Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 12:26, курсовая работа
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Виды и функции налогов………………………………………………...4
1.1. Сущность налогов………………………………………………………4
1.2. Основные функции налогов…………………………………………...6
1.3. Виды налогов и их классификация……………………………………7
1.4.Система выплаты налогов…………………………………………….10
1.5. Принципы налогообложения…………………………………………11
1.6. Структура налогов…………………………………………………….13
2. Налоги как инструмент регулирования бюджета……………………..15
2.1. Зависимость налогов от бюджетных систем………………………...15
2.2. Закрепленные и регулирующие доходные источники……………...16
2.3. Инструменты налогового регулирования……………………………19
2.4. Бюджетное регулирование и его основные методы………………...21
Заключение…………………………………………………………………23
Список используемой литературы………………………………………..24
Важно отметить, что отнесение налога к тому или иному уровню осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства.
На практике это означает, что независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решение по отдельным вопросам взимания налогов (определение конкретных размеров ставок, расширение перечня налоговых льгот и т.д.) соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Следовательно, уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов Российской Федерации, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании доходов местных бюджетов. Кроме закрепленных за ними местных налогов, они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов Российской Федерации.
Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
Региональными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ, которые вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
● налоговую ставку (но в пределах, устанавливаемых Кодексом);
● порядок и сроки уплаты;
● формы отчетности;
● налоговые льготы и основания для их использования.
Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
К региональным налогам и сборам относятся:
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Местными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами данных субъектов РФ.
Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения:
● налоговую ставку (в пределах, устанавливаемых Кодексом);
● порядок и сроки уплаты;
● формы отчетности;
● налоговые льготы и основания для их использования.
К местным налогам и сборам относятся:
◘ земельный налог;
◘ налог на имущество физических лиц.
Зачисление
налоговых поступлений в
Применение налогов – один
из экономических методов
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчётный доход и прибыль предприятия.
Налоги должны стать не только орудием сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны. Они должны способствовать структурно-технологическому совершенствованию производства, сбалансированию экономических интересов, укреплению на паритетных началах всех форм собственности.
На современном этапе развития законодательства аналитиками предлагается 2 основные меры по совершенствованию практики взимания налогов:
1.Созданная
целостная система
Но ведь налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.
Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Значит, первая мера- обеспечение предприятий и население информацией, ведь незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства.
2. По оценкам зарубежных экспертов, западные предприниматели ухитряются скрыть от налогообложения от 10 до 30% своих доходов. По мнению специалистов Государственной налоговой службы России, у нас эта цифра может быть и больше. В прошлом году налоговыми органами было выявлено и доначислено в бюджет 10,6 млрд.рублей (из них только по Москве - 1 млрд.200 млн.). Активность в поиске утаенных доходов едва ли снизится: до 10% средств, дополнительно взысканных в ходе проверок, поступает в фонд социального развития налоговой службы. Доходы утаивают в основном из-за обилия налогов и больших ставок. Эта информация для разработчиков законов, ведь именно снижением ставок возможно стимулировать людей платить налоги в полном объеме.
Список используемой
литературы:
1. Адкинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по
экономической теории государственного
сектора - М., 2002.
2. Алексашенко С. Налоговые реформы в развитых
странах: опыт 80-х. - М. , 2003.
3. Глухов В. В.,Дольде И.В. Налоги: теория
и практика. Уч. Пос., - СПб., 2002.
4. Гуреев В.И. Российское налоговое право.
- М., 2002.
5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система
России. - Уч. пос., - М., 2001.
6. Дробозина Л.А. Общая теория финансов.
– М., 2001.
7. Иванеев А.И. Налогообложение иностранных
компаний и предприятий с участием иностранных
инвестиций. - М., 2003.
8. Родионова В.М. Финансы: Уч. пособ. - М.:
Финансы и статистика, 2003.
9. Касьянов М. М. Налоги должны обогащать
страну, гарантируя благополучие граждан
// Российская газета. 2006 г. № 101. С. 2, 13, 22
– 23.
10. Кочетова Н. Налог на доходы физических
лиц // Аудит и налогообложение. 2005 г. №
1. С. 25 – 28.
11. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Черника
Д. Г. 3-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005.
688 с.
12. Налоги: Учеб. пособие /Под ред. Д.Г. Черника
- М., Финансы и статистика, 2003.
13. Налоговый кодекс РФ (Часть 1) // Экономика
и жизнь. 2003 г. № 30.
14. Налоговый кодекс РФ (Часть 2) //Экономика
и жизнь. 2003 г. № 32.
15. Налоговая политика в индустриальных
странах: Сборник обзоров // Под ред. В.С.
Аваева - М. 2005.
16. Налоговые системы зарубежных стран.
Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника - М., 2005.
17. Петрова Г.В. Налоговое право. - М., 2004.
18. О порядке исчисления и уплаты в бюджет
налога на прибыль предприятий и организаций:
Инструкция МНС РФ № 62 от 15.06.2000 // Экономика
и жизнь. 2000 г. № 39. С. 7 – 14.
19. Сакс Джефри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика.
Глобальный подход. - М., 2003.
20. Школяр Н.А. Бюджетная политика и практика.
- М., 2003.
21. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение:
Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. 429 с.
Информация о работе Налоги как инструмент регулирования бюджета