Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление недостатков существующей в России системы налогообложения и возможных путей совершенствования этой системы.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: изучить историю развития налогообложения в России; рассмотреть существующую систему налогообложения; найти возможные пути совершенствования налоговой системы России.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
1.1 Возникновение налогов в России
1.2 Становление и развитие основ российского налогообложения
ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Система управления налоговыми органами и прогнозирование налоговых поступлений
2.2 Основные виды налогов в Российской налоговой системе.
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
3.1 Цели и задачи современной налоговой политики России.
3.2 Пути совершенствования налоговой системы России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Провозглашались тезисы об отмене подоходного налога с населения и введения системы платежей из прибыли, платы на фонды и нормируемые оборотные средства, помимо налога с оборота. В начале 1960-х годов от уплаты подоходных налогов освобождаются некоторые группы лиц и предприятий, занятых научно-техническим обслуживанием военной промышленности.
Система нормативных платежей предприятий и отчасти граждан в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом налоговой системы образца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системы и объем государственных расходов в 1990 году, Правительство М.С. Горбачева приступило к созданию концепции налоговой системы РСФСР.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92). Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.
Налоговая система Российской Федерации в 1992-1994 гг. по сравнению с советской налоговой системой претерпела существенные изменения, т.к. смена командно-административной системы управления на рыночную потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики. Но налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе сохранились ряд пережитков советской эпохи.
Главным изменением налоговой системы стало то, что основными налогами, обеспечивающими основную часть доходов бюджета, стали налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира. Эти налоги в 1998 г. обеспечили 86,7% от всех налоговых поступлений. Наиболее важным достижением реформы стала замена налога с оборота на налог на добавленную стоимость и акцизы.
События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы.
Важной особенностью 1999 г. стало практически повсеместное введение в регионах страны налога с продаж (в том числе в Москве), налоговая ставка которого варьировалась по регионам в пределах 2-5%. Но вводя налог с продаж, регионы в соответствии с законодательством должны отменить практически все другие местные налоги.
Таким
образом, конец 1980-х годов можно
назвать периодом возрождения налоговой
системы в России. Налоговая политика
вновь становится орудием политической
борьбы, в России Борис Ельцин вводит особый
суверенный режим налогообложения.
ГЛАВА
2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
2.1
Система управления налоговыми
органами и прогнозирование налоговых
поступлений.
Налоговыми органами Российской Федерации являются ФНС России, ее специализированные и территориальные подразделения (управления), а также ФТС России. В случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают также органы государственных внебюджетных фондов.
Налоговые
органы обязаны работать в рамках
законов, которые определяют налоговые
обязательства граждан и
Отсюда очевидно, что конечные объемы собираемых налоговых доходов зависят от трех факторов: установленных налоговых ставок, что входит в ведение правительства и законодательных органов; действенности налогового контроля, что определяется эффективностью работы налоговых органов; общей динамики экономического развития, которая может соответствовать или не соответствовать предвидениям правительства и ожиданиям рыночных агентов.
В эти условиях налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целом и ее субъектов, представляющего систему показателей и основных параметров по направлениям социально-экономического развития.
Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.
Исходной составляющей налогового прогнозирования является определение налоговой базы для каждого вида налога. Расчет налоговой базы проводится как на федеральном уровне (с учетом рассмотренных выше показателей), так и в региональном разрезе с учетом отраслевой структуры. При этом региональное налоговое планирование также основывается на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза микроэкономической ситуации в регионах.
При осуществлении планирования поступлений по важнейшим налогам и сборам, как правило, следует применять все вышеперечисленные методы.
Прежде чем приступить к оценке и прогнозу (планированию) налоговых поступлений, необходимо провести всесторонний и многофакторный анализ имеющихся фактических данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также проанализировать тенденции, складывающиеся в социально-экономическом развитии. Данное требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.
Оценка
и прогнозирование налогового потенциала
позволяют совершенствовать процессы
планирования налоговых поступлений на
различных уровнях бюджетной системы,
выявлять и сравнивать налоговые возможности
и уровень налоговой активности регионов
и тем самым стать одним из элементов системы
критериев оценки социально-экономического
развития субъектов РФ.
2.2
Основные виды налогов в
Согласно ст. 13-15 НК налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. К федеральным относятся: НДС, акцизы, подоходные налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, госпошлина и другие налоги и сборы; к региональным – налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и региональные лицензионные сборы; к местным – земельный налог, налог на имущество физических лиц и местные лицензионные сборы.
Федеральные налоги и сборы.
НДС. Это один из основных бюджетных доходов: его доля в налоговых поступлениях федерального бюджета составляет примерно 50%. НДС – один из самых распространенных косвенных налогов. Кроме выполнения чисто фискальной роли, НДС используется и как инструмент регулирования экономики.
Правила взимания налога регулируются гл.21 НК.
Плательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Налогоплательщик может быть освобожден от исполнения обязанностей по уплате НДС на 12 последовательных месяцев, если выручка от реализации товаров (услуг, работ) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн.руб.
Первоначально в погоне за ростом доходов бюджета ставки налога были явно завышены (в 1992 г. -28%). НК установил три ставки налога: 18% - основная ставка; 10% - ставка на ограниченный перечень товаров (некоторые продукты питания и товары для детей); 0% - ставка для экспортируемых товаров и услуг.
Акцизы. Отличительной особенностью акцизов от других видов налогов является то, что они взимаются только с отдельных видов товаров (продукции) путем включения акцизов в цены этих товаров (продукции).
Плательщиками являются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Под объектом налогообложения понимается не только реализация, но и передача в уставный капитал подакцизной продукции, собственное потребление и использование данной продукции для производства неподакцизной продукции.
НК установил ставки, которые постоянно индексируются. Перечень подакцизной продукции и соответствующие им ставки приведены в НК.
По данному налогу налоговый период – календарный месяц.
Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Налоговая ставка в основном устанавливается в размере 20% :
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год.
Налог на доходы физических лиц. Данный налог установлен гл. 23 НК и взимается на всей территории России.
Согласно ст. 209 НК объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами.
Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год.
Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении налога. Введенные четыре фиксированные налоговые ставки: 13% (основная ставка налога), 30% (на доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ), 35% (от стоимости любых выигрышей и призов, стоимостью выше 4 тысяч рублей); 9% (в отношении дивидендов полученных физическими лицами - резидентами).
Налог на добычу полезных ископаемых. Данный налог регулируется положениями гл.26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК.
Согласно ст. 334 НК налогоплательщиками выступают организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр, которые ведут добычу полезных ископаемых на территории РФ и на ее континентальном шельфе. Пользователями недр признаются организации и индивидуальные предприниматели, получившие лицензию на пользование участками недр в порядке, установленном законодательством РФ, при этом выдача лицензий осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.