Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа

Описание

Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ - показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах, наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами.

Содержание

Введение......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы РФ.........................4
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем.............................................................................................................4
1.2 Принципы построения налоговой системы..............................................5
1.3 Характеристика налоговой системы Российской Федерации......................6
Глава 2. Анализ налоговых доходов в бюджет Российской Федерации.............11
2.1 Анализ налоговых доходов за 2011 год..............................................11
2.2 Анализ налоговых доходов за январь – апрель 2012 года..................16
Глава 3. Проблемы и перспективы налоговой системы.............................21
3.1 Проблемы развития современной налоговой системы............................21
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ.....................................22
Заключение.......................................................................28
Список использованных источников....................................................29

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

 

3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ

Налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем совершенствовании. Попытаемся выделить основные направления совершенствования налоговой системы РФ:

1) по мере снижения обязательств  государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок - сокращение числа налогов и налоговых ставок вполне может привести к тому, что многие налогоплательщики "выйдут из тени", перестанут скрывать свои налоги. Так, например, было в 2006 году, когда произошло значительное снижение ставки единого социального налога, что не только не привело к уменьшению собираемости указанного налога, а, наоборот, к значительному росту его поступлений в бюджет. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности - часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов. [11, с. 65]

2) сделать налоговую систему  более справедливой по отношению  к налогоплательщикам, находящимся  не только в разных экономических  условиях, но и с учетом единого  экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.

3) налоговая система должна обеспечить  снижение уровня издержек исполнения  налогового законодательства как  для государства, так и для  субъектов налога. Действительно,  система налогового администрирования является, по сути, одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

Для достижения указанной цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

- законодательно ликвидировать  многочисленные налоговые льготы  как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

- законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

- ликвидировать в налоговом  законодательстве все условия,  способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

- законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения  и ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

Реализация указанных мероприятий  будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит: [11, c. 66]

- выровнять условия налогообложения  для всех субъектов налога  посредством отмены исключений  и налоговых льгот;

- добиться отмены налогов и  сборов, взимаемых без учета результатов  реальной хозяйственной деятельности  субъектов налога;

- привести налоговую базу по  взимаемым налогам в соответствие  с экономическим содержанием  деятельности субъекта налога;

- провести комплекс мер организационного  характера по повышению уровня  собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

- снизить общее налоговое бремя  посредством более равномерного  распределения налоговой нагрузки  между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;

- упростить налоговую систему  за счет сокращения общего  числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых  платежей, замены ряда видов налогов  единым налогом на доход субъекта налога.

4) необходимо обеспечить стабильность  налоговой системы и налогового  законодательства - действительно,  в настоящее время, в течение  календарного года принимается  множество поправок в налоговом  законодательстве. За ними должны следить как работники налоговых служб, так и работники бухгалтерий хозяйствующих субъектов. Это приводит к значительному увеличению трудоемкости ведения налогового учета на предприятиях, к налоговым ошибкам и так далее. Кроме того, неопределенная ситуация с налогами не только на долгосрочную, но и на среднесрочную перспективу сильно затрудняют организациям среднесрочное и стратегическое планирование, поскольку предсказать налоговую составляющую нашей экономики на длительный срок возможным не представляется. Нестабильность налогового законодательства приводит и к тому, что в силу непредсказуемости отечественной налоговой системы, к нам боятся ехать зарубежные инвесторы. В связи с этим представляется целесообразным принимать законодательные акты, касающиеся налогообложения на длительный срок. [11; с. 63]

5) упростить методики исчисления  налогов - в первой главе говорилось, что методики исчисления ряда  налогов в нашей стране сильно  отличаются от тех, которые  применяются в других развитых  странах. Например, в состав расходов при исчислении налога на прибыль традиционно включаются все расходы, связанные с бизнесом. У нас же предприятия имеют возможность включать далеко не все расходы - например, командировочные, представительские и другие расходы включаются только в пределах норм. Это сильно усложняет ведение как налогового учета хозяйствующим субъектом, так и проверку налоговым расчетов налоговым инспектором и делает систему налогового администрирования громоздкой и неэкономичной.

6) необходимо также пересмотреть нормы амортизационных отчислений - дело в том, что в настоящее время за счет амортизации покрывается только часть расходов на восстановление основных средств, что приводит к их чрезмерному физическому износу. Целесообразно внедрение прогрессивных норм амортизации, позволяющих полностью амортизировать основные средства уже в первые годы их эксплуатации.

7) в настоящее время налоговое  законодательство при исчислении  конкретных налогов практически  не принимает во внимание фактор  инфляции - необходимо совершенствовать методики расчета налогов.

8) одним из важных направлений  совершенствования налоговой системы  является совершенствование налогового  документооборота - необходимо интенсивное  и расширенное внедрение электронных  процессов с целью упрощения  процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения решений - определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков появилась возможность сдавать налоговую отчетность по электронной почте. [11; с. 69]

9) введение инвестиционных льгот  по налогу на прибыль - с  принятием главы 25 НК РФ была  отменена льгота, которая исключала  из налогообложения доходы, направляемые  на инвестиции хозяйствующих  субъектов. 25 глава НК РФ требует,  чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом. Как показывает практика, после введения 25 Главы НК РФ собственные инвестиций предприятий снизились примерно на 26 %, что, естественно, неблагоприятно сказывается на развитии хозяйствующих субъектов, поскольку именно инвестиции традиционно являются главным источником развития предприятий. На наш взгляд, налоговое законодательство должно строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие народного хозяйства, предоставлять хозяйствующим субъектам через экономию на налогах дополнительные средства на инвестиции, на развитие. Это одна из основных функций государственного регулирования. При том, что в стране провозглашается политика привлечения иностранных инвестиций, инвестиционная активность отечественных предпринимателей по каким-то причинам через систему налогового законодательства не стимулируется. Поэтому возврат к налоговым льготам по налогу на прибыль представляется, по моему мнению, необходимым шагом.

В Налоговый кодекс планируется  внести ряд поправок, которые введут так называемый институт предварительного уведомления о трансфертных сделках. [11, с. 70]

Плюс к этому Минфин предполагает усовершенствовать администрирование  одного из главных налогов - НДС. Во-первых, будет внедрена система специальной  регистрации плательщиков НДС. Каждому  зарегистрированному плательщику  налога будет присваиваться идентификационный номер. При этом предприниматели и компании не будут по умолчанию признаваться налогоплательщиками НДС. Однако в обязательном порядке НДС станут выплачивать фирмы, у которых выручка превышает законодательно установленную величину (от 4 млн. руб. до 20 млн. руб. в год). Также Минфин намерен составить более подробный перечень документов, подтверждающих право на применение нулевой ставки НДС

Также правительство планирует  обсудить совершенствование налога на добычу полезных ископаемых. В частности, Минфин предлагает проводить ежегодную индексацию НДПИ по природному газу на число, большее уровня прогнозируемой на год инфляции.

Документ может быть дополнен еще  рядом предложений. Так, Минобразования уже заявило о желании расширить перечень льгот для предприятий, занятых в инновационной сфере. Минэкономразвития предлагает ускорить процесс создания института регистрации налогоплательщиков НДС. Наконец, консультационный совет по иностранным инвестициям намерен добиваться улучшения процедур налогового администрирования. [11, с. 72]

 

Заключение

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом  государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет  налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

Говоря о проблемах современной  налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования - налоговая система  РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ - показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах, наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами.

Анализ проблем обеспечения налоговыми доходами бюджетов различных уровней - как налоговые доходы федерального бюджета, так и налоговые доходы бюджетов субъектов РФ демонстрируют положительную динамику; анализ также показал, что большая часть налогов аккумулируется в федеральном бюджете, что ограничивает финансовые возможности и самостоятельность региональных органов власти в принятии решений.

 

Список использованных источников

1. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования  налоговой системы России // Налоговые  споры: Теория и практика. - 2009.- № 9.- С. 51-56

2. Александров И.М. Налоги и  налогообложение: учебник для  студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям – М.: ИНФРА-М, 2009. – 317 с.

3. Вещунова Н.Л. Налоги Российской  Федерации. – СПб.:Питер, 2008. –  416 с.

4. Климова М.А. Налоги и налогообложение.: Учеб. пособие.- 5-е изд.- М.: РИОР, 2009.- 200 с.

5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник – М.: Дело, 2004. – 400 с.

6. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2008. – 299 с.

7. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.

8. Налоговая система РФ в 2010-2012 годах серьёзно не изменится  - Минфин/ Трухин И.// Аудит.- 2009.- №4.- С. 27-28

9. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.

10. Сделать налоговую систему  конкурентоспособной: налоговые  изменения должны стимулировать  создание новых предприятий//Аудит. - 2009. - № 3.-С.8

11. Юрзинова И.Л. Концепция налоговой  политики как механизма согласования  экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов//Финансы и кредит. - 2008. - № 37. - с. 62-72


Информация о работе Налоговая система РФ