Наличные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:43, реферат

Описание

Все предприятия независимо от организационно-правовых форм и вида деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и основную часть расчетов по своим обязательствам осуществлять в безналичном порядке. Однако существуют такие виды расчетов, которые требуют использования наличных денег, поэтому каждое предприятие должно иметь кассу, через которую осуществляются расчеты наличными деньгами. Операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности кассами предприятий, называются кассовыми операциями.

Работа состоит из  1 файл

Наличные расчеты.docx

— 126.48 Кб (Скачать документ)

Наличные  расчеты осуществляются при помощи различных видов денег: банкнот, металлических монет, иных кредитных инструментов - векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек. 

Все предприятия  независимо от организационно-правовых форм и вида деятельности обязаны  хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и основную часть расчетов по своим обязательствам осуществлять в безналичном порядке. Однако существуют такие виды расчетов, которые требуют использования  наличных денег, поэтому каждое предприятие  должно иметь кассу, через которую  осуществляются расчеты наличными  деньгами. Операции, связанные с  принятием, хранением, выдачей наличности кассами предприятий, называются кассовыми  операциями.

Выдача наличных денежных средств из кассы предприятия  сотрудникам может производиться  на следующие цели:

· на выплату  заработной платы;

· под отчет  на хозяйственные и операционные расходы;

· на командировочные  расходы;

· на выплату  пособий по социальному страхованию  и стипендий;

· на выдачу ссуд и тому подобные цели.

Наличные расчеты  между юридическими лицами по одному платежу ограничены размерами, устанавливаемыми ЦБ РФ, в настоящее время лимит  по одному договору установлен в сумме 100 тысяч рублей.

Для осуществления  расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу  и вести кассовую книгу по установленной  форме. Прием наличных денег предприятиями  при осуществлении расчетов с  населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными  формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным  главным бухгалтером или лицом  на это уполномоченным письменным распоряжением  руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового  аппарата.

Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или  надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и  др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия  или лицами на это уполномоченными. При выдаче денег по расходному кассовому  ордеру или заменяющему его документу  отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого  документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда  он выдан и забирает расписку получателя. Расписка в получении денег может  быть сделана получателем только собственноручно чернилами или  шариковой ручкой с указанием  полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег  по платежной (расчетно-платежной) ведомости  сумма прописью не указывается.

Все поступления  и выдачи наличных денег предприятия  учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной  или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.

Не смотря на минимизацию данного вида оборота  в расчетах на предприятии, следует  отметить, что наличные деньги являются достаточно универсальном платежным  средством, они легко могут быть обращены в безналичные деньги, в  свою очередь безналичные деньги не всегда можно быстро перевести  в наличные. Недостаток наличного  денежного обращения в том, что  оно менее прозрачно (нет фиксации платежей на счетах), то есть не учет данной денежной массы негативно сказывается на общую денежную систему. 
 

Под формой безналичных  расчетов понимают законодательно установленный  порядок совершения расчетов в безналичном  платежном обороте на основе документооборота, определяемого исполнением платежных  инструкций.

Сущность безналичных  расчетов состоит в том, что они  осуществляются при помощи банковских операций (посредством перечисления по счетам), используемых для замещения  наличныхденег.

     Бесперебойность расчетов обеспечивают следующие основные принципы организации безналичных  расчетов.  

  • Все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных норм.
  • Подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк.
  • Требование платежа должно  выставляться либо  перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка  платежей.  
  • Платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия.
  • Установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению.

     Соблюдение  этих принципов позволяет использовать безналичные расчеты в качестве важного инструмента развития рыночной экономики.

     В соответствии с «Положением о  безналичных расчетах в Российской Федерации»  зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится в в следующих формах:

     а) расчеты платежными поручениями;

     б) расчеты по аккредитиву;

     в) расчеты чеками;

     г) расчеты по инкассо,

Расчеты платежными поручениями

     При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренный законом.

     Поручение плательщика исполняется банком при наличии средств на счете  плательщика, если иное не предусмотрено  договором между плательщиком и  банком. Поручения исполняются банком с соблюдением очередности списания денежных средств со счета. Платежные поручения предоставляются в банк на бумажных носителях или в электронной форме. Если платежные поручения даются на бумажных носителях, они должны быть подписаны собственноручными подписями уполномоченных лиц, заверены оттиском печати в соответствии с заявленными образцами. Для электронных платежных поручений, передаваемых по каналам связи, каждый банк определяет порядок приема таких документов, их защиты, оформления.

     Платежное поручение должно содержать следующие  реквизиты: наименование расчетного документа; номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки; наименование плательщика, его ИНН, номер его  счета в банке, наименование и  реквизиты банка плательщика; наименование получателя средств, его ИНН, номер  его счета в банке, наименование и реквизиты банка получателя средств; назначение платежа; сумма  платежа (цифрами и прописью).

     Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными поручениями приведена на рис.1.

     Значение  расчетов платежными поручениями состоит  в том, что не требуется больших  затрат на их проведение, высокую скорость совершения платежей и возможность  для плательщика предварительной  проверки качества оплачиваемых товаров. Поэтому на них приходится основная доля расчетов в хозяйственных процессах.

     Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями:

     1 - договор поставки товаров (выполнения  работ, оказания услуг);

     2 - поставка товаров, выполнение  работ, оказание услуги (пересылка  счета-фактуры);

     3 - платежное поручение покупателя;

     4 - списание средств с расчетного счета покупателя на счет поставщика;

     5 - списание средств с корреспондентского счета покупателя на счет банка поставщика, кредитовое авизо о перечислении средств;

     6 - выписка из расчетного счета  плательщика о списании суммы;

     7 - выписка из расчетного счета  получателя о поступлении средств.

Расчеты по аккредитиву

     При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку (исполняющему банку) произвести платежи получателю средств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

     В заявлении на аккредитив должны быть отражены следующие реквизиты: номер  договора, по которому открывается  аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива); наименование поставщика; наименование банка, исполняющего аккредитив; место  исполнения аккредитива; полное и точное наименование документов, против которых  производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок  оформления; вид аккредитива с  указанием по нему необходимых данных; для отгрузки каких товаров (оказания услуг) открывается аккредитив; срок отгрузки (оказания услуг); сумма аккредитива; способ реализации аккредитива (путем платежа по предъявлении документов, оплаты, акцепта или учета переводного векселя).

     В аккредитивном заявлении могут  быть отражены и другие дополнительные условия, например запрещение частичных  выплат; способ транспортировки груза, отгрузка товаров в определенных пунктах назначения и др.

     Аккредитивы могут открываться следующих  видов: покрытые или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

     Покрытыми считаются аккредитивы, при которых  банк – эмитент обязан перечислить  сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика или предоставленного ему кредита в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия обязательства банка-эмитента. При открытии непокрытого аккредитива исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

     Отзывным  признается аккредитив, который может  быть изменен или отменен банком-эмитентом  без предварительного согласования с получателем средств. Безотзывным  считается аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован  без согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий  банк может подтвердить безотзывный  аккредитив. Тем самым он принимает  на себя наряду с эмитентом обязательства  по аккредитиву.

     Достоинством  аккредитива является то, что с  его помощью обеспечиваются гарантия платежа и возможность получения  его в оптимальный срок после  отгрузки товаров. Недостаток расчетов аккредитивом - отвлечение из оборота  покупателя средств, так как он резервирует  их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

     Аккредитив  предназначен для расчетов с одним  получателем средств и может  предусматривать акцепт (согласие) уполномоченного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от использования аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена  условиями аккредитива. Платеж по аккредитиву  производится вбезналичной форме путем перечисления общей суммы или частичных платежей на счет получателя средств.

Информация о работе Наличные расчеты