Московское городское общественное управление в конце XIX – начале XX века финансы и бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2011 в 12:49, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования. Настоящее диссертационное исследование посвящено истории финансов Московского городского общественного управления конца XIX - начала XX в. К середине 80-х годов XIX в. в России завершился переход от феодального к капиталистическому хозяйству. Промышленный подъем, начавшийся в середине 1890-х гг. и грандиозное железнодорожное строительство придали индустриальному развитию новый импульс. В главных отраслях промышленности ведущие позиции окончательно перешли к крупному фабрично-заводскому производству.

Работа состоит из  1 файл

Автореферат с интересн. работами Рудановского.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

    В 1998 г. к 80-летию Департамента финансов г. Москвы коллективом экономистов совместно с историками была подготовлена богато иллюстрированная книга-альбом «История финансов Москвы» 15, где изображается история становления и развития городских финансов с 1699 по 1998 г. Раздел, посвященный периоду  1890-х – 1913 гг., написан Ю.А. Петровым и Л.Ф. Писарьковой в основном на материалах «Сборника очерков по городу Москве» и упомянутой публикации М.П. Авсаркисова.

    В 2010 г. увидела свет новая монография Л.Ф. Писарьковой16. В двух главах ее автор касается бюджетной проблематики: вопроса об источниках формирования городского бюджета, тенденции к муниципализации городских предприятий, финансовой политики правительства по отношению к Москве. Л. Ф. Писарькова поднимает проблему налогообложения недвижимого имущества, отмечает негативное воздействие винной монополии на доходы городского бюджета. Она указывает, что в начале ХХ века возможности роста доходов от прямого налогообложения были исчерпаны. Равным образом не оправдала себя «…ставка на городскую недвижимую собственность как на главный источник городских доходов»17. Особенностью Москвы автор считает очень высокий процент облигационных займов, потраченных на доходные предприятия18. Что касается расходной части московского бюджета, то здесь Л.Ф. Писарькова отмечает сокращение общегосударственных расходов, значительное увеличение доли расходов на городские предприятия, сокращение удельного веса «необязательных» расходов (кроме расходов на народное образование). В заслугу московским городским властям автор ставит муниципализацию предприятий, высокий профессионализм городского управления, масштабность его хозяйственной деятельности19.

    Историографический обзор литературы по теме показывает, что все еще остается неизученным значительный пласт финансовой проблематики истории Московского городского общественного управления. До сих пор не ясны причины слабого роста налоговой базы города (в первую очередь – «оценочного сбора» с недвижимых имуществ); не изучен состав городских владений, способы и результаты их хозяйственной эксплуатации; не определена эффективность инвестиций городских капиталов; не установлена взаимосвязь между расходными статьями московского городского бюджета. Все эти и ряд других вопросов находятся в фокусе настоящего диссертационного исследования. 

    Источники. Основными источниками по теме исследования являются разнообразные делопроизводственные документы Московского городского общественного управления. Главное место в них занимают документы бухгалтерского учета и отчетности. Их значимость для исследования определяется теми функциями, которые выполняет бухгалтерия в общественном и частном хозяйстве. Классик отечественной бухгалтерской науки С. М. Барац называл итальянскую двойную бухгалтерию «…тем маяком, который призван освещать путь предпринимателя, содействуя в значительной степени процветанию промысла». Как писал ученый,  «…бухгалтерия имеет целью дать объяснение всех имевших место в данном хозяйстве или влиявших на него фактов <…> Она должна быть организована так, чтобы во всякое время можно было без затруднения ознакомиться с состоянием данного хозяйства <…> и получить указания относительно мер, какие в данное время должно принять <…> Она должна, наконец, представить вполне точно доходность, как всего хозяйства <…> так и отдельных его отраслей»20.  

    Ежегодно  счетоводами Московской городской  управы составлялись два базовых  документа: проекты годовых смет доходов и расходов21, а также документы об их исполнении вместе с отчетом о текущем состоянии счетов и капиталов городского управления22. Смета являлась предварительным финансовым документом – в ней помещались суммы предполагавшихся городских доходов и расходов. Подготовкой смет занималась Московская городская управа. С 1868 г. «Смета доходов и расходов города Москвы» начинает издаваться в городской типографии.

    Примерно  к тому же времени относится появление  отчетных финансовых документов городского управления. Публикация «Отчетов о движении сумм города Москвы» началась с 1874 г., и продолжалась до революционных событий 1917 г.  (последним был издан отчет за 1916 г.).

    Каждый  такой отчет состоял из трех частей (формально разделяться на части  он стал с 1903 г.). Помимо отчета об исполнении сметы, в него помещались балансы городских предприятий и отраслей хозяйства, отчет о движении денежных сумм по неприкосновенным, специальным и депозитным капиталам. Важнейшей частью годового отчета выступал ежегодный бухгалтерский баланс вместе с сопроводительными к нему документами. Баланс дает нам информацию о капиталах города, его заемных средствах, прибылях и убытках от ведения городского хозяйства; имуществе по категориям: деньгах и ценных бумагах, земле и недвижимости, городских хозяйственных предприятиях. Принципиально городской баланс не отличался от баланса любого другого крупного капиталистического предприятия. Он дает достаточно полное и, в целом, достоверное представление о  движении городских капиталов, росте долгов и общей картине развития городского хозяйства.

     С 1912 г. в связи с сильным увеличением  оборотов городских предприятий  в качестве приложений к отчетам  городское управление стало издавать самостоятельные отчеты о деятельности главных городских предприятий (водопровода, канализации, городских железных дорог, боен, газового завода, ломбарда). Данные документы более детально описывали доходы и расходы указанных предприятий, состояние их капиталов и приводили разнообразные сведения по имуществу, персоналу служащих и рабочих.

     Муниципальные бюджеты, так же как и бюджеты российского самодержавного государства, отличались полнотой, разнообразием и достоверностью сведений, но отнюдь не их ясностью. В соответствии с требованиями законодательства городскими властями составлялся и публиковался во всеобщее сведение не нетто- (чистый), а брутто-бюджет. Точно так же составлялась и ежегодная государственная роспись доходов и расходов, о чем министр финансов С. Ю. Витте писал следующими словами: «В брутто-бюджете показаны полные цифры доходов без вычетов издержек по взиманию их; в свою очередь, и в группе расходов показываются не только расходы на содержание управлений и на активные мероприятия в пользу населения, но и расходы по взиманию и получению доходов. В нетто-бюджете доходы уже показываются за вычетом издержек взимания, и эти издержки не фигурируют более в расходном бюджете. Брутто-бюджет, очевидно, является более полным и потому может считаться более предпочтительным, хотя наряду с ним вообще желательно знать и действительную стоимость взимания государственных доходов»23.

    Московская  городская бухгалтерия была поставлена, можно сказать, почти что образцово. Большая заслуга в этом принадлежит  главному бухгалтеру управы (с 1897 г.) А. П. Рудановскому, профессиональному математику, выдающемуся практику и теоретику счетоводства, автору многих научных работ в этой области24. Его монография, посвященная работе с бухгалтерскими балансами25, имеет методическую ценность для историко-экономических исследований даже большую, чем известная статья И. Ф. Гиндина26.

    Необходимым дополнением к опубликованным отчетам выступают  архивные материалы, в первую очередь из фонда Московской городской управы и Московской городской думы Центрального исторического архива г. Москвы (ЦИАМ. Ф. 179). В фонде хранятся следующие документы: копии законодательных актов, делопроизводственная (инструкции, планы, проекты, доклады и докладные записки, переписка), финансовая (сметы и отчеты, ведомости, акты) и статистическая документация.

      Среди неопубликованных документов Московской городской думы ценная информация о городских финансах находится в докладах предварительных комиссий городской управы, докладных записках служащих управы и гласных думы, а также в деловой переписке по различным вопросам (о состоянии доходов и расходов города, функционировании городских предприятий, городском благоустройстве, об образовании и культуре, о благотворительности).

      Корпус  документов Московской городской управы сохранил для исследователей ведомости  и списки торгово-промышленных предприятий  города, окладные книги на них, прошения и переписку о планировании городской территории (частное строительство, обустройство городских улиц и площадей),  материалы о финансировании городских медицинских и образовательных учреждений. Документы отделений и отделов городского управления раскрывают те же вопросы более детально. В их числе доклады, проекты, сметы, отчеты, акты и ведомости кредитного и фондового отделов, отделов городских предприятий и учреждений (водопровода, канализации, трамвая, газового завода,  школ, больниц, богаделен и др.), а также переписка о реализации городских займов, устройстве, финансировании и функционировании городских предприятий и учреждений. 

      Большая часть как опубликованных, так  и архивных делопроизводственных документов финансового характера впервые в настоящем исследовании вводится в научный оборот.

    Финансирование  нужд московского городского хозяйства  отразилось и в целом ряде других архивных фондов ЦИАМ, в частности, Нижегородско-Самарского земельного банка (Ф. 278). В фонде Московского земельного банка (Ф.277) хранятся дела, содержащие сведения о выдаче ссуд учреждениям городского общественного управления под залог земельных участков, имений и городского недвижимого имущества, включающие закладные листы, описания участков имений, карты, планы и чертежи. 

    В списке дополнительных источников на первое место следует поставить  стенографические отчеты заседаний  Московской городской думы27 (издавались с 1875 по 1916 г.) и доклады Московской городской управы28 (издавались с 1865 по 1917 г.). Из недавних публикаций документов внутреннего делопроизводства, относящихся к теме настоящего диссертационного исследования, большой интерес представляют журналы заседаний обновленного Совета министров Российской империи. Постоянной темой обсуждения министров являлись текущие вопросы финансовой политики. В частности, мы узнаем, как шла разработка проекта закона о создании в стране специализированного банка для кредитования городов и земств (Касса городского и земского кредита)29.

      Особое место среди источников по теме диссертации занимают различные справочные издания. Многие из них хорошо знакомы исследователям30. Менее известны справочники со сведениями о состоянии финансов всех российских городов. Переработка помещенных в них данных дает возможность представить городские финансы Москвы в широком контексте развития городского хозяйства всей России. Первым в этом ряду следует назвать справочник, подготовленный в Министерстве внутренних дел и изданный в 1914 году31. В нем содержится информация о городах на 1 января 1910 г. (численность населения, величина городского бюджета в абсолютных цифрах и в пересчете на одного жителя, городские долги, ценность земли, зданий и сооружений на балансе городских общественных управлений и др.)

    Важным  источником по истории городских финансов за 1890-ые гг. выступает такой известный среди историков-экономистов справочник, как «Ежегодник» Министерства финансов. Формуляр «Ежегодников» менялся. Так, в 90-ые годы XIX в. «Ежегодники» помещали сводную погубернскую информацию о городских бюджетах. Из нее, например, выясняется, что в 1898 г. Москве принадлежало лидерство среди прочих городов Российской империи по абсолютным расходам на городское благоустройство (1,4 млн. руб.)32.    

    В 1912 г. Особенной канцелярией по кредитной части Министерства финансов был выпущен справочник со сведениями о городских публичных займах33. Он содержит информацию, касающуюся облигационной задолженности русских городов. Данное издание ценно еще и тем, что по городам, которые имели облигационный долг, приводятся дополнительно цифры полного долга, что позволяет получить объемное представление о всей совокупности заемных средств русских городов. 

    Очень интересным источником является «Ведомость цен на землю         в г. Москве для руководства при приеме в залог Московским городским кредитным обществом недвижимых имуществ». Ведомость составлена в виде таблицы; цена квадратной сажени земли дана по участкам (Арбатский, Городской, Сущевский и др.) В приложении дана картограмма цен на землю главнейших улиц и переулков г. Москвы34. Данные этого источника наглядно демонстрируют, что рост цен на городскую землю происходил неравномерно: быстро в центральных частях города и крайне медленно – на окраинах.

    Законодательные источники по теме исследования включают в себя Городовое положение 1892 г., Положение о земских учреждениях 1890 г., Положение о государственном  промысловом налоге 1898 г., Закон о государственном налоге с недвижимых имуществ 1910 г. и др. законы, определяющие развитие городских финансов. К  перечисленным законодательным актам примыкают правительственные распоряжения, пояснения, дополнения, комментарии, сенатские разъяснения.

    Большой массив информации по теме диссертационного исследования содержится в периодической печати. Ценность периодической печати как исторического источника состоит в ее злободневности. Все крупные финансовые проблемы государственного и общественного хозяйства, все существенные вопросы развития городского хозяйства подвергались заинтересованному обсуждению35. Однако информация периодической печати требует осторожного обращения, о чем много раз говорилось в специальной источниковедческой литературе.

    Привлеченные  документы и материалы личного происхождения для темы настоящего исследования имеют в основном вспомогательное значение36.  

     Научная новизна исследования состоит в систематическом и разностороннем изучении финансов и бюджета Московского городского общественного управления конца XIX - начала XX в. с привлечением многих новых источников, прежде всего материалов бухгалтерского учета и отчетности. 

    Практическая  значимость исследования.  Материалы диссертации могут быть использованы при выработке решений по проблемам современной городской финансовой политики. Материалы исследования, его положения и выводы окажутся полезными для преподавания курса истории России в вузах, чтения специальных курсов, на уроках истории в школах.

    Апробация концептуальных и научно-практических методов исследования прошла в форме докладов автора на заседаниях кафедры Истории России исторического факультета МПГУ и на заседаниях межвузовского научного семинара при кафедре Источниковедения исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, который действует в рамках реализации научного проекта «Индустриализация в России», поддержанного РФФИ (№ 96-06-80673).

     II. Основное содержание работы

      Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных  источников и литературы, а также 43 приложений (43 статистические таблицы и 5 диаграмм).

Информация о работе Московское городское общественное управление в конце XIX – начале XX века финансы и бюджет