Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:50, курсовая работа
Анализ структуры и динамики налоговых доходов консолидированного бюджета РФ - показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, как в текущих, так и в сопоставимых ценах, наибольший доход в нашей стране приносят таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами.
Введение......................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы РФ.........................4
1.1 Понятие, основные характеристики и принципы построения налоговых систем.............................................................................................................4
1.2 Принципы построения налоговой системы..............................................5
1.3 Характеристика налоговой системы Российской Федерации......................6
Глава 2. Анализ налоговых доходов в бюджет Российской Федерации.............11
2.1 Анализ налоговых доходов за 2011 год..............................................11
2.2 Анализ налоговых доходов за январь – апрель 2012 года..................16
Глава 3. Проблемы и перспективы налоговой системы.............................21
3.1 Проблемы развития современной налоговой системы............................21
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ.....................................22
Заключение.......................................................................28
Список использованных источников....................................................29
Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
- законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативных правовых актов
органов муниципальных
Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.
Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Вторая часть НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.
Глава 2. Анализ налоговых доходов в бюджет Российской Федерации
2.1 Анализ налоговых доходов за 2011 год
В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.
Рис. 1
Формирование всех доходов в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.
Рис. 2
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг. приведена на следующем графике.
Рис. 3
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)
Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 927,7 млрд. рублей (85%). В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)
Из общей суммы 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 372,1 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года –ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре 2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%). (Рис. 3)
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)
Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений налога на имущество физических лиц в связи с изменением сроков его уплаты.
Налога на имущество физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.
Снижение поступлений обусловлено изменением с 01.01.2011 срока уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.
Налога на имущество организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.
Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.
Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)
Рис. 4
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%, НДС - 39% и налога на прибыль – 8%.
Рис. 5
В консолидированные бюджеты
Формирование доходов
Рис. 6
2.2 Анализ налоговых доходов за январь – апрель 2012 года
В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2012 года поступило 3 493,8 млрд. рублей, что на 9,7% больше, чем в январе-апреле 2011 года.
Рис. 1
Формирование всех доходов в январе-апреле 2012 года на 81% обеспечено за счет поступления НДПИ – 24%, налога на прибыль организаций - 20%, НДС - 19% и НДФЛ - 18%. По сравнению с январем-апрелем 2011 года совокупная доля указанных налогов снизилась на 2 п.п.
Рис. 2
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2011–2012 гг. приведена на следующем графике.
Рис. 3
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации январе-апреле 2012 года составили 706,2 млрд. рублей, что на 17,4% меньше, чем в январе-апреле 2011 года. (Рис. 3)
Снижение поступлений налога на прибыль организаций объясняется тем, что значительная часть суммы налога, причитающаяся к уплате в апреле 2012 года, была зачислена в бюджеты всех уровней в мае 2012 года, что связано со сроком уплаты налога на прибыль организаций 28 апреля (последний рабочий день месяца).
Из общей суммы поступления в федеральный бюджет составили 99,6 млрд. рублей (14%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 606,6 млрд. рублей (86%). В январе-апреле 2011 года указанное соотношение было 12% и 88% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-апреле 2012 года поступило 663,1 млрд. рублей, или на 9,8% больше, чем в январе-апреле 2011 года. (Рис. 3)
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в январе-апреле 2012 года поступило 30,0 млрд. рублей, или на 9,8% больше, чем в январе-апреле 2011 года. Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2012 года составили 228,7 млрд. рублей, что на 31,8% больше, чем в январе-апреле 2011 года. (Рис. 3)
Из общей суммы января-апреля 2012 года поступления в федеральный бюджет составили 96,2 млрд. рублей (42%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 132,5 млрд. рублей (58%).
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в январе-апреле 2012 года 254,7 млрд. рублей, что на 4,3% больше января-апреля 2011 года. (Рис. 3)
Налога на имущество физических лиц в январе-апреле 2012 года поступило 0,8 млрд. рублей, или в 2,4 раза меньше, чем в январе-апреле 2011 года.
Снижение поступлений
Налога на имущество организаций в январе-апреле 2012 года поступило 187,4 млрд. рублей (74% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 12,3% больше, чем в январе-апреле 2011 года.
Транспортного налога в январе-апреле 2012 года поступило 16,2 млрд. рублей (6% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 46,1% меньше, чем в январе-апреле 2011 года.
Снижение поступления
Поступления земельного налога в январе-апреле 2012 года составили 50,3 млрд. рублей (20% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно января-апреля 2011 года на 11,1%. Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-апреле 2012 года поступило 839,0 млрд. рублей, или на 36,9% больше, чем в январе-апреле 2011 года, что обусловлено ростом цены на нефть с 99,0$ в декабре 2010 года – марте 2011 года до 115,0$ в декабре 2011 года – марте 2012 года, или на 16,1% и индексацией налоговой ставки при добыче нефти. (Рис. 3)
Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в январе-апреле 2012 года составили 1 728,9 млрд. рублей, что на 21,5% больше, чем в январе-апреле 2011 года.
Рис. 4
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 48%, НДС - 38%, налога на прибыль организаций и акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации – по 6%.
Рис. 5
В консолидированные бюджеты
Формирование доходов
Рис. 6
Глава 3. Проблемы и перспективы налоговой системы
3.1 Проблемы развития современной налоговой системы
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста. [10; с. 8]
В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы. [1; с. 54]
Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.
В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:
1. В науке налогового права
нет концептуального единства. Отмечаются
многовариантность, разнонаправ
2. Несовершенство налогового
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов. [8; с. 25]