Международный валютный фонд. Мировой банк. Валютные курсы и валютные рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 14:03, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение истории создания, развития и деятельности Международного Валютного Фонда, Мирового Банка . Кроме того, изучение валютных курсов и валютных рынков.

Задачами исследования данной работы явились:

-изучение задач и направления деятельности МВФ;

-особенности кредитной политики МВФ;

-структура управления МВФ, перспективы развития, взаимоотношения с Россией;

-основные направления деятельности, цели, механизмы управления МБРР;

-основные направления деятельности, состав Группы Всемирного Банка;

- изучение развития валютного рынка;

- изучение основных понятий валютного рынка: валютных операций субъектов валютного рынка, валютного курса;

Содержание

Введение. 2
1.Международный Валютный фонд. 3
1.1. Создание МВФ. Основные задачи и направления деятельности. 3
1.2. Структура управления МВФ. 4
1.3.Особенности кредитной политики МВФ. 5
1.4. Взаимоотношения России и МВФ. 7
1.5. Перспективы . 8
2.Мировой банк. 10
2.1. МБРР. Цели МБРР. 10
2.3.Механизмы управления МБРР. 11
2.4.Группа всемирного банка. 12
3.Валютные курсы и валютные рынки. 13
3.1. Виды валют. 13
3.3. Валютный рынок. 15
3.4. Валютный рынок в России. 19
Заключение. 20
Список используемых источников. 22

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции. Однако впоследствии в связи с "холодной войной" между Востоком и Западом он не ратифицировал Статьи соглашения МВФ. По той же причине на протяжении 50 - 60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Корейской Народно-Демократической Республики и Республики Кубы). Россия стала членом МВФ с 1992 г.

   В январе 1992 г. Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере $6 млрд. для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 г. 5 августа был предоставлен первый транш $1 млрд., который использовался для пополнения валютных резервов, осуществления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 г. не получила. Не были выделены и средства ($6 млрд.), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 г. МВФ предложил  России второй кредит в $3 млрд. в рамках только что созданного направления – «Помощи системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 г. МВФ приостановил передачу денег РФ из-за того, что Правительство не смогло сдержать инфляцию и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 г. были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита $1,5 млрд. в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 г., кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 г.), Правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 г. резервного стабилизационного кредита в $6,8 млрд. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, ЦБ и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних экономических показателей  России 1997 г. был самым удачным. В 1998 г. экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 г. из активного в пассивный с дефицитом в размере $5,1 млрд. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, Правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала представление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение и 17 августа 1998 г. в стране был объявлен дефолт.

После дефолта  Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

1.5. Перспективы .

     За  время своего существования МВФ  превратился в подлинно Универсальную  организацию, добился широкого признания  в качестве главного наднационального органа регулирования валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть большую роль в реализации решений «Восьмерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, Согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.

           В последние годы политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь привязывают её к международным финансовым потокам.

     Милтон  Фридман, американский экономист, лауреат  Нобелевской премии по экономике, считает, что политика МВФ стала дестабилизирующим  фактором на рынках развивающихся стран. Причем не в силу условий, которые он налагал на своих клиентов, а в первую очередь из-за того, что он пытается уберечь частных инвесторов от их собственных ошибок. Спасение Мексики во время кризиса 1995 г. подстегнуло кризис на других развивающихся рынках. «Не будет преувеличением сказать, - подчеркивает М.Фридман, - если бы не существовало МВФ, то и не было бы восточноазиатского кризиса». Это показывает, что международные структуры типа МВФ не способны эффективно решать поставленные перед ними задачи. Некоторые экономисты стали даже призывать к прекращению деятельности МВФ в том виде, в котором он существует сейчас.

     Сегодня практически никто не берет у  МВФ связанные финансовые кредиты  и поэтому новые обязательства  МВФ резко сократились: с 8,3 млрд. СДР в 2006 финансовом году до 237 млн. СДР в 2007 г., а кто раньше получил финансовую помощь от МВФ, стараются досрочно выплатить долги. В 2007 финансовом году девять государств-членов: Болгария, Гаити, Индонезия, Малави, Сербия, Уругвай, Филиппины, Центральноафриканская Республика, Эквадор погасили свои текущие обязательства перед МВФ с опережением графика на общую сумму 7,1 млрд. СДР.

           

 

2.Мировой  банк.

2.1. МБРР. Цели МБРР.

            Междунаро́дный банк реконстру́кции и разви́тия (МБРР— основное кредитное учреждение Всемирного банка. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями Международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР — Вашингтон.

     Цели  МБРР:

  • оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран-членов;
  • содействие частным иностранным инвестициям;
  • содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов;
  • сбор и публикация статистической информации,

     Первоначально МБРР был призван с помощью  аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.1

2.2.Основные направления деятельности МБРР.

     В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ.

В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных  условий кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает предоставление кредитов определенными условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

     Необходимо  подчеркнуть, что банк покрывает  своими кредитами лишь 30% стоимости  объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

     Основная  цель, которую изначально провозгласили  учредители МБРР, заключалась в том, чтобы банк прежде всего был инициатором  и организатором частных инвестиций, добивался для них в странах-заемщиках  благоприятных условий и "климата". Банк мог предоставлять кредиты государствам под гарантии правительств, но должен был уклоняться от вложения своего капитала в высокодоходные, быстроокупающиеся предприятия. Предполагалось, что МБРР будет сосредоточивать свои операции исключительно на тех объектах, которые важны для государств, но в которые не охотно вкладывается частный инвестор. Фактически же МБРР сразу начал широко вмешиваться во внутренние дела стран-заемщиков в интересах своих хозяев (США), оказывал давление на правительства, навязывая свои "программы развития".

2.3.Механизмы управления МБРР.

     Высшими органами МБРР являются Совет управляющих  и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится  президент, как правило, представитель  высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных  займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

2.4.Группа всемирного банка.

     В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка. В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

 

3.Валютные  курсы и валютные  рынки.

3.1. Виды валют.

Валютой  является любой товар, выполняющий функции денег на международном уровне. Можно различать несколько видов валют:

Национальная  или  внутренняя  валюта  – законное платежное средство на территории выпускающей его страны.

Иностранная или внешняя валюта - законное платежное средство других стран, легально или нелегально используемое на территории страны.

Резервная валюта – валюта, в которой выражается номинал ликвидных международных резервов страны, которые используются для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса.

Свободно  используемая валюта – валюта, имеющая широкое хождение в качестве средства платежа и единицы стоимости в международных операциях.

Твердая валюта - валюта, ожидаемый курс которой остается стабильным или постепенно увеличивается по отношению к другим валютам.

Мягкая  валюта - валюта, чей курс хронически нестабилен или перманентно снижается по отношению к твердым валютам. Для мягких валют характерна неполная конвертируемость. 2

3.2. Понятие валютного  курса.

Валютный  курс представляет собой цену национальной валюты, выраженную в иностранной валюте. Валютный курс оказывает огромное влияние на валютообменные операции, международную торговлю и инвестиции – словом все то, что связывает национальную экономику с общемировым рынком. Валютный курс занимает центральное место в денежно-кредитной политике: он может использоваться как целевой ориентир, инструмент политики или просто экономический показатель. Роль валютного курса во многом определяется типом выбранной денежно-кредитной политики.

Информация о работе Международный валютный фонд. Мировой банк. Валютные курсы и валютные рынки