Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание

Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ - показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах, наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами.

Содержание

Введение......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы РФ.........................4
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем.............................................................................................................4
1.2 Принципы построения налоговой системы..............................................5
1.3 Характеристика налоговой системы Российской Федерации......................6
Глава 2. Анализ налоговых доходов в бюджет Российской Федерации.............11
2.1 Анализ налоговых доходов за 2011 год..............................................11
2.2 Анализ налоговых доходов за январь – апрель 2012 года..................16
Глава 3. Проблемы и перспективы налоговой системы.............................21
3.1 Проблемы развития современной налоговой системы............................21
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ.....................................22
Заключение.......................................................................28
Список использованных источников....................................................29

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение......................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы РФ.........................4

1.1 Понятие, основные характеристики  и принципы построения налоговых систем.............................................................................................................4

1.2 Принципы построения налоговой  системы..............................................5

1.3 Характеристика налоговой системы Российской Федерации......................6

Глава 2. Анализ налоговых доходов  в бюджет Российской Федерации.............11

2.1 Анализ налоговых доходов  за 2011 год..............................................11

2.2 Анализ налоговых доходов  за январь – апрель 2012 года..................16

Глава 3. Проблемы и перспективы  налоговой системы.............................21

3.1 Проблемы развития современной  налоговой системы............................21

3.2 Перспективы развития налоговой  системы РФ.....................................22

Заключение.......................................................................28

Список использованных источников....................................................29

 

Введение

В условиях  рыночных отношений  и особенно в переходный  к рынку период налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Рассмотрение налогообложения  как средства регулирования предпринимательской  активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Баланс интересов государства  и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в  настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания.

Именно налоговая система на  сегодняшний  день  оказалась,  пожалуй, главным предметом дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики. На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению.  Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически  заново, сегодня  очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению,  в которых можно было  бы  найти  грамотные, глубоко  продуманные,  просчитанные предложения по созданию именно  российской  налоговой  системы,  отвечающей   нашим   российским реалиям.

 

Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы РФ

1.1 Понятие,  основные характеристики и принципы  построения налоговых систем

Прежде чем давать характеристику и анализировать налоговую систему  Российской Федерации, представляется целесообразным дать понятие «налоговой системы», рассмотреть основные характеристики и принципы налоговых систем, обобщив отечественный и зарубежный опыт. [2; с. 134]

В современных литературных источниках приводятся следующие понятия налоговых  систем:

1) Налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

2) Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

3) Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. [3; с. 144]

4) Налоговую систему можно определить  как целостное единство четырех  основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

К системообразующим условиям (факторам) формирования и функционирования налоговых систем относятся:

- собственная налоговая доктрина  и налоговая политика государства;

- законодательная база для строительства  налоговой системы;

- механизм установления и ввода  в действие налогов и сборов;

- виды налогов;

- порядок распределения налогов по уровням бюджетной системы;

- система налоговых органов;

- формы и методы налогового  контроля и др.

К экономическим факторам, характеризующим  налоговую систему можно отнести  следующие показатели: полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотношение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли. Наряду с экономическими факторами для построения налоговой системы определяющее значение имеют факторы политического и правового характера. К таким факторам можно отнести: распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра. [4; с. 147]

 

1.2 Принципы построения налоговой системы

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих  принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения  и принцип равенства прав налогоплательщиков – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип не дискриминации (нейтральности)  налогообложения в отношении  форм экономической деятельности  – налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания  препятствий реализации гражданами  своих конституционных прав –  недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций; [5; с. 151]

5) принцип определённости правил  налогообложения – при установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения;  акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

 

1.3 Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Созданная в Российской Федерации  налоговая система по своей общей  структуре и по перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения в странах с рыночной экономикой.

Рассмотрим исторические аспекты  формирования современной налоговой  системы Российской Федерации. В  её развитии выделяют следующие этапы: становления, неустойчивого налогообложения, подготовки налоговой реформы, реформирования налоговой системы.

Основы становления современной  налоговой системы в Российской Федерации были заложены в конце 1991 года. Был принят Закон РФ от 27.12.91 г. "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации", который устанавливал общие вопросы налоговых взаимоотношений между государством и налогоплательщиками.

Этот закон впервые в новейшей истории России установил общие  принципы построения налоговой системы, определил перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. В него были включены положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

С принятием выше названных законов  впервые в России была создана налоговая система. Необходимость ее создания была вызвана экономическими преобразованиями, переходом к рыночной экономике. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, способствовать снижению инфляции.

Созданная налоговая система в  первые годы реформ в экономике России в определенной степени выполняла  свою роль. Она обеспечивала минимальные  потребности государства в финансовых ресурсах на всех уровнях бюджетной системы. [6; с. 141]

Однако по мере углубления рыночных преобразований всё очевиднее выявлялись недостатки действующей налоговой  системы, она все более становилась  несоответствующей происходящим изменениям в экономике.

Поэтому следующий этап развития налоговой системы характеризуется как этап неустойчивого налогообложения. В течение ряда лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Они решали лишь узкие вопросы и не затрагивали основные положения построения налоговой системы. При этом вносимые изменения в налоговое законодательство не всегда были обоснованными.

Имела место высокая налоговая  нагрузка на законопослушных налогоплательщиков. Большое количество льгот, многочисленные лазейки для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и незаконопослушных налогоплательщиков. Это способствовало развитию теневой экономики. Все более проявлялась фискальная функция налогов, а налоговые поступления в бюджет государства сократились, что приводило к росту бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Возникла необходимость изменения налоговой политики государства. [6; с. 145]

Итак, дадим характеристику основных элементов налоговой системы  Российской Федерации на современном  этапе.

Элементами любой системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

На территории нашей страны взимают  три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов;

- налог на наследование и  дарение;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. В настоящее время к региональным налогам относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее время к местным налогам относятся: [7; с. 145]

- земельный налог;

- налог на имущество физических  лиц.

Специальные налоговые режимы:

- единый сельскохозяйственный  налог;

- единый налог на вмененный  доход от отдельных видов деятельности;

- налогообложение при упрощенной системе налогообложения;

- налогообложение при выполнении  соглашений о разделе продукции;

- таможенная пошлина и таможенные  сборы.

Федеральные, региональные и местные  налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы  в соответствии с принятыми  в государстве законами.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу. [9; с. 166]

Законодательные органы субъектов  Федерации принимают законы о  налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

Информация о работе Налоговая система РФ