Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является анализ условий налогообложения малого бизнеса.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Работа состоит из  1 файл

курсовая!!!!!!!!.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

    При расчете ЕНВД учитываются корректирующие коэффициенты базовой доходности К1 и К2, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

    К1 - устанавливаемый на календарный  год коэффициент-дефлятор, учитывающий  изменение потребительских цен  на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    К2 - корректирующий коэффициент базовой  доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

    Объектом  налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

    Налоговой базой для исчисления суммы единого  налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному  виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.[12, c. 57]

Значения  корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,01 до 1 включительно. 

  1. Проблемы  и перспективы развития системы  налогообложения малого бизнеса  в РФ
    1. Проблемы  налогообложения малого бизнеса

По сути, все недостатки существующей налоговой  системы можно свести к трем основным:

  1. Она сложна и запутанна. Фактически не соблюдается норма Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы "каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить". Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бух. учету и налогам.
  2. Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.
  3. Нестабильность законодательства.

     В налоговой сфере существует ряд  проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. В первую очередь это  проблемы, которые возникают при  применении единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности (ЕНВД). Одна из них заключается в том, что базовая доходность определяется, по сути, методом проб и ошибок. По ряду видов деятельности она существенно завышается, что приводит к фактической неспособности индивидуальных предпринимателей уплачивать налоги. Представляется необходимым переходить на определенные методики, позволяющие объективно оценивать базовую доходность, так как от объективности установления данного параметра напрямую зависит размер уплачиваемого предпринимателями налога.

     Для ЕНВД установлена обязательность применения. Но этот режим налогообложения касается только видов деятельности, которые могут осуществляться любой организацией независимо от численности работников, от доли участия других организаций и т.д. Логика законодателя заключалась в том, чтобы в тех сферах, в которых затруднен налоговый контроль, установить базовую доходность и на ее основании вменить определенную сумму налога, которая исчисляется с учетом возможных поправочных коэффициентов.

     В настоящее время поднимаются  вопросы, и совершенно справедливо, об экономической обоснованности этого налога. При установлении базовой доходности ЕНВД должен быть проведен экономический анализ деятельности соответствующих категорий налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, переведенных на уплату этого налога, с тем, чтобы налоговая нагрузка для этого вида деятельности соотносилась бы с теми доходами, которые получает индивидуальный предприниматель.

     Развитие  законодательства в рамках ЕНВД проходит по пути ограничения сферы действия данного специального налогового режима. Так, с 2008 года не могли применять ЕНВД крупнейшие налогоплательщики. С 2009 года введены новые ограничения: доля участия других организаций - не более 25%, численность работников - не более ста человек. Отдельные виды деятельности прямо исключаются из возможности применения данного налогового режима, например услуги по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Особое исключение из применения специального налогового режима в виде ЕНВД - это патентные системы. Если законом субъекта Российской Федерации введена патентная система и индивидуальный предприниматель выбрал патент, он не переводится на уплату ЕНВД.

     Рассматривая  патентную систему как специальный  налоговый режим в рамках упрощенной системы налогообложения, можно отметить, что 60 видов предпринимательской деятельности с 2009 года могут быть переведены на патентный режим. Для этого должен был быть принят закон субъекта Российской Федерации, при этом данный субъект должен установить патентную систему для всех видов предпринимательской деятельности и определить размер потенциального дохода, который применим к каждому конкретному виду предпринимательской деятельности.

     Ограничение, которое не позволяет эффективно применять этот режим, заключается в установлении в абзаце втором п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ не более 30-кратного значения доходности по какому-либо виду деятельности, от базовой доходности, установленной для ЕНВД, если виды деятельности совпадают.

     Согласно  п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ плательщик ЕНВД, который по итогам налогового периода не соответствует требованиям пп. 1, 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ (среднесписочная численность превышает 100 человек или доля юридических лиц в УК компании больше 25%), считается утратившим право на применение "вмененного" режима. Это означает автоматический переход на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям. При этом традиционные налоги исчисляются и уплачиваются так же, как если бы организация (индивидуальный предприниматель) была только что зарегистрирована1.

     Если  вести несколько видов деятельности на одной общей площади (например, оказываете услуги общественного питания  и осуществляете розничную торговлю в одном помещении, оказываете услуги по ремонту автомобилей и хранению автомобилей на территории одной автостоянки и т.п.), то неизбежно возникнет проблема с тем, какую площадь учитывать при расчете ЕНВД. Речь идет о тех случаях, когда площадь не разделена в правоустанавливающих и инвентаризационных документах2. Применение физических показателей для предприятий розничной торговли, переведенных на ЕНВД, нередко вызывает споры между бизнесменами и налоговиками. Чаще всего сотрудники ФНС предъявляют претензии к налогоплательщикам из-за неполной уплаты налога, потому что последние применяют физическим показатель «торговое место», а не «площадь торгового зала»3. Например: Чтобы вести торговлю, ИП Иванов И.И. арендовал помещения в разных торговых центрах: 2 для торгового зала (69 кв. м. и 60 кв. м.) и под склад 15,4 кв. м. А при сдаче очередной декларации по ЕНВД было указано, что налог по названным объектам исчислен с применением физического показателя «торговое место». Однако представитель фирмы был не согласен с выводами налоговиков. Подавая заявление в суд, он отметил, что арендуемые помещения являются объектами стационарной сети, не имеющими торгового зала. Дело в том, что они не обеспечены подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также зонами для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

     Однако  при проверке этой декларации у налоговиков  возникли вопросы. Они сочли, что  в данном случае показатель «торговое  место» неприемлем. Для арендованных помещений в здании торговых центров  скорее подойдет понятие «павильон», поскольку они являются стационарными обособленными помещениями. А значит, при исчислении ЕНВД следовало применять физический показатель «площадь торгового зала». Таким образом, неосторожное обращение с терминологией грозило обернуться уплатой рассчитанной чиновниками недоимки, а также пенями и штрафом. 
 
 

 

3.2.   Перспективы развития налогообложения малых предприятий в современной        России.

 

      Еще несколько лет назад большинство  малых предприятий облагались  налогами по стандартной общепринятой  системе налогообложения. В соответствии с такой системой они должны были уплачивать все виды действующих на то время налогов.

        Хотя в главе 25 НК РФ с 2004 года не содержится информации о возможности получения льгот по налогу на прибыль малыми организациями, тем не менее, на протяжении предыдущих нескольких лет была предусмотрена возможность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль. Однако от подобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений отдельными регионами своим правом создавать для некоторых категорий налогоплательщиков «благоприятные» условия деятельности, результатом которых стали значительные потери средств для бюджетной системы страны.  
      Хотя и применения НДС на практике свидетельствует о весомом количестве злоупотреблений, в связи с исчисленьями, но это не сказывается на росте его абсолютных и относительных показателей.

    Даже после доработок, проведенных над упрощенной системой налогообложения, в ней остались некоторые недостатки, например:

  1. Курсовые разницы.
  2. Смена объекта налогообложения. В статье 346.14 сказано, что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всего срока применения УСН. Т.к. ситуация на рынке нестабильна, возникают ситуации, требующие определенных перемен. А в данном случае это -просто невозможно.

    Однако, несмотря на недостатки и недоработки, УСН все же помогает разрешить  ряд проблем малого бизнеса, что  подтверждается количеством добровольно  перешедших на УСН налогоплательщиков.

    Несправедливым  по отношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности, исчисляемый на основе данных бухгалтерского  учета и статистики: он ставит мелкий, средний и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.

       Простота  исчисления налога позволяет избежать значительных неосознанных налоговых правонарушений. Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес. Налоговые органы России, его территориальные подразделения могут теперь лучше исполнить свою главную задачу – осуществить контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

       Закон "О едином налоге на вмененный  доход" является очередным шагом  для снижения налогового бремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, а также для увеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков.[5, c. 74]

    Говоря  о перспективах специальных налоговых  режимов, можно сказать, что исходя из логики развития законодательства, скорее всего, преимущественно будет развиваться патентная система. При наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации индивидуальный предприниматель, сравнив доходность, скорее всего, будет избирать именно этот режим налогообложения. Стоимость патента будет относительно низкой при достаточно широком перечне видов деятельности, возможности привлечения наемных работников, приобретения патента на срок от одного месяца до одного года. Возможно, патентная система заменит в перспективе ЕНВД.

 

       

Заключение

   Исторический  опыт становления и развития налоговой  системы свидетельствует о том, что последняя формируется и  функционирует  в тесной связи  с экономической, политической и  социальной ситуацией. Неоднократные попытки государства увеличить доход бюджета за счет жестких мер приводили к временным положительным эффектам, которые перерастали в длительные периоды стагнации всей экономики и препятствовали развитию предпринимательской деятельности. Лояльная налоговая политика государства в силу специфики российского налогоплательщика приносила в отдельные периоды истории не меньший урон бюджетной системе страны. Таким образом, до настоящего момента процессы реформирования российского налогового законодательства, в том числе и в отношении малого предпринимательства, еще окончательно не завершены, а их результаты в очередной раз ощутит на себе бюджетная система государства.

   Отсутствие  адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков – малых, средних, крупных не позволяет оценить эффективность общепринятой налогообложения при ее применении субъектами малого предпринимательства, равно как и провести ее сравнение со специальными налоговыми режимами, действующими в отношении малого бизнеса.

   Подводя итог проделанной работе, можно выделить ряд ключевых моментов:

    1. Понятие малого предпринимательства может устанавливаться непосредственно различных форм государственной поддержки, в том числе и для целей налогообложения. Правильность определения этой категории особенно важна, когда одной из целей государственной политики в сфере налогообложения, является поддержка и развитие данного сектора экономики.
    2. сегодня можно выделить три подхода к налогообложению субъектов малого бизнеса: обычная система налогообложения, упрощенная система налогообложения учета и отчетности; система налогообложения вмененного дохода.
    3. в настоящее время существует множество проблем, связанных с налогообложением малых предприятий, которые можно свести к трем основным моментам: сложность и запутанность налоговой системы, чрезмерно высоко налоговое бремя, нестабильность законодательства
    4. практика применения этих [ЕСН и ЕНВД] систем налогообложения к субъектам малого предпринимательства свидетельствует о необходимости их серьезного реформирования с целью создания благоприятных условий для легального развития малого бизнеса.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы