Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является анализ условий налогообложения малого бизнеса.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа состоит из  1 файл

курсовая!!!!!!!!.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

      К местным налогам отнесены: земельный  налог и налог на имущество физических лиц.

      Субъекты  малого предпринимательства, являющиеся собственниками земли, должны уплачивать земельный налог.

      1. Земельный налог

      Земельный налог устанавливается Налоговым  кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

      Устанавливая  налог, представительные органы муниципальных  образований определяют налоговые  ставки в пределах, установленных  главой 31 НК РФ, порядок и сроки  уплаты налога, также могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и  порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

      Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

      Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

      Не  признаются объектом налогообложения  земельные участки:

      - изъятые из оборота в соответствии  с законодательством РФ;

      - занятые особо ценными объектами  культурного наследия народов  Российской Федерации, объектами,  включенными в Список всемирного  наследия, историко-культурными заповедниками,  объектами археологического наследия;

      - предоставленные для обеспечения  обороны, безопасности и таможенных нужд;

      - ограниченные в обороте в соответствии  с законодательством РФ, в пределах  лесного фонда;

      - занятые находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда, за  исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

      Налоговая база определяется как кадастровая  стоимость земельных участков. Кадастровая  стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством  РФ.

      Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

      Налогоплательщики-организации  определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

      Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, определяют налоговую  базу самостоятельно в отношении  земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

      Налоговым периодом признается календарный год.

      Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

   Поступления от земельного налога в полном объеме зачисляются в местный бюджет.

      1. Специальные налоговые режимы

      Начиная с 1998 года в Российской Федерации проводится реформа налогообложения, затрагивающая и малый бизнес. Одним из важных положений этой реформы является введение специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.

      Налоговый кодекс РФ (НК РФ) определяет специальный налоговый режим следующим образом: специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

      Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ в РФ введен специальный налоговый режим  – упрощенная система налогообложения, учета, отчетности для субъектов  малого предпринимательства (УСН).

      Применение  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.

      Следующим этапом реформирования налогообложения  малого бизнеса явилось введение Федеральным законом от 31.07.98 г. № 148-ФЗ системы налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для определенных видов деятельности (ЕНВД).

      Таким образом, в настоящее время в  РФ для малого бизнеса установлены  и действуют два специальных  налоговых режима, различающиеся  тем, что при применении первого  из них - УСН – учитываются результаты финансово-хозяйственной деятельности, при применении ЕНВД налогом облагается вмененный доход, не зависящий от результатов деятельности предприятия.

      В 2002 году сделан очередной шаг в  реформировании и упрощении налогообложения  малого бизнеса в РФ с принятием  Федерального закона от 24.07.02 № 104-ФЗ. Этим законом введены в действие с 01.01.2003 две главы НК РФ, регулирующие применение следующих специальных налоговых режимов: глава 26.2 “Упрощенная система налогообложения” и глава 26.6 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”.

   Упрощенная  система налогообложения

      Следует отметить, что законодатель в данном случае вообще отказался от применения термина “субъект малого предпринимательства”. Таким образом, в настоящее время  расширен круг юридических лиц, имеющих право на применение УСН. Одновременно с этим введены новые критерии, ограничивающие возможность применения указанного специального налогового режима:

  • Организации, имеющие в своем составе филиалы, не вправе применять УСН.
  • Ограничения по численности работников до 100 человек независимо от вида деятельности.
  • Доля непосредственного участия в уставном (складочном) капитале других юридических лиц не должна быть более 25 %.
  • Остаточная стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, не должна превышать 100 млн. руб.
  • Величина дохода не должна превышать 20 млн.рублей в год.
  • УСН не применяется организациями, применяющими другие специальные налоговые режимы.

      Кроме перечисленных, глава 26.2 НК РФ ограничивает применение УСН по видам деятельности: не вправе применять УСН банки, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.д. Полный перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять УСН, приведен в ст. 346.12 НК РФ.[9, c. 47] 

Порядок применения упрощенной системы налогообложения

      Упрощенная  система налогообложения для  налогоплательщиков привлекательна с  точки зрения возможной минимизации  налогообложения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели  при упрощенном режиме налогообложения  находятся в относительно равных условиях. Тем не менее, некоторые различия все же есть. Поэтому рассмотрим, что дает применение упрощенного режима налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по отдельности.

      Юридические лица

      Согласно  п.2 ст.346.11 применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • единого социального налога;
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

      Уплата  вышеперечисленных налогов заменяется уплатой единого налога.

     Все другие налоги, не указанные в перечне, налогоплательщики уплачивают в  соответствии с общим режимом налогообложения.

      Индивидуальные  предприниматели

      Согласно  п.3 ст.346.11 применение упрощенной системы  налогообложения индивидуальными  предпринимателями предусматривает  замену уплаты следующих налогов:

  • налога на доходы с физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;
  • налога на имущество, в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
  • единого социального налога с доходов от предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя;
  • единого социального налога с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу наемных работников;
  • налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

      Уплата  вышеперечисленных налогов заменяется уплатой единого налога.

      Поскольку индивидуальный предприниматель —  прежде всего физическое лицо, то он может работать в качестве наемного работника на предприятиях и организациях, у других индивидуальных предпринимателей. Поэтому освобождение от уплаты вышеперечисленных налогов действительно только в отношении предпринимательской деятельности, доходы от которой облагаются налогами по упрощенному режиму налогообложения.

      Все другие налоги, не указанные в перечне, налогоплательщики уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

      В настоящее время плательщики  упрощенного режима налогообложения  лишены права руководствоваться  только гл.26.2 НК РФ и вынуждены тщательно  отслеживать все изменения в налоговом законодательстве на предмет того, не появилась ли обязанность по уплате того или иного налога.

      Кроме вышеперечисленных налогов и  сборов особое внимание следует обратить на то, что организации и индивидуальные предприниматели — плательщики упрощенного режима налогообложения являются также плательщиками:

      - страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование в соответствии  с законодательством РФ. Страховые  взносы на обязательное пенсионное  страхование имеют «двойное значение». Во-первых, потому что существует обязанность по их начислению и уплате. Во-вторых, уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование влияют на сумму единого налога, подлежащего уплате при упрощенном режиме налогообложения в бюджет. При этом индивидуальные предприниматели должны начислять взносы на обязательное пенсионное страхование, как со своих доходов, так и с доходов, начисленных в пользу наемных работников;

      - страховых взносов на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ. Для некоторых бухгалтеров все налоги, исчисляемые с начисленной заработной платы работникам, с учетом налоговых вычетов ассоциируются с «налогами с заработной платы». К ним относятся ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налог на доходы с физических лиц. Плательщики упрощенного режима налогообложения освобождены от уплаты только ЕСН. А в состав ЕСН из платежей, производимых в ФСС для организаций, входят только взносы на обязательное социальное страхование. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не входят в состав ЕСН и поэтому подлежат уплате налогоплательщиками при упрощенном режиме налогообложения.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы