова­нии валютно-кредитных отношений. В соответствии с Бреттонвудским соглашением перед фондом была поставлена задача по упоря­дочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию-устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ± 1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства-члены фонда долж­ны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обрати­мость валют по текущим операциям и проводить политику, направ­ленную на полное устранение валютных ограничений. Но на прак­тике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 страна­ми-членами МВФ.

Информация о работе Международный кредит