Международный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

В международных экономических отношениях любого государства существенное значение имеют кредитные отношения. Международное заимствование и кредитование стало результатом развития, с одной стороны, внутреннего кредитного рынка наиболее развитых стран мира, а с другой ответом на потребность финансирования международной торговли. На межгосударственном уровне потребность в кредитовании возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательных сальдо международных расчетов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают частные предприятия (банки, фир­мы), государственные учреждения, правительства, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1. Функции, роль и формы международного кредита……………...………….4
1.1. Функции международного кредита………………………………………...4
1.2. Роль кредита………………………………………………………………...5
1.3. Формы международного кредита………………………………….………5

2. Международные валютно-кредитные организации……………..……..…...18
2.1. Международный валютный фонд……………….…………………....……19
2.2. Банк международных расчетов…………………………………….……....23
2.3. Всемирный банк………………………………………………………..…...24
2.4. Европейский банк реконструкции и развития……………………….……29
2.5. Региональные валютно-кредитные организации…………………………30

3. Факторы развития внешней торговли…………………..…………….....….32
3.1. Кредитование экспорта…………………………………………….……....32
3.2. Кредитование импорта………………………………………………….….35
3.3. Кредитование экспортно-импортных операций в России…………….…38
3. 4. Перелив капитала………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

123.doc

— 263.00 Кб (Скачать документ)

Интересно, что МФК начала свою деятель­ность в России еще в 1991 г., т. е. раньше, чем наша страна вступила во Всемирный банк. Отличительной особенностью МФК, как уже отмечалось, является то, что она вкладывает средства в частный сектор, в том числе и в виде инвестиций непосредственно в акционерный капитал частных предприятий. Такая форма помощи является очень эффективной, и в этом смысле сотрудничество с МФК является для российской экономики не менее важным, чем с МБРР.

С 30 сентября 1996 г. МФК включила акции крупнейших российских компаний в ежедневный глобальный композитный индекс курса акций раз­вивающихся стран и стран с переходной эконо­микой. Так как глобальный индекс МФК служит своего рода барометром для серьезных западных инвесторов, факт включения российских компаний в индекс рассматривался инвесторами в качестве подтверждения положительных перспектив роста российской экономики и дальнейшего развития финансовых рынков в России. Это способствовало росту интереса к российским акциям со стороны западных инвестиционных фондов.

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ)

МАГИ создано в 1988 г. для оказания помощи развивающимся странам в привлечении частных иностранных инвестиций посредством предоставления инвесторам гарантий от политических рисков, а именно: экспроприаций, военных действий и гражданских беспорядков, нарушений условий контрактов и т. п. Агентство предоставляет также консультативные услуги правительствам по вопросам возможностей и условий привлечения инвестиций.

Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. Страховые полисы МАГИ гарантируют частные инвестиции в течение 15-20 лет, при этом максимальный размер страхового покрытия на один проект не превышает 50 млн. долл.[6]

Российская Федерация вступила в МАГИ в декабре 1992 г.

Гарантии от политических рисков, предостав­ляемые МАГИ, позволяют иностранным инвесто­рам сосредоточиться только на экономических и кредитных рисках, связанных с реализацией их ин­вестиционных проектов. С другой стороны, боль­шинство финансовых институтов или страховых компаний не хотят или не могут взять нa себя некоммерческие риски, возникающие в политически нестабильных развивающихся странах. Таким образом, МАГИ призвано заполнить существующую нишу.

Международный центр урегулирования инвес­тиционных споров

Международный центр урегулирования инвес­тиционных споров (МЦУИС) является независимой международной организацией, созданной в 1966 г. на основе международной Конвенции по урегулированию инвес­тиционных споров, открывшейся для подписания в 1965 г. и вступившей в силу начиная со следующего года.

Все рассмотренные выше организации, состав­ляющие гpyппy Всемирного банка, предлагают ши­рокий диверсифицированный набор финансовых продуктов и услуг, в общем адекватно отражающий потребности развивающихся стран. Помощь группы Всемирного банка и накопленный ею опыт могут принести значительную пользу странам с пере­ходной экономикой, в том числе и России.

2.4 Европейский банк реконструкции и развития.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) образован в соответствии с подписанным 29 мая 1990 г. в Париже соглашением для оказания содействия реформам в странах Центральной и Восточ­ной Европы в связи с переходом стран этого региона к ориентиро­ванной на рынок экономике. Учредителями банка являются все страны Европы, кроме Албании, США, Канада, Мек­сика, Венесуэла, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и две международные организации — Европейское экономическое сообщество и Европейский инвести­ционный банк. В образовании банка принимал участие и бывший СССР, членом банка является ныне Российская Федерация.

Цель ЕБРР - сыграть роль стимулятора и ускорителя для при­влечения капиталов в отрасли инфраструктуры стран Центральной и Восточной Европы. Предоставляя кредиты, банк помогает запад­ным промышленникам идти на необходимый риск в завоевании рынков на Востоке, а это будет способствовать скорейшему переходу восточноевропейских стран к экономической стабильности и вве­дению конвертируемости своих валют.

ЕБРР кредитует проекты лишь в пределах 15 - 150 млн. долл.

Ресурсы ЕБРР формируются по аналогии с МБРР. Однако доля оплаченного акционерного капитала ЕБРР выше (30 % по сравнению с 7 %). Неоплаченные акции могут быть при необхо­димости востребованы, но обычно используются как гарантия при привлечении заемных средств на мировом кредитном рынке.

ЕБРР специализируется на кредитовании производства (вклю­чая проектное финансирование), оказании технического содейст­вия реконструкции и развитию инфраструктуры (включая эколо­гические программы), инвестициях в акционерный капитал, осо­бенно приватизируемых предприятий. Преимущественные сферы деятельности ЕБРР, в том числе в России, - финансовый, бан­ковский секторы, энергетика, телекоммуникационная инфра­структура, транспорт, сельское хозяйство. Большое внимание уде­ляется поддержке малого бизнеса. Как и другие международные финансовые институты, ЕБРР предоставляет консультативные ус­луги при разработке программ развития с целевыми инвестиция­ми. Одна из стратегических задач ЕБРР - содействие приватиза­ции, разгосударствлению предприятий, их структурной пере­стройке и модернизации, а также консультаций по этим вопросам.

2.5 Региональные валютно-кредитные организации.

Региональные банки развития созданы в б0-х гг. в Азии, Афри­ке, Латинской Америке для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихся стран этих регионов.

Межамериканский банк развития (МаБР, Вашингтон, создан в 1959 г.), Африканский банк развития (АфБР, Абиджан, образован в 1963 г.) и Азиатский банк развития (АзБР, Манила, создан в 1965 г.) преследуют единые цели: долгосрочное кредитование проектов развития соответствующих регионов, кредитование ре­гиональных объединений. Общей чертой этих банков является существенное влияние на их деятельность развитых стран, кото­рым принадлежит значительная часть капитала банков и они со­ставляют примерно 1/3 их членов. В региональных банках разви­тия установлен одинаковый принцип формирования ресурсов, привлечения заемных средств в социальные фонды, проводится кредитная политика во многом по образцу группы МБРР.

Вместе с тем существуют различия в деятельности региональ­ных банков развития. Они определяются разным уровнем эконо­мического, культурного развития стран трех континентов — Ла­тинской Америки, Азии и Африки, особенностями их историчес­ких традиций.

Региональные валютно-кредитные и финансовые организации западноевропейской интеграции представляют собой составную часть ее институциональной структуры. Они преследуют цель решения интеграции и создания экономического и валютного союза (ЕС) в соответствии с Маастрихтским договором 1993 г., проведение согласованной политики по отношению к развиваю­щимся странам, ассоциированным с ЕС.

К основным региональным организациям ЕС относится:

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ, Люксембург) создан в 1958 г., предоставляет кредиты на срок от семи до двадцати лет, а развивающим­ся странам до сорока лет Цель ЕИБ — развитие отсталых регио­нов стран ЕС, реконструкция предприятий, создание совместных хозяйственных объектов, развитие приоритетных отраслей, осуществление межгосударственных проектов, модернизация отраслевой структуры производства.

Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС) создан в 1973 г. в рамках Европейской валютной системы. Он предоставля­ет кредиты на покрытие дефицита платежного баланса стран-членов ЕВС при условии выполнения ими программ стабилизации эконо­мики. ЕФВС выполняет в рамках ЕВС функции кредитно-расчетного обслуживания стран-членов;

Европейский фонд развития (ЕФР, 1958 г.) проводит коллек­тивную политику ЕС по отношению к развивающимся странам, координирует двусторонние программы официальной помощи развитию этих стран;

Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хо­зяйства (1969 г.) содействует созданию общего аграрного рынка («Зеленая Европа»);

Европейский фонд регионального развития (ЕФРР, 1975 г.) предо­ставляет кредиты за счет средств совместного бюджета ЕС с целью выравнивания региональных диспропорций в странах-членах.

Европейский валютный институт (ЕВИ, Франкфурт-на-Майне, 1994 г) заменил Европейский фонд валютного сотрудни­чества, созданный в 1973 г —это наднациональный орган в со­ставе управляющих двенадцати центральных банков, осущест­вляющий координацию денежной и кредитной политики этих банков, содействует созданию системы европейских центральных банков и переходу к единой валюте К ЕВИ перешла функция эмиссии ЭКЮ и предоставления кредитов на покрытие дефицита баланса стран членов.  С июля 1998 г ЕВИ заменен Европейским центральным банком, который выпускает евро. С 1999 г начала действовать Европейская система центральных банков, которая включает Европейский центральный банк и центральные банки стран ЕС, перешедших к евро.[7]

3. Кредитование экспорта и импорта.

Под воздействием жесточайшей конкуренции фирмы вынуждены ограничивать минимальными размерами основной капитал и максимально ускорять оборачиваемость средств, мобилизуемых для осуществления их деятельности. В целях повышения эффективности вложенного капитала (получения максимального дохода на вложенный капитал) производственные и внешнеторговые предприятия и организации широко используют возможности кредитования своей деятельности. И это позволяет им формировать их оборотный капитал за счет кредитов, получаемых под залог проданных товаров на весь период их продвижения от продавца к покупателю и до завершения расчетов между ними. Это, в свою очередь, дает возможности получать соответствующую долю прибыли банкам, участвующим в мобилизации временно свободного капитала на денежном рынке этих стран.

В качестве кредиторов внешнеторговой сделки могут выступать экспортеры, импортеры, банки и другие кредитно-финансовые организации, а также государство. На практике, однако, финансирование внешнеторговых сделок прямо или косвенно осуществляется коммерческими банками, а экспортер (или импортер) выступает в качестве инициатора и ответственного лица за своевременное погашение кредита и связанных с этим расходов. На международном рынке ссудных капиталов выработаны практикой определенные обычаи в оформлении и порядке исполнения кредитных операций. Любая выходящая на внешний рынок организация должна использовать существующие организационные формы кредитования экспорта (или импорта) при формировании условий внешнеторговой сделки.

3.1 Кредитование экспорта.

Кредитование экспорта проводится по форме:

1) покупательских авансов, выдаваемых импортерами той или иной страны иностранным производителям или экспортерам. Так, американские и английские машиностроительные фирмы нередко получают авансы от иностранных заказчиков в размере 1/3 стоимос­ти заказа. Значение покупательских авансов заключается в том, что, во-первых, они служат формой обеспечения обязательств иностран­ных заказчиков, а во-вторых, представляют собой увеличение капи­тала экспортера;

2) банковского кредитования в виде:

- выдачи кредитов под товары в стране-экспортере (этот кредит дает экспортерам возможность продолжать операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных на экспорт, не дожидаясь реализации ранее заготовленных товаров);

- предоставления ссуд под товары, находящиеся в пути (под обес­печение транспортных документов - коносамент, железнодорожная накладная и др.);

- выдачи кредита под товары или товарные документы в стране-импортере;

- банковских кредитов, не обеспеченных товарами, которые полу­чают крупные фирмы-экспортеры от банков, имеющих с ними дли­тельные деловые связи или участие в капитале.

Многие государства, используя созданные системы кредитования экспорта и страхования экспортных кредитов, оказывают финансовую под­держку своим банкам-кредиторам и фирмам-экспортерам.

С целью избежать обострения конкуренции в сфере экспортного финан­сирования и «кредитной войны» в 1976 г. государства - члены ОЭСР заклю­чили Международное соглашение по экспортным кредитам с официальной поддержкой, т. е. пользующимся поддержкой государства, также – консенсус.

Указанное соглашение распространяется на экспортные кредиты со сро­ком погашения свыше трех лет, пользующиеся государственной поддерж­кой в форме фондирования, рефинансирования, субсидирования, страхова­ния. Кредиты предоставляются для финансирования экспорта определен­ных групп товаров машин, оборудования, строительства объектов за гра­ницей, оказание сопутствующих услуг. Консенсус определяет все основные максимально льготные условия кредитов.

Лимит кредита не может превышать 85% объема внешнеторговой сделки.

Срок и стоимость кредита дифференцированы в зависимости от катего­рии стран-заемщиков. С этой целью все государства-импортеры разделены на три группы в зависимости от размера ВНП на душу населения:  I группа - свыше 4000 долл., II - от 624 до 4000 долл., III - менее 624 долл. Погашение кредита должно осуществляться равными взносами не реже одного раза в полугодие и начинаться не позднее чем через 6 месяцев с даты поставки или ввода в эксплуатацию оборудования. Максимальный срок погашения кре­дита для стран I группы - 5 лет (в исключительных случаях - 8,5 года), II группы - 8,5 года, III группы -10 лет.

Консенсус устанавливает минимальный размер рыночных ставок по эк­спортным кредитам в зависимости от срока погашения кредита и категории стран-заемщиц.

Кроме того, в 70-е годы появились новые формы кредитно-финансового стимулирования экспорта:

- возобновляемая, или ролловерная, кредит­ная линия (разновидность кредитной линии, которая обычно применяется в кредитных операциях евровалютного рынка);

- факторинг;

- операции по форфейтингу;

- лизинговые операции.

Информация о работе Международный кредит