Наличные расчеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:43, реферат

Описание

Все предприятия независимо от организационно-правовых форм и вида деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков и основную часть расчетов по своим обязательствам осуществлять в безналичном порядке. Однако существуют такие виды расчетов, которые требуют использования наличных денег, поэтому каждое предприятие должно иметь кассу, через которую осуществляются расчеты наличными деньгами. Операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличности кассами предприятий, называются кассовыми операциями.

Работа состоит из  1 файл

Наличные расчеты.docx

— 126.48 Кб (Скачать документ)

     Порядок расчетов по аккредитиву в банке-эмитенте и исполняющем банке разный.

     Получив бланк аккредитива, банк-эмитент  открывает его и ведет учет сумм покрытых (депонированных) аккредитивов и сумм гарантий по непокрытым (гарантированным) аккредитивам. В случае отзыва или  изменения условий аккредитива  плательщиком в банк представляется соответствующее распоряжение, составленное в произвольной форме, суммы неиспользованного  покрытого аккредитива зачисляются  на счет плательщика по аккредитиву. Исполняющий банк зачисляет на соответствующий  балансовый счет поступившие от банка-эмитента денежные средства и ведет расчеты  по ним в пределах срока действия аккредитива.

     Закрытие  аккредитива в исполняющем банке  производится по истечении его срока  в сумме аккредитива или его  остатка. В условиях аккредитива  можно предусмотреть отказ от аккредитива до истечения срока  его действия по заявлению получателя или по распоряжению плательщика  средств. При отзыве аккредитива  он закрывается или его сумма  уменьшается. Неиспользованная или  отозванная сумма покрытого аккредитива  возвращается исполняющим банком платежным  поручением банку-эмитенту одновременно с закрытием аккредитива или  уменьшением его суммы.

     Схема документооборота при аккредитивной  форме расчетов (по покрытому аккредитиву) приведена на рис. 1.

     Рис. 1. Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов:

     1 - оформленный бланк аккредитива;

     2 - учет открываемого аккредитива  в банке-эмитенте (приход по внебалансовому счету 90907), передача документов на ВЦ для перевода денег в исполняющий банк;

     3 - оформление документов, прошедших  через ВЦ, передача их в РКЦ;

     4 - оформление кредитового авизо  и отсылка его с бланком  аккредитива в адрес РКЦ (филиал  Б);

     5 - зачисление средств на корсчет  исполняющего банка;

     6 - передача документов в исполняющий  банк;

     7 - бронирование средств на отдельном  счете для расчетов с поставщиком;

     8 - уведомление поставщика об открытии  в его адрес аккредитива (передача  экземпляра бланка аккредитива);

     9 - отгрузка товара покупателю;

     10 - передача реестра счетов, транспортных  и других документов, подтверждающих  отгрузку товаров, для получения  платежа;

     11 - зачисление средств на счет  поставщика;

     12 - пересылка реестров с приложением  счетов-фактур и отгрузочных документов  в банк-эмитент;

     13 - расход внебалансового счета 90907;

     14 - передача реестра, счетов-фактур  и транспортных документов покупателю (плательщику). 

Расчеты чеками

     При расчетах чеками производится списание банком средств по распоряжению чекодателя. Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями. Они могут быть использованы клиентами кредитной организации, выпускающей чеки, а также вмежбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений. Приобретая товар или получая услуги, предприятие выписывает расчетный чек и передает его поставщику - получателю средств (рис.1).

     Рис. 1. Расчеты с помощью чеков:

     1 - покупатель направляет в банк  заявление на выдачу чековой  книжки;

     2 - банк выдает чековую книжку  или разовый чек;

     3 - отгрузка товара или оказание  услуг;

     За - оплата товара чеком;

     4 - поставщик предъявляет чек в  банк к оплате, последний списывает  средства со счета плательщика  (покупателя) и зачисляет их на  счет поставщика.

     Расчеты чеками регулируются Гражданским кодексом РФ (гл. 877 - 885).

Расчеты по инкассо

     При расчетах по инкассо банк-эмитент  обязуется по поручению и за счет клиента на основании расчетных  документов осуществить действия по получению от плательщика платежа. Расчеты в порядке инкассо  ведутся на основании платежных  требований, оплата которых может  производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых осуществляется без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке). Для проведения расчетов банк-эмитент может привлекать другой исполняющий банк.

     Платежные требования и инкассовые поручения  предъявляются получателем средств (взыскателем) плательщику через  обслуживающий его банк. Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их в исполняющий банк. Платежные требования и инкассовые поручения регистрируются в исполняющем банке в журнале с указанием номера счета плательщика, номера, даты и суммы каждого расчетного документа. При отсутствии и недостаточности денежных средств на счете плательщика платежные требования и инкассовые поручения помещаются в картотеку, о чем сообщается банку-эмитенту, который доводит извещение до клиента. Оплата расчетных документов производится полностью или частично по мере поступления денежных средств на счетплательщика в очередности, установленной законодательством. При неполучении платежа либо извещения о постановке в картотеку банк-эмитент может по просьбе получателя средств направить в исполняющий банк запрос о причине неоплаты (рис. 1).

     Рис. 1. Схема расчетов по инкассо:

     1 - покупатель и поставщик заключают договор, в котором определяют порядок и форму расчетов (инкассо), а также перечень отгрузочных и товарораспорядительных документов, которые должен будет представить поставщик для получения платежа;

     2 - поставщик готовит комплект документов, указанных в договоре (включая счета-фактуры и др.). Вместе с расчетными документами этот комплект поставщик представляет в банк, которому он поручает операцию инкассирования;

     3 - банк поставщика, проверив наличие  всех реквизитов и идентичность  заполнения всех экземпляров  расчетных документов, направляет  их с отгрузочными и товарораспорядительными  документами в банк покупателя  с инструкциями в отношении  перевода средств, полученных  от покупателя;

     4 - банк покупателя, получив указанные  документы, направляет ему извещение  о том, что документы получены, и просит акцептовать и/или  оплатить их;

     5 - покупатель акцептует или оплачивает  представленные расчетные документы.  После оплаты банк покупателя  выдает ему отгрузочные и товарораспорядительные  документы, и покупатель вступает  во владение товаром;

     6 - полученные от покупателя средства  банк покупателя переводит в  банк поставщика;

     7 - банк поставщика зачисляет полученную  из банка покупателя сумму  на счет поставщика.

     Платежное требование представляет собой расчетный  документ,  содержащий требование кредитора (получателя средств) к плательщику об уплате долга через банк, и может осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Платежное требование применяют при расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги).

     Срок  для акцепта платежных требований устанавливается сторонами в  договоре и не может превышать 5 дней. Отказ от акцепта должен быть мотивирован. Акцептованное платежное требование списывается мемориальным ордером  с внебалансового счета учета сумм расчетных документов, ожидающих акцепта для оплаты, и оплачивается со счета плательщика. При отказе от акцепта платежное требование возвращается в банк - эмитент вместе с экземпляром заявления об отказе от акцепта и возвращается получателю средств. При частичном отказе от акцепта платежное требование списывается в полной сумме и оплачивается в сумме, акцептованной плательщиком.

     Расчеты платежными требованиями без акцепта  плательщиков производятся банком при  наличии договоренности в договоре банковского счета либо в дополнительном соглашении к договору. Основанием на безакцептное списание является предоставление плательщиком в обслуживающий банк сведений о получателе средств, наименовании товаров (работ и услуг), за которые будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право безакцептного списания).

     На  основании инкассовых поручений  предусмотрено бесспорное списание средств со счетов предприятий государственными налоговыми инспекциями при взыскании  недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет;

     • сумм штрафов и при иных санкциях, предусмотренных законодательными актами;

     • по исполнительным и приравненным к  ним документам.

     Расчеты в форме инкассо широко распространены в международных платежах по контрактам на условиях коммерческого кредита. На инкассо зарубежными банками  принимаются финансовые и коммерческие документы. 
 

3. Денежный  поток предприятия представляет  собой совокупность распределенных  во времени поступлений и выплат  денежных средств, генерируемых  его хозяйственной деятельностью.

     Высокая роль эффективного управления  денежными потоками предприятия  определяется следующими основными  положениями:

     1. Денежные потоки  обслуживают осуществление  хозяйственной деятельности  предприятия практически  во всех ее аспектах. Образно денежный поток можно представить как систему "финансового кровообращения" хозяйственного организма предприятия. Эффективно организованные денежные потоки предприятия являются важнейшим симптомом его "финансового здоровья", предпосылкой достижения высоких конечных результатов его хозяйственной деятельности в целом.

     2. Эффективное управление  денежными потоками  обеспечивает финансовое  равновесие предприятия  в процессе его  стратегического  развития. Темпы этого развития, финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени. Высокий уровень такой синхронизации обеспечивает существенное ускорение реализации стратегических целей развития предприятия.

     3. Рациональное формирование  денежных потоков  способствует повышению  ритмичности осуществления  операционного процесса  предприятия. Любой сбой в осуществлении платежей отрицательно сказывается на формировании производственных запасов сырья и материалов, уровне производительности труда, реализации готовой продукции и т.п. В то же время эффективно организованные денежные потоки предприятия, повышая ритмичность осуществления операционного процесса, обеспечивают рост объема производства и реализации его продукции.

     4. Эффективное управление  денежными потоками  позволяет сократить  потребность предприятия  в заемном капитале. Активно управляя денежными потоками, можно обеспечить более рациональное и экономное использование собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников, снизить зависимость темпов развития предприятия от привлекаемых кредитов. Особую актуальность этот аспект управления денежными потоками приобретает для предприятий, находящихся на ранних стадиях своего жизненного цикла, доступ которых к внешним источникам финансирования довольно ограничен.

Информация о работе Наличные расчеты